Номер дела | 2-1330/2018 ~ М-5816/2017 |
Дата суд акта | 2 апреля 2018 г. |
Категория гражданского дела | Прочие исковые дела -> прочие (прочие исковые дела) |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Стороны по делу | |
ИСТЕЦ | Прокурор Новосибирского района Новосибирской области |
ОТВЕТЧИК | муниципальное казенное образовательное учреждение - Марусинская средняя общеобразовательная школа №24 |
ОТВЕТЧИК | садовое некоммерческое товарищество "Ясень" |
ОТВЕТЧИК | Администрация Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области |
ОТВЕТЧИК | Администрация Новосибирского района Новосибирской области |
Представитель истца | Сниккарс А.Н. |
Представитель истца | Глухов С.С. |
Дело № 2-1330/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 апреля 2018 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе судьи Топчиловой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Гордеевой Д.Д.,
с участием представителя истца Сниккарс А.Н., представителя администрации <адрес> Глухова С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> к администрации <адрес>, администрации Криводановского сельсовета <адрес>, садовому некоммерческому товариществу «Ясень», муниципальному казенному образовательное учреждению – Марусинская средняя общеобразовательная школа № о признании бездействия незаконным, обязании обеспечить подвоз учащихся,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с указанным иском и просил признать бездействие ответчика по непринятию мер по организации подвоза обучающихся МКОУ Марусинская СОШ №, проживающих на территории микрорайона «Лебяжье» Криводановского сельсовета, в соответствии с требованиями СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» незаконным, обязать ответчика осуществить постановку на учет в Управление Росреестра по <адрес> участок автомобильной дороги от остановочного пункта ДНП «Усадьба Марьино» до микрорайона «Лебяжье», расположенном за границами населенного пункта <адрес> сельсовета в границах Криводановского сельсовета протяженностью 1600 метров как бесхозяйную, обязать ответчика обеспечить подвоз обучающихся МКОУ – Марусинская СОШ №, проживающих на территории микрорайона «Лебяжье», обязать ответчика привести участок автомобильной дороги, протяженностью 650 м от ДНП «Усадьба Марьино» в сторону микрорайона «Лебяжье» в соответствии с ГОСТ Р 50597-93, ГОСТ Р 52289-2004, обязать ответчика привести участок автомобильной дороги протяженностью 1600 метров от ДНП «Усадьба Марьино» до микрорайона «Лебяжье» в соответствии с требованиями таблицы 4 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85, ГОСТ 23457-86 обустроив обочинами; оборудовав перекресток дорожными знаками.
В ходе судебного разбирательства судом к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены администрация Криводановского сельсовета <адрес>, садовое некоммерческое товарищество «Ясень», муниципальное казенное образовательное учреждение – Марусинская средняя общеобразовательная школа №.
В дальнейшем истец отказался от требований в части обязания ответчика осуществить постановку на учет в Управление Росреестра по <адрес> участок автомобильной дороги от остановочного пункта ДНП «Усадьба Марьино» до микрорайона «Лебяжье», расположенный за границами населенного пункта <адрес> сельсовета в границах Криводановского сельсовета протяженностью 1600 метров как бесхозяйную дорогу, обязании привести участок автомобильной дороги протяженностью 650 м от ДНП «Усадьба Марьино» в сторону микрорайона «Лебяжье» в соответствии с ГОСТ Р 50597-93, ГОСТ Р 52289-2004, об обязании привести участок автомобильной дороги протяженностью 1600 метров от ДНП «Усадьба Марьино» до микрорайона «Лебяжье» в соответствии с требованиями таблицы 4 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85, ГОСТ 23457-86 обустроив обочинами; оборудовав перекресток дорожными знаками.
Определением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было прекращено производство по делу в части указанных требований.
В обоснование иска прокурор <адрес> указал, что ими была проведена проверка соблюдения законодательства об образовании, в ходе которой было установлено, что ответчик в нарушение требований законодательства не принимает мер к обеспечению подвоза обучающихся в муниципальном казенном образовательном учреждении – Марусинская средняя общеобразовательная школа №, проживающих на территории микрорайона «Лебяжье» Криводановского сельсовета в соответствии с требованиями СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
В судебном заседании представитель истца Сниккарс А.Н. поддержала доводы и основания иска в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что в настоящее время ими утвержден детский автобусный маршрут от Марусинской СОШ №, однако, обеспечить подвоз школьников из микрорайона «Лебяжье» не представляется возможным, поскольку в настоящее время до данного микрорайона отсутствует благоустроенная дорога, по которой возможно движение школьного автобуса. В случае удовлетворения требований прокурора, необходимо предоставление времени не менее 2 лет на исполнение решения, поскольку необходимо получить финансирование на строительство дороги, осуществить ее строительство и только после этого возможно начать осуществлять подвоз учащихся.
