Номер дела 2-1469/2017 (2-7487/2016;) ~ М-6130/2016
Дата суд акта 26 сентября 2017 г.
Категория гражданского дела Споры, возникающие из жилищного законодательства -> О признании недействительным ненормативного акта,... -> по вопросам предоставления жилого помещения по договору социального найма и найма жилого помещения
Субъект РФ Новосибирская область
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Стороны по делу
ИСТЕЦ Манчук Л. Н.
ОТВЕТЧИК Администрация Новосибирской области
ОТВЕТЧИК Министерство социального развития Новосибирской области
ОТВЕТЧИК Министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области
ОТВЕТЧИК Правительство Новосибирской области
ТРЕТЬЕ ЛИЦО Отдел опеки и попечительства администрации Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам г. Новосибирска
Представитель истца Дацюк Е.Д.
Представитель ответчика Степанова М.С.
Представитель ответчика Гвоздева А.А.
Представитель ответчика Лебедева Е.А.
Представитель ответчика Ярошенко Н.Н.

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 сентября 2017года<адрес>

Центральный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьиПостоялко С.А.,

при секретареРумыниной С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Манчук Л. Н. к Мэрии <адрес>, Министерству социального развития <адрес>, Министерству финансов и налоговой политики <адрес> по Железнодорожному, Заельцовскому и <адрес>м <адрес> об обязании включить в список и предоставить жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л:

Манчук Л.Н. обратилась в суд с иском, в котором просила обязать <адрес> по Железнодорожному, Заельцовскому и <адрес>м <адрес> включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, обязать Министерство социального развития <адрес> предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что истец относится к категории лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей- сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей подлежащих обеспечению жилыми помещениями, однако до настоящего времени жильем не обеспечена. Полагала, что состоит на учете и включена в список детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, однако из ответа администрации <адрес> по Железнодорожному, Заельцовскому и <адрес>м <адрес> узнала, что на учете в указанной категории не состоит, с заявлением о включении истца в список не обращалась. Между тем, постановлением администрации Бобровского сельского совета истец была поставлена на льготную очередь для получения жилья до достижения 23 летнего возраста. В настоящее время постоянным местом жительства истца является <адрес>, в связи с чем истец должна быть включена в список детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>, и жилое помещение должно быть предоставлено на территории <адрес>.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Мэрия <адрес>, Министерство социального развития <адрес>, Министерство финансов и налоговой политики <адрес> по Железнодорожному, Заельцовскому и <адрес>м <адрес>.

Истец Манчук Л.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель истца Дацюк Е.Д. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения.

Представитель ответчика Мэрии <адрес> Степанова М.С. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Представитель ответчика <адрес> Гвоздева А.А. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д. 22-25).

Представитель ответчика Министерства социального развития <адрес> Лебедева Е.А. в судебном заседании исковые требования не признала, дала пояснения.

Представитель ответчика Министерства финансов и налоговой политики <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором просил дело рассматривать в его отсутствие.

Представитель ответчика <адрес> по Железнодорожному, Заельцовскому и <адрес>м <адрес> Ярошенко Н.Н. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д. 43-46).

Выслушав пояснения, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ введен в действие Жилищный кодекс РФ, согласно части 1 статьи 57 которого, жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, абзацу четвертому статьи 1 и пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей). Жилые помещения предоставлялись указанным лицам по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой меры социальной поддержки.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ в новой редакции (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

В связи с указанными изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ утратил силу с 1 января 2013 года пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с частью 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Согласно статье 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ настоящий Закон вступил в силу с 01.01.2013. Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

При таком положении истец на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ должен был обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот.

По смыслу части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на истца лишь при наличии доказательств его обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.

Таким образом, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с ранее действовавшим правовым регулированием носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. До достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Указанное согласуется с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013, исходя из которой, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Судебным разбирательством установлено, что Чернова Л. Н. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, отец – Чернов Н. И., мать – Чернова Г. А., что подтверждается свидетельством о рождении III-ТО , выданным Бобровским сельсоветом <адрес>.

Также судом установлено, что в свидетельстве о рождении истца в графе отец - Чернов Н. И., записан со слов матери истца. Доказательств обратному суду не представлено.

