Номер дела 2-1491/2017 (2-7510/2016;) ~ М-6193/2016
Дата суд акта 14 июня 2017 г.
Категория гражданского дела Споры, возникающие из жилищного законодательства -> О признании недействительным ненормативного акта,... -> по вопросам предоставления жилого помещения по договору социального найма и найма жилого помещения
Субъект РФ Новосибирская область
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Стороны по делу
ИСТЕЦ
ИСТЕЦ Лазутина П. А.
ИСТЕЦ Прокурор Калининского района города Новосибирска
ОТВЕТЧИК Мэрия города Новосибирска
ТРЕТЬЕ ЛИЦО Администрация Калининского района города Новосибирска
ТРЕТЬЕ ЛИЦО Правительство Новосибирской области
Представитель истца Сниккарс А.Н.
Представитель и+о? Ярославцева М.А.
Представитель и+о? Петросян Е.О.

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 июня 2017 года<адрес>

Центральный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьиПостоялко С.А.,

при секретареРумыниной С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <адрес> в интересах Лазутиной П. А., несовершеннолетней Лазутиной К. А. к Мэрии <адрес> о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> обратился в суд с иском к мэрии <адрес> и просил обязать предоставить Лазутиной П.А. в интересах несовершеннолетней Лазутиной К.А. вне очереди благоустроенное жилое помещение на территории <адрес> на условиях социального найма общей площадью не более 30 кв.м., с учетом права на жилое помещение по норме предоставления, общей площадью не менее 15 кв.м. и права на дополнительную жилую площадь не более 15 кв.м.

В обоснование заявленных требований процессуальный истец указал, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Лазутиной П.А. в интересах малолетней дочери Лазутиной К.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., об отказе предоставить жилое помещение. Истцы являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма, а именно одной комнаты (жилая площадь 19,5 кв.метров), в трехкомнатной квартире по <адрес>. В соответствии с договором социального найма от ДД.ММ.ГГГГ указанная комната была предоставлена на 5 человек. Согласно приказа администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Лазутина П.А. вместе со своими дочерями Лазутиной К.А. и Шеменковой К.А. приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях. Семья Истицы признана малоимущей. Малолетняя Лазутина К.А. является ребенком-инвалидом и страдает заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (пункт 3). Однако, в нарушение требований закона до настоящего времени, жилое помещение вне очереди не предоставлено.

Представитель процессуального истца Сниккарс А.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме и дала соответствующие пояснения.

Лазутина П.А., действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетней Лазутиной К.А., исковые требования поддержала в полном объеме и дала соответствующие пояснения.

Представитель мэрии <адрес> Ярославцева М.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве (л.д.31-33), дала пояснения.

Представитель правительства <адрес> Петросян Е.О., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, дала пояснения согласно письменным возражениям (л.д.41-44).

<адрес> в судебное заседание своего представителя не направила, была извещена судом надлежащим образом.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что Лазутина П.А. является матерью несовершеннолетних Шеменковой К.А. и Лазутиной К.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая является ребенком-инвалидом и страдает заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (пункт 3) (л.д.12,13) и имеет право на дополнительную площадь, на основании пункта 2 Перечня заболеваний, дающих право на дополнительную жилую площадь, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Лазутина П.А. и ее несовершеннолетние дети проживают в <адрес> в городе Новосибирске (л.д. 10-11).

Указанное жилое помещение они занимают на условиях безвозмездного найма жилого помещения, на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Жуковской Т.И., по условиям которого наниматель бессрочно владеет и пользуется жилым помещением, - комнатой площадью 19,5 кв.м. в трёхкомнатной <адрес> в городе Новосибирске.

Иного жилья, принадлежащего семье Лазутиных на праве или на условиях социального найма, нет (л.д.7-13).

Постановлением мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ семья Лазутоной П.А. признана малоимущей (л.д.5).

В соответствии с приказом главы администрации <адрес> -од от ДД.ММ.ГГГГ, Лазутина П.А. в составе семьи три человека (Лазутина П.А, несовершеннолетние Шеменкова К.А. и Лазутина К.А.) признаны нуждающимися в получении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма (л.д.8).

Несовершеннолетняя Лазутина К.А. является ребенком инвалидом, что подтверждается справкой МСЭ-2013 . Инвалидность установлена на срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13).

Статья 18 Конституции Российской Федерации предусматривает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2).

Цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В силу пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Перечень соответствующих заболеваний утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , в нем указаны хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, при которых совместное проживание в одной квартире с другими гражданами невозможно.

Согласно справке ГБУЗ «Городская клиническая больница » Лазутина К.А. по своему состоянию здоровья имеет право на внеочередное получение жилого помещения, поскольку страдает заболеванием, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно (пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.9).

Сведениями о том, что Лазутина К.А. ранее реализовала право на приватизацию, или является нанимателем или собственником жилого помещения суд не располагает. Доказательств обратному суду не представлено.

В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

При таком положении, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке органами местного самоуправления.

Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 6 статьи 17 указанного закона).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень заболеваний, дающий право на дополнительную жилую площадь.

Статьей 109 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Подпунктами 4.1. и 4.2. пункта 4 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом <адрес>, принятого Решением городского совета Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ , предусмотрено, что учетная норма площади жилого помещения устанавливается в размере 12 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма устанавливается в размере не менее 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

Статьей 16 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что комната относится к жилым помещениям.

Как было установлено, Лазутина К.А. проживает в квартире, состоящей из одной комнаты, общей площадью 19,5 кв.м. на условиях социального найма.

Совестно с Лазутиной К.А. проживают еще пять человек.

Подпунктом 2.3. пункта 2 Положения предусмотрено, что Мэрия <адрес> ведет в установленном порядке учет граждан, проживающих в городе Новосибирске и нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставляет в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда.

Подпунктами 5.3. и 5.4. пункта 5 Положения предусмотрено, что решение о признании граждан малоимущими и о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма принимает мэр. Полномочия наймодателя по договору социального найма жилого помещения осуществляет глава администрации района.

Таким образом, Лазутина К.А. являющаяся малоимущей, ребенком-инвалидом и страдающая тяжелой формой хронического заболевания имеет право на получение вне очереди отдельного благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 15 кв.м с учетом права на дополнительную жилую площадь.

Органом, обязанным предоставить Лазутиной К.А. жилое помещение, является мэрия <адрес>.

В силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

В соответствии с пунктом «ж» части1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно преамбуле Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов).

Положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14,50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14,19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135-138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).

Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пунк