Администрация Криводановского сельсовета <адрес> была извещена судом надлежащим образом, о причинах неявки суд не известила.
Ответчики СНТ «Ясень», МКОУ – Марусинская средняя общеобразовательная школа № извещались судом надлежащим образом, судебные извещения возвращены в адрес суда за истечением срока хранения.
Суд, выслушав мнение представителя истца, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
В ходе судебного разбирательства установлено, что жители ДНП «Марусино-1», ДНП «Усадьба Марьино», ДНП «Лебяжье», ДНТ «Благое» обратились в компетентные органы и просили обеспечить подвоз обучающихся в муниципальном казенном образовательном учреждении – Марусинская средняя общеобразовательная школа №, проживающих на территории указанных районов Криводановского сельсовета к месту осуществления обучения (л.д.9).
Актом обследования дорожных условий и организации движения на школьном автобусном маршруте перевозки учащихся МКОУ-Марусинская СОШ № было зафиксировано, что движение школьного автобуса с целью организации перевозки обучающихся в муниципальном казенном образовательном учреждении – Марусинская средняя общеобразовательная школа №, проживающих на территории микрорайона «Лебяжье» Криводановского сельсовета по маршруту «<адрес>-ЖК «Соловьиная роща» - ДНП «Усадьба Марьино» - Микрорайон «Лебяжье» - <адрес>» возможно только до ДНП «Усадьба Марьино», в связи с отсутствием дорожного покрытия на остальной территории предполагаемого маршрута школьного автобуса (л.д.7-8).
<адрес> была проведена проверка соблюдения законодательства в области образования.
В ходе данной проверки было установлено, что администрацией <адрес> в нарушение законодательства не обеспечен подвоз обучающихся до МКОУ – Марусинская средняя общеобразовательная школа №, в связи с чем, истец обратился в суд.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях.
Согласно ст. 34 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" обучающимся предоставляются меры социальной поддержки и стимулирования, в том числе транспортное обеспечение в соответствии со статьей 40 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 1 ст. 40 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" транспортное обеспечение обучающихся определено как организация их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных частью 2 настоящей статьи, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте.
Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций.
Пунктом 2.5 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 189, предусмотрено, что в сельской местности пешеходная доступность для обучающихся общеобразовательных организаций составляет: - во II и III климатических зонах для обучающихся I ступени образования составляет не более 2,0 км; - для обучающихся II и III ступени образования - не более 4,0 км, в I климатической зоне - 1,5 и 3 км соответственно. При расстояниях свыше указанных для обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, необходимо организовывать транспортное обслуживание до общеобразовательной организации и обратно.
При расстояниях свыше указанных для обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, необходимо организовывать транспортное обслуживание до общеобразовательной организации и обратно. Время в пути не должно превышать 30 минут в одну сторону.
Подвоз обучающихся осуществляется специально выделенным транспортом, предназначенным для перевозки детей.
Оптимальный пешеходный подход обучающихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м. Для сельских районов допускается увеличение радиуса пешеходной доступности до остановки до 1 км.
Письмом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ N 08-988 направлены Методические рекомендации об организации перевозок обучающихся в образовательные организации (далее - Методические рекомендации), которые определяют основные мероприятия по повышению безопасности дорожного движения и обеспечению прав и законных интересов обучающихся и их родителей (законных представителей) при осуществлении перевозок обучающихся образовательных организаций автобусным транспортом, находящимся на законных основаниях (в собственности, лизинге, аренде), образовательных организаций и использующимся для собственных нужд.
Из п. 1.3 Методических рекомендаций следует, что к перевозкам обучающихся в том числе относятся:
- доставка обучающихся в образовательные организации;
- развоз обучающихся по окончании занятий (организованных мероприятий).
Пунктом 2.1 Методических рекомендаций предусмотрено, что маршруты для перевозки обучающихся определяются распоряжениями администраций муниципальных образований при соблюдении условий, обеспечивающих их безопасность.
