Номер дела 2-2262/2018 ~ М-972/2018
Дата суд акта 16 апреля 2018 г.
Категория гражданского дела Прочие исковые дела -> прочие (прочие исковые дела)
Субъект РФ Новосибирская область
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Стороны по делу
ИСТЕЦ Прокурор Центрального района
ИСТЕЦ Прокурор Октябрьского района города Новосибирска
ОТВЕТЧИК Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Мэрии города Новосибирска
Представитель истца Сниккарс А.Н.
Представитель ответчика Рядкова Я.В.

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 апреля 2018 годаг. Новосибирск

Центральный районный суд города Новосибирска в составе

председательствующего судьи Хитренко А.И.

при секретаре Лоренц К.А.

с участием представителя истца - помощника прокурора Сниккарс А.Н.,

представителя ответчика Рядковой Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района города Новосибирска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска об обязании совершить действия,

у с т а н о в и л:

Истец прокурор Октябрьского района г. Новосибирска обратился в суд с иском, в котором просил обязать Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска обеспечить наличие тротуара на <адрес> на участке от <адрес> до <адрес>; обеспечить наружное искусственное освещение на участке от <адрес> до <адрес> не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что прокуратурой Октябрьского района г. Новосибирска совместно с сотрудниками ОГИБДД УМВД России по г. Новосибирску проведена проверка по коллективному обращению граждан о нарушениях законодательства при обустройстве и освещении автомобильных дорог и тротуаров по <адрес>. В ходе проверки установлены нарушения. Выявленные нарушения могут повлечь за собой возникновение аварийных ситуаций, причинение вреда жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора <адрес> Сниккарс А.Н. исковые требования поддержала в полном объеме, дала соответствующие пояснения. В случае удовлетворения заявленных требований просила не устанавливать дополнительный срок для устранения нарушений по оборудованию тротуара на <адрес> на участке от <адрес> до <адрес>; по обеспечению наружного искусственного освещения на участке от <адрес> до <адрес> просила установить срок – до трех месяцев.

Представитель ответчика Рядкова Я.В. против заявленных требований возражала, представила суду письменные пояснения, в которых указала, что работы по обеспечению наружным искусственным освещением на участке от <адрес> до <адрес> не проводились, но могут быть выполнены в случае выделения дополнительного финансирования на эти цели. Также указала, что в текущем году проведены конкурсные процедуры на ремонт тротуаров в 2018 году, при этом в план работ вошли объемы по устройству тротуара на <адрес> на участке от <адрес> до <адрес>, к выполнению работ планируется приступить в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В случае удовлетворения требований просила установить срок для устранения недостатков – до шести месяцев.

Суд, выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Право граждан на безопасность дорожного движения и ответственность государства в лице его органов за обеспечение безопасности дорожного движения закреплены в статьях 3, 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

В силу части 4 статьи 6 указанного Закона, органы местного самоуправления наделены полномочиями в области обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения - на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения.

Согласно Федеральному закону от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (статья 3).

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16, части 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, обеспечение безопасности дорожного движения, а также осуществление муниципального контроля за сохранностью дорог, относится к вопросам местного значения поселения. При этом местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и наделена полномочиями по решению вопросов местного значения, осуществляя дорожную деятельность, в виде ремонта и содержания автомобильных дорог местного значения, за счет средств местных бюджетов, а также иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования (части 1 статьи 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственником автомобильных дорог города Новосибирска, кроме дорог, находящихся в федеральной собственности, является мэрия города Новосибирска.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Представитель ответчика не оспаривал, что рассматриваемые участки автомобильных дорог относятся к собственности муниципалитета, в связи с чем мэрия города Новосибирска обязана осуществлять содержание принадлежащих автомобильных дорог.

Решением городского Совета города Новосибирска от 27.06.2007 № 654 учреждено структурное подразделение (отраслевой орган) мэрии города Новосибирска - Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска, утверждено Положение о Департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска (пункт 1.1 Положения). Департамент является юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (пункт 1.3 Положения).

Одной из основных задач Департамента, в соответствии с пунктом 2.1 Положения является дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска, а также обеспечение осуществления иных полномочий мэрии в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 6 Положения определено, что финансовое обеспечение деятельности департамента осуществляется за счет средств бюджета города Новосибирска.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Октябрьского района г.Новосибирска совместно с сотрудниками ОГИБДД УМВД России по г.Новосибирску проведена проверка по коллективному обращению граждан о нарушениях законодательства при обустройстве и освещении автомобильных дорог и тротуаров по <адрес> (л.д. 5-6).

Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ помощником прокурора <адрес> Волоховой А.С. с участием государственного инспектора дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД России по <адрес> майора полиции Крюкова О.А. установлено, что на автомобильной дороге, пролегающей от <адрес> до <адрес> отсутствует искусственное освещение; на автомобильной дороге на <адрес> от <адрес> до <адрес> городе Новосибирске отсутствует пешеходный тротуар (л.д. 6).

Указанные нарушения подтверждены также фотоматериалами (л.д. 7-19).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В соответствии со статьей указанного закона основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.

Согласно статье 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляет