Номер дела | 2-1482/2018 ~ М-49/2018 |
Дата суд акта | 11 апреля 2018 г. |
Категория гражданского дела | Споры, возникающие из семейных правоотношений -> Иные споры, возникающие при реализации Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Стороны по делу | |
ИСТЕЦ | не указан |
ОТВЕТЧИК | не указан |
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | не указан |
Представитель ответчика | Горшкова Е.С. |
Представитель ответчика | Лебедева Е.А. |
Центральный районный суд города Новосибирска
Максима Горького, ул., д.89, г. Новосибирск, 630099
Дело №2-
1482
/2018
11
апреля
2018г.
Центральный районный суд города Новосибирска в составе:
председательствующего судьи Александровой Е.А.,
при секретаре Бруеве Е.Е.,
Стариковой М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мазура Р. П. к мэрии города Новосибирска, Министерству труда и социального развития Новосибирской области, Правительству Новосибирской области, Министерству финансов и налоговой политики Новосибирской области о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Мазур Р.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с иском, в котором просит (с учетом уточнений), обязать мэрию г. Новосибирска предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории г. Новосибирска по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 30 кв.м.
В обоснование исковых требований указал, что он относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в МКУ Центр «Перспектива» (бывший детский дом №12) г.Новосибирска, на полном государственном обеспечении.
В соответствии с приказом Администрации Калининского района г.Новосибирска от 29.06.2010г., включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.
До настоящего времени жилое помещение не получил. Закрепленного на праве собственности жилого помещения не имеет либо на праве пользования по договору социального найма, что подтверждается ответом управления по жилищным вопросам мэрии г.Новосибирска.
Поскольку истец относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в его собственности жилого помещения не имеется, нанимателем жилого помещения по договору социального найма и членом семьи нанимателя жилого помещения по договору она не является, достиг возраста 18 лет, мэрия обязана предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма специализированного жилого помещения.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству в качестве соответчиков были привлечены к участию в деле Министерство труда и социального развития Новосибирской области, Правительство Новосибирской
области, Министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области.
Определением суда от 04.04.2018г. Прокуратура г. Новосибирска исключена из числа третьих лиц.
Истец Мазур Р.П., с учетом уточнений, в судебном заседании поддержал исковые требования, пояснил, что проживает совместно с Б. по адресу <адрес>. Данную квартиру снимают. Официально брак не зарегистрирован, 17.02.2018г. у них родилась дочь. В собственности жилого помещения нет.
Представитель ответчика мэрии г. Новосибирска, в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании представили письменный отзыв на исковое заявление.
Представитель ответчика Правительства Новосибирской области Горшкова Е.С. на основании доверенности от 12.10.2017г. ранее в судебном заседании поддержала доводы возражений.
Представитель ответчика Министерства труда и социального развития Новосибирской области Лебедева Е.А. на основании доверенности от 09.01.2018г. возражала против удовлетворения требований по основаниям указанным в письменных возражениях (л.д.40-42).
Представитель ответчика Министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ранее представили отзыв (л.д. 26-27), считают, что не являются ненадлежащим ответчиком по делу.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, установил следующее.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Как следует из материалов дела, Мазур Р. П., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживал в МКУ Центр «Перспектива» (бывший дом №12) и находился на полном государственном обеспечении с 11.09.2008г. по 31.08.2014г., что подтверждается справкой МКУ Центр «Перспектива» (л.д.5).
Согласно приказу главы администрации Калининского района
г. Новосибирска от 29.06.2010г. Мазур Р.П. поставлен на учет как нуждающийся во внеочередном предоставлении жилья.
По состоянию на 06.03.2018 года истец состоит под порядковым номером 208 (л.д.17-19).
Согласно акту о фактическом проживании от 12.03.2018г., Мазур Р.П. совместно с Б. и дочерью М. проживают по адресу
<адрес> 01.06.2016г. и по настоящее время (л.д.39).
Кроме этого, судом установлено, что у Мазур Р.П., его дочери М. недвижимого имущества не имеется на территории г. Новосибирска (л.д.34-38).
Б., допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля показала, что Мазур Р.П. является ее сожителем, имеют совместную дочь. Проживают по адресу <адрес>. Квартира с подселением. Она сама зарегистрирована по адресу: <адрес>, где проживала ранее бабушка, которая умерла. В этой квартире еще проживают отец и дядя.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 п. 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями
В соответствии со ст. 2 Закона Новосибирской области от 05.06.2013года № 331-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрен порядок формирования списка указанных лиц. Согласно указанному Закону формирование сводного списка осуществляется областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным в сфере опеки и попечительства. Сводный список формируется на основании списков, представленных органами местного самоуправления муниципального образования Новосибирской области. Лица включаются в список на основании письменных заявлений, поданных в уполномоченный орган.
В силу п. 4 ч. 1 ст.1 Закона Новосибирской области от 09.12.2005 года № 354 «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями» органы местного самоуправления муниципальных образований наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях (а именно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке".
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Аналогичные положения содержатся и Законе Новосибирской области от 05.06.2013года № 331-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Органом, обязанным предоставить Мазуру Р.П. жилое помещение, является мэрия г. Новосибирска в силу Закона Новосибирской области «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению граждан жилыми помещениями».
Определяя размер жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу, суд исходит из положений Закона Новосибирской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому Мазур Р.П. должно быть предоставлено жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 30 кв.м.
Субвенции на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам социального найма специализированных жилых помещений предоставляются из федерального бюджета и областного бюджета Новосибирской области.
Субсидии из федерального бюджета предоставляются в соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетами субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 №1203 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетами субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без помещения родителей, лицам из их числа по договорам социального найма специализированных жилых помещений».
Обеспечение жилыми помещениями данной категории граждан в соответствии с действующим законодательством относится к расходным обязательствам Новосибирской области.
При этом суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований, заявленных к другим ответчикам, поскольку, как установлено судом, органом, обязанным предоставить Мазуру Р.П. жилое помещение, является мэрия г. Новосибирска.
На основании ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Мазура Р. П. к мэрии города Новосибирска, Министерству труда и социального развития Новосибирской области, Правительству Новосибирской области, Министерству финансов и налоговой политики Новосибирской области о предоставлении жилого помещения – удовлетворить частично.
Обязать мэрию г. Новосибирска предоставить Мазуру Р. П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, на территории <адрес>, общей площадью не менее 30 кв.м. за счет средств областного бюджета Новосибирской области.
Решение суда может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения суда с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд
г. Ново