Пунктами 2.2 - 2.5 Методических рекомендаций определено, что при разработке маршрутов для перевозки обучающихся необходимо учитывать требования Свода правил "СП 42.13330.2011. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89*" (утв. Приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ N 820), согласно которому транспортному обслуживанию подлежат обучающиеся сельских образовательных организаций, проживающие на расстоянии свыше 1 километра от организации. При этом предельный пешеходный подход обучающихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 метров. Оценка соответствия состояния автомобильных дорог и подъездных путей требованиям безопасности движения осуществляется на основе обследования, проводимого комиссией, формируемой по решению администрации соответствующей территории в составе работников организаций, осуществляющих перевозки обучающихся, работников дорожных, коммунальных и других организаций, в ведении которых находятся автомобильные дороги, улицы, железнодорожные переезды, а также сотрудников ГИБДД, Управления государственного автодорожного надзора. Комиссионное обследование дорожных условий на маршруте проводится не реже двух раз в год (весенне-летнее и осенне-зимнее обследования).
По результатам обследования дорожных условий производится составление акта, который передается в органы, уполномоченные исправлять выявленные недостатки и контролировать результаты этой работы.
При подготовке к осуществлению перевозок обучающихся определяются рациональные места сбора, посадки и высадки обучающихся. Остановочные пункты маршрутов автобусных перевозок детей оборудуются указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) детей. На указателях размещаются условное обозначение автобуса и опознавательного знака "Перевозка детей", надпись "Школьный маршрут" с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозку детей. Таким образом, местная администрация муниципального района для организации перевозки обучающихся детей в образовательное учреждение и обратно к месту жительства обязана утверждать маршрут перевозки в порядке, предусмотренном Методическими рекомендациями.
<адрес> является учредителем МКОУ – Марусинская средняя общеобразовательная школа №. Таким образом, именно на администрацию <адрес> возложена обязанность по организации бесплатной перевозки обучающихся.
Как следует из материалов дела, на момент обращения с иском в суд осуществление подвоза не осуществлялось, паспорт автобусного маршрута не утверждался.
ДД.ММ.ГГГГ, после подачи искового заявления в суд, был разработан и утвержден маршрут детского автобуса, осуществляющего подвоз детей по маршруту ДНП «Марьино», ДНП «Марусино» - <адрес> (л.д.27-36).
Согласно справке, составленной госинспектором полка ДПС ГИБДД ГУ МВД России по <адрес> М.В. Анохины ДД.ММ.ГГГГ, было проведено обследование пешего маршрута учащихся МКОУ – Марусинская средняя общеобразовательная школа № от крайних жилых зон в ДНП «Марусино», «Усадьба Марьино», Микрорайонов – «Лебяжье», «Благое», «Соловьиная Роща» до обустроенной остановки школьного автобуса на территории ДНП «Усадьба Марьион». Согласно указанной справке, протяженность пешего маршрута от остановки до микрорайона «Лебяжье» составляет 2150 метров.
Таким образом, на момент рассмотрения дела, установлен факт бездействия администрации <адрес> по обеспечению подвоза обучающихся в соответствии с требованиями законодательства.
В связи с изложенным, требование прокуратуры о признании бездействия администрации <адрес> незаконным и обязании устранить нарушение в виде обеспечения подвозки обучающихся в соответствии с требованиями законодательства является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В силу части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что в настоящее время отсутствует дорога, по которой возможен проезд школьного автобуса для обеспечения подвоза школьников, проживающих в микрорайоне «Лебяжбе», для исполнения настоящего решения необходимо строительство дороги, а администрация <адрес> является органом муниципальной власти, финансирование которого осуществляется за счет бюджетных средств, а использование предоставленного финансирования обусловлено проведением определенных законом процедур, суд полагает возможным установить срок для исполнения решения суда – до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
р е ш и л:
Исковые требования прокурора <адрес> к администрации <адрес>, администрации Криводановского сельсовета <адрес>, садовому некоммерческому товариществу «Ясень», муниципальному казенному образовательное учреждению – Марусинская средняя общеобразовательная школа № о признании бездействия незаконным, обязании обеспечить подвоз учащихся удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации <адрес>, выразившееся в непринятии мер по организации подвоза обучающихся в муниципальном казенном образовательном учреждении – Марусинская средняя общеобразовательная школа №, проживающих на территории микрорайона «Лебяжье» Криводановского сельсовета, в соответствии с требованиями СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях».
Обязать администрацию <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить подвоз обучающихся в муниципальном казенном образовательном учреждении – Марусинская средняя общеобразовательная школа №, проживающих на территории микрорайона «Лебяжье» Криводановского сельсовета, в соответствии с требованиями СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях».
В удовлетворении требований прокурора <адрес> к администрации Криводановского сельсовета <адрес>, садовому некоммерческому товариществу «Ясень», муниципальному казенному образовательное учреждению – Марусинская средняя общеобразовательная школа № отказать.
Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд вынесший решение.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ
КОПИЯ
Подлинное решение находится в материалах дела № _________/201__, находящегося в Центральном районном суде <адрес>
Судья Н.Н. Топчилова