Согласно постановлению от ДД.ММ.ГГГГ Исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов <адрес> комиссии по делам несовершеннолетних на основании того, что Чернова Г. А., мать Черновой Л.Н., <адрес> народным судом лишена родительских прав, несовершеннолетняя Чернова Л.Н. помещена в Алтайский приемник – распределитель для несовершеннолетних для дальнейшего определения в детское государственное учреждение (л.д. 15).

ДД.ММ.ГГГГ Чернова Г.А. умерла, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 49).

Из архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ выданной архивом Комитета <адрес> по образованию следует, что по документам архивного фонда Профессионального училища Детский дом <адрес> края в личном деле Черновой Л.Н. воспитывалась в детских домах <адрес>:

- в Каменском детском доме с ноября 1984 года по ДД.ММ.ГГГГ (поступила по путевки КрайОНО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ);

- в Каменском школьном детском <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (поступила по путевке КрайОНО – 287 от ДД.ММ.ГГГГ);

- в Тальменском детском доме с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (поступила по путевке ГУНО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ);

- в Каменском детском <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (по путевке ГУНО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ);

- в детском доме при ПУ <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В детских домах находилась на полном государственном обеспечении. В личном деле справки о закреплении жилой площади на Чернову Л.Н. нет. Сведения о родителях мать – умерла (л.д. 10).

Директором Профессионального училища в адрес администрации <адрес> направлено письмо, в котором директор ПУ просил поставить на льготную очередь Чернову Л.Н. и выслать в их адрес справку с указанием номера очереди и число (л.д. 8).

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Бобровского сельсовета <адрес> Чернова Л.Н. была поставлена на льготную очередь для получения жилья в <адрес> (л.д. 7).

Из справки администрации Бобровского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на основании Постановления от ДД.ММ.ГГГГ администрация Бобровского сельсовета <адрес> Чернова Л.Н. поставлена первая на льготную очередь для получения жилья в <адрес> (л.д. 14).

ДД.ММ.ГГГГ Чернова Л.Н. обратилась с заявлением в Администрацию Бобровского сельского совета <адрес>, в котором просила сообщить ей сведения о том, решен ли вопрос о выделении Черновой Л.Н., безвозмездной субсидии для приобретения жилья по программе «Дети-сироты» (л.д. 47).

ДД.ММ.ГГГГ на указанное заявление главой администрации Бобровского сельского совета <адрес> был подготовлен ответ, из которого следует, что Чернова Л.Н. была поставлена на предварительный регистрационный учет, также ДД.ММ.ГГГГ Чернова Л.Н. была поставлена в очередь на получение субсидии по программе «Дети-сироты» и по «развитию села». После выпуска из детского дома Черновой Л.Н. необходимо было приехать и зарегистрироваться в <адрес>, после чего обратиться с заявлением на предоставление субсидий (л.д. 48).

Согласно сведениям, полученным на запрос суда из <адрес> (л.д. 29):

- информации о реализации Манчук (Черновой) Л.Н. права на получение жилья на льготных условиях в администрации <адрес> отсутствует;

- на территории Бобровского сельсовета <адрес> жилых помещений Манчук (Черновой) Л.Н., в период с 2006 года по настоящее время не предоставлялось;

- каких – либо сведений о Манчук (Черновой) Л.Н., как о гражданине, состоящем на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в архиве администрации Бобровского сельсовета <адрес> не зарегистрировано.

ДД.ММ.ГГГГ между Манчук И. М. и Черновой Л. Н. был заключен брак, о чем составлена запись акта о заключении брака . После заключения брака Черновой Л.Н. присвоена фамилия Манчук, что следует из копии свидетельства о заключении брака (л.д. 6).

Из справки ЖСК «СОЛНЕЧНЫЙ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в период с 2002 года по настоящее время по адресу: <адрес>, микрорайон «Солнечный» <адрес>, проживают: Манчук И.М., Манчук Л.Н., Манчук Р.И. (2009 года рождения), Манчук Н.И. (2014 года рождения).

Согласно домовой книге жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, микрорайон «Солнечный» <адрес>, на регистрационном учете состоит Манчук И.М. (л.д. 53-55).

Согласно домовой книге жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на регистрационном учете по у