Номер дела | 2а-2991/2018 ~ М-1838/2018 |
Дата суд акта | 28 апреля 2018 г. |
Категория гражданского дела | Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Стороны по делу | |
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Гладченко А. А. |
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Мэрия города Новосибирска |
Представитель истца | Никоненко Е.Г. |
Дело № 2а-2991/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 апреля 2018 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе судьи Топчиловой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Гордеевой Д.Д.,
с участием административного истца Гладченко А.А., представителя административного ответчика Никоненко Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Гладченко А. А. к мэрии <адрес> о признании незаконным отказа в согласовании маршрута публичного мероприятия и места его проведения, понуждении к устранению допущенных нарушений,
у с т а н о в и л:
Административный истец обратился в суд с административным иском и просил признать незаконным отказ в согласовании маршрута шествия и места проведения митинга и перенос публичного мероприятия в другое место, обязать административного ответчика исполнить обязанность, предусмотренную законом.
В обоснование своих требований административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ Сусловым А.В. было подано уведомление о проведении публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ в форме шествия от площадки здания № по <адрес> магистрали, по четной стороне <адрес> и митинга на площадке в театральном сквере. Гладченко А.А. в уведомлении указан как лицо, ответственное за безопасность публичного мероприятия. ДД.ММ.ГГГГ в своем уведомлении мэрия <адрес> фактически отказала в согласовании маршрута и места проведения публичного мероприятия, что не соответствует требованиям закона. Предложенное мэрией <адрес> место проведения публичного мероприятия лишает данное мероприятие публичности.
Административный истец в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме и дал соответствующие пояснения.
Представитель административного ответчика в судебном заседании доводы административного иска не признал и дал пояснения согласно письменным возражениям.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства РФ следует что, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных названным Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 1 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 2 Федерального закона № 54-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» определяет, что публичное мероприятие это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Митингом признается массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Под шествием понимается массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам
Проведение публичного мероприятия основывается на принципах законности - соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации; добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 указанного закона).
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона № 54-ФЗ организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.
Пунктом 1 части 3 указанной статьи установлено, что организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания;
Организатор публичного мероприятия обязан: подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона; не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия; обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 09.28 часов Сусловым А.В. в мэрию <адрес> было подано уведомление, из которого следует, что он уведомляет орган местного самоуправления о намерении провести ДД.ММ.ГГГГ публичное мероприятие, а именно: с 12.00 часов до 13.00 часов шествие от площадки дома по адресу Дмитрия Шамшурина 41 по четной стороне Вокзальной магистрали от <адрес>, далее по четной стороне <адрес>, а с 13.00 часов митинг в Театральном сквере. Общее время проведения публичного мероприятия указано с 11 часов 00 минут (начало сбора участников) до 16 часов 00 минут.
Цель публичного мероприятия: «Против установления монархии, против коррупции, против неравенства, цензуры и беззакония – в поддержку конституционных прав граждан».
Предполагаемое количество участников до 1000 человек.
Ответственным лицом за обеспечение общественного порядка организатором мероприятия был уполномочен Гладченко А.А.
Указанное уведомление было зарегистрировано за №.
В соответствии со статьей 5 части 3 и части 4 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия имеет право: проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении.
Организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», которая предусматривает, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Как установлено судом, уведомление о проведении публичного мероприятия организатором Сусловым А.В. подано в орган местного самоуправления ДД.ММ.ГГГГ, то есть, требования, предусмотренные к организатору публичного мероприятия, предусмотренные частью 2 статьи 5 вышеназванного Федерального закона, были соблюдены.
ДД.ММ.ГГГГ Суслову А.В. было вручено письмо мэрии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому при проведении шествия с заявленным маршрутом возникает угроза безопасности участников публичного мероприятия в связи с интенсивным движением транспорта по проезжей части Вокзальной магистрали и <адрес> шествия с заявленным количеством участников повлечет нарушение функционирования объектов транспортной и социальной инфраструктуры, создаст помехи движению пешеходов по тротуарам, будет отвлекать водителей проезжающих автомобилей от управления транспортными средствами, нарушит права граждан, не участвующих в публичном мероприятии.
Кроме того, мэрией <адрес> указано, что маршрут проведения шествия, указанный в уведомлении, пролегает у здания, занимаемого структурным подразделением органа местного самоуправления – комитетом рекламы и информации мэрии <адрес>, расположенным по адресу: <адрес> магистраль, 16. Проведение публичных мероприятий (за исключением пикетирования) в непосредственной близости к указанному зданию запрещено законодательством.
Также в данном уведомлении административный ответчик указал, что в соответствии с постановлением мэрии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О подготовке и проведении мероприятий, посвященных празднованию 73-годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», ДД.ММ.ГГГГ на площади Ленина будет проходить репетиция военного парада и организация звукоусиления репетиции военного парада, обеспечение подключение звуковой аппаратуры к электропитанию. В связи с данными обстоятельствами организатору публичного мероприятия было предложено изменить место проведения публичного мероприятия, и провести ДД.ММ.ГГГГ шествие по аллее Комсомольского проспекта от площадки между зданиями № и № по Комсомольскому проспекту до площадки на аллее Комсомольского проспекта между зданиями № и № по Комсомольскому проспекту и митинг на площадке на аллее Комсомольского проспекта между зданиями № и № по Комсомольскому проспекту.
Указанным письмом организатор был проинформирован об отсутствии права проводить публичное мероприятие, если органом местного самоуправления не было согласовано изменение по его мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия в силу нормы пункта 5 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Проведение публичного мероприятия основывается на принципах законности – соблюдения положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации, добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
Места, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, указаны в части 2 статьи 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»:
1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности; 2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи; 3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; 4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.
В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности дополнительно к местам, в которых в соответствии с Федеральным законом проведение публичного мероприятия запрещается, статье 1,<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «Об обеспечении условий проведения публичных мероприятий на территории <адрес>» определяются следующие места, в которых запрещается проведение публичных мероприятий (за исключением пикетирований):
1) объекты жизнеобеспечения и связи;
2) объекты социальной инфраструктуры, в том числе здания и другие объекты, занимаемые организациями культуры, расположенными на территории городских населенных пунктов, физкультурно-оздоровительными и спортивными организациями, детскими учреждениями и образовательными организациями;
3) здания и другие объекты, занимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти <адрес>, местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, предоставляющими государственные и (или) муниципальные услуги, многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг, иными организациями, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг;
4) территории, непосредственно прилегающие к зданиям и другим объектам, указанным в пунктах 1 - 3 настоящей статьи.
Пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона № 54-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Федерального закона.
В соответствии с пунктом 5 части 1 указанной статьи орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия