Номер дела 2-2511/2018 ~ М-1274/2018
Дата суд акта 25 апреля 2018 г.
Категория гражданского дела О защите прав потребителей -> из договоров в сфере торговли, услуг... -> иные договоры в сфере услуг
Субъект РФ Новосибирская область
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Стороны по делу
ИСТЕЦ Жданова В. П.
ОТВЕТЧИК Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России"
Представитель ответчика Умеренко Н.А.
Представитель истца Жданов А.Ф.

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 апреля 2018 года<адрес>

Центральный районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Хитренко А.И.

при секретаре Лоренц К.А.

с участием представителя ответчика Умеренко Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ждановой В. П. к Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» о защите прав потребителя,

у с т а н о в и л:

Жданова В.П. обратилась с иском к ФГУП «Почта России» о защите прав потребителя, просила взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей, судебные расходы в размере 2 150 рублей, признать незаконным бездействие ответчика по непредставлению в установленный законом срок ответа на запрос истца о предоставлении сведений на основании части 7 статьи 14 Федерального закона «О персональных данных», изложенный в претензии от ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика предоставить истцу ответ на указанный запрос, а также сведения о том, какие персональные данные истца обрабатываются ответчиком, в том числе с получением и исполнением указанной претензии, каковы сроки обработки персональных данных истца, в том числе сроки их хранения.

В обоснование заявленных требований истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ ею в почтовом отделении № 91 филиала ФГУП «Почта России», расположенном по адресу: ул. Крылова, д.11, был заключен договор об оказании услуг почтовой связи, по которому ответчик обязался оставить почтовое отправление из г. Новосибирска в г. Москву. Цена услуги составила 42 рубля. Срок доставки почтового отправления был нарушен на 3 дня, в результате задержки документ, который находился в почтовом отправлении, не поступил адресату в необходимый истцу срок. В связи с нарушением прав истца как потребителя почтовых услуг истец обратилась к ответчику с претензией о недостатке оказанной услуги. При этом понесла расходы на юридические и почтовые услуги по составлению и направлению претензии в размере 2 150 рублей. В претензии истец заявила ответчику требование о предоставлении информации о том, какие персональные данные обрабатываются ответчиком, каковы сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения. Ответчик оставил претензию без ответа, в добровольном порядке требования истца не удовлетворил. С учетом объема и характера физических и нравственных страданий просила взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.

Истец в судебное заседание не явилась, извещена судом надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представила дополнительные развернутые пояснения.

Представитель истца Ждановой В.П.Жданов А.Ф. в ходе судебного разбирательства исковые требования поддержал в полном объеме, дал соответствующие пояснения.

Представитель ответчика – ФГУП «Почта России» – Умеренко Н.А. против удовлетворения заявленных требований возражал по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Ждановой В.П. в почтовом отделении филиала ФГУП «Почта России» был заключен договор об оказании услуги почтовой связи, по которому ответчик обязался доставить почтовое отправление из <адрес> в <адрес>. Стоимость оказания услуги составила 42 рубля, оплачена истцом согласно представленной квитанции (л.д.3).

Согласно отчету об отслеживании почтовых отправлений сайта ФГУП «Почта России» указанное почтовое отправление с номером почтового идентификатора 63009115065880 от ДД.ММ.ГГГГ получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4)

Согласно пункту 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 г. № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» отношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и принимаемыми в соответствии с ними иными законами и правовыми актами Российской Федерации (статья 9 ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации», пункт 1 статьи 1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»).

Поскольку истец обратился к ответчику в личных потребительских целях, отношения сторон, помимо общегражданских норм, регулируются специальными нормами законодательства о защите прав потребителя.

Порядок оказания услуг почтовой связи регламентирован Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 года № 234 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи».

ФГУП «Почта России» является оператором почтовой связи и оказывает услуги почтовой связи на территории Российской Федерации в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи.

В силу абзаца 2 статьи 16 Федерального закона № 176-ФЗ «О почтовой связи» операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи, операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки.

Согласно подпункту «а» пункта 4, подпункту «б» пункта 6 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2006 года № 160, почтовое отправление должно было быть доставлено в течение 4 дней.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона «О почтовой связи» права пользователей услуг почтовой связи защищаются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О связи», Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», гражданским законодательством Российской Федерации, правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что ответчиком истцу предоставлена почтовая услуга ненадлежащего качества, что выразилось в нарушении срока доставки почтового отправления. Данное обстоятельство ответчиком не опровергнуто.

Истец в соответствии со статьями 19, 37 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи», статьями 15, 29 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» обратился к ответчику с претензией от 14.11.2017 о недостатке оказанной услуги, в которой просил уменьшить цену оказанной услуги, выплатить неустойку, возместить убытки, компенсировать моральный вред. Кроме того, в претензии от 14.11.2017 истец просил ответчика предоставить информацию о том, какие персональные данные обрабатываются ответчиком, каковы сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения (л.д.8).

Однако в добровольном порядке заявленные требования ответчик не удовлетворил, что явилось основанием для обращения истца в суд с соответствующими требованиями.

В силу положений статьи 15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 17 от 28 июня 2012 года «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки.

Судом принимаются во внимание доводы истца о переживаниях в связи с важностью своевременной доставки корреспонденции, поскольку она была адресована в банк – ПАО Сбербанк России – в целях исполнения судебного постановления. Вместе с тем, суду не представлены сведения, однозначно подтверждающие то обстоятельство, что представленное заявление от 24.10.2017, копия которого приобщена к материалам дела, с подлинником исполнительного листа явились содержанием почтового отправления с почтовым идентификатором 63009115065880, и что в связи с нарушением срока доставления почтового отправления истец была лишена возможности совершить определенные действия в определенный срок, что повлекло убытки либо иные негативные последствия, доказательства значимости доставки почтового отправления в определенный срок суду не представлены.

С учетом требований разумности и справедливости, характера причиненных потребителю нравственных страданий, суд считает возможным взыскать компенсацию морального вреда в размере 300 рублей.

В соответствии с частью 6 статьи 13 Закона «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Поскольку ответчик фактически занимается предпринимательской деятельностью, и договор подряда был заключен истцом для удовлетворения личных потребительских нужд, на возникшие между сторонами правоотношения распространяются требования Закона РФ «О защите прав потребителей», в связи с чем к данным правоотношениям подлежит применению пункт 6 стать 13 указанного Закона и с ответчика в пользу истца также подлежит взысканию штраф.

Таким образом, с ответчик