Номер дела 2-6099/2014 ~ М-4814/2014
Дата суд акта 15 декабря 2014 г.
Категория гражданского дела Прочие исковые дела -> прочие (прочие исковые дела)
Субъект РФ Новосибирская область
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Стороны по делу
ИСТЕЦ Саенко Г. А.
ИСТЕЦ Прокуратура Октябрьского района г. Новосибирска
ОТВЕТЧИК Мэрия города Новосибирска
ОТВЕТЧИК Министерство социального развития Новосибирской области
ТРЕТЬЕ ЛИЦО Правительство Новосибирской области
ТРЕТЬЕ ЛИЦО Администрация Октябрьского района г.Новосибирска
Представитель ответчика Колесникова В.А.
Представитель ответчика Лебедева Е.А.
Представитель истца Пиотровская А.Е.

Российская федерация

Центральный районный суд города Новосибирска

630099, г. Новосибирск, ул. Горького, д.89

Дело № 2-6099/2014

16 декабря 2014 года

Центральный районный суд г. Новосибирска в составе:

судьи С.Л. Малахова

при секретаре О.А. Клыковой

с участием:

прокурора Д.А. Ермилова

истца Г.А. Саенко

представителей ответчиков В.А. Колесниковой

Е.А. Лебедевой

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Новосибирска в интересах Саенко 000 к мэрии г. Новосибирска, Министерству социального развития Новосибирской области о признании права и предоставлении жилого помещения

у с т а н о в и л:

Прокурор Октябрьского района г. Новосибирска в интересах Саенко 000 обратился в суд с иском к мэрии г. Новосибирска, Министерству социального развития Новосибирской области, просит суд обязать Министерство социального развития Новосибирской области включить Саенко 000, 000 года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, со дня ее обращения в администрацию г. Новосибирска с соответствующим заявлением, обязать мэрию г. Новосибирска предоставить Саенко 000 жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, сроком на пять лет, в виде жилого дома или квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 кв.м. общей площади за счет средств бюджета субъекта - Новосибирской области.

В обоснование исковых требований указано следующее. Заочным решением Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 29.11.2004 г. родители Саенко Г.А. были лишены родительских прав в отношении детей. На основании приказа главы администрации Дзержинского района г. Новосибирска от 31.12.2004 № 2239-од над несовершеннолетней Саенко Г.А. 000 г. установлено попечительство. При установлении попечительства жилое помещение за истцом не закреплялось. При обращении истца в администрацию Октябрьского района г. Новосибирска с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями истцу было отказано в связи с достижением 23-летнего возраста.

В судебном заседании прокурор и истец Саенко Г.А. исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика мэрии г. Новосибирска Колесникова В.А., действующая на основании доверенности, исковые требования, заявленные к мэрии, не признала, дала пояснения согласно письменному отзыву, из которого следует, что порядок предоставления жилого помещения определен законом. Органом исполнительной власти субъекта Федерации формируется список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Сводный список формируется на основании списков, представляемых органами местного самоуправления муниципального образования Новосибирской области. Лица, указанные в списках, включаются в сводный список в порядке очередности, исходя из времени постановки на учет нуждающихся. На основании сводного списка формируется финансирование затрат на приобретение жилых помещений. Распорядителем финансов является министерство социального развития Новосибирской области. Т.к. истец не включен в сводный список, финансирование для приобретения жилья Саенко Г.А. на текущий год не предусмотрено. Исполнение государственных обязанностей мэрией по обеспечению жильем указанных категорий граждан осуществляется строго в целевом порядке в пределах предоставленного финансирования.

Представитель ответчика, Министерства социального развития Новосибирской области Лебедева Е.А., действующей на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования, заявленные к министерству, не признала, дала пояснения согласно письменным отзывам, в которых указала, что механизм включения лица в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, строго урегулирован, определена последовательность действий органов местного самоуправления и уполномоченного органа исполнительной власти в сфере опеки и попечительства. В связи с этим требования истца в этой части не могут быть удовлетворены

Представитель третьего лица Правительства Новосибирской области Пиотровская А.Е. в судебном заседании разрешение исковых требований оставила на усмотрения суда при выяснении причин, которые послужили препятствием для своевременного реализации прав истца на обеспечении жилым помещением, представила письменный отзыв.

Представитель третьего лица администрации Октябрьского района г. Новосибирска в судебного заседание не явился, извещен, причины неявки суду не сообщил.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства в полном объеме, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, исходя из следующего.

Согласно статье 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

На основании заочного решения Дзержинского районного суда от 29.11.2004 г. родители истицы – мать 000 и отец 000 лишены родительских прав в отношении Саенко Г.А., 000 года рождения.

Таким образом, судебным разбирательством установлено и не оспаривается ответчиками, что Саенко Г.А., 000 года рождения, имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании приказа администрации Дзержинского района г.Новосибирска от 31.12.2004 № 2239-од над несовершеннолетней Саенко Г.А. назначена попечителем 000..

Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания от 06.09.2013 Органа регистрационного учета России по Новосибирской области в Октябрьском районе и справки ТСЖ «Энергия» от 17.03.2014 Саенко Г.А. зарегистрирована по месту пребывания по адресу ул. Выборная, д. № 00 кв. № 00.

По указанному адресу постоянно зарегистрированы члены семьи истца 000 – бабушка, 000.- сестра, 000. – дедушка, 000 – дочь, зарегистрирована также по месту пребывания.

Согласно уведомлению Управления Росреестра по Новосибирской области сведений о зарегистрированных правах Саенко Г.А. на недвижимое имущество в г. Новосибирске не имеется.

Кроме того, не использовано истцом и право приватизации жилья на территории г. Новосибирска, что подтверждается справкой МКУ г. Новосибирска «Городское жилищное агентство» № 496909 от 20.02.2014.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Таким образом, истец обладала правом на включение в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями

В соответствии со статьей 2 Закона Новосибирской области от 05.06.2013г. №331-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрен порядок формирования списка указанных лиц. Согласно указанному Закону формирование сводного списка осуществляется областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным в сфере опеки и попечительства. Сводный список формируется на основании списков, представленных органами местного самоуправления муниципального образования Новосибирской области. Лица включаются в список на основании письменных заявлений, поданных в уполномоченный орган.

В силу пункта 4 части 1 статьи 1 Закона Новосибирской области от 09.12.2005 г. № 354 «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями» органы местного самоуправления муниципальных образований наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях (а именно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

В феврале 2014 г. Саенко Г.А. обратилась в администрацию Октябрьского района г. Новосибирска с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Письменным уведомлением администрации Октябрьского района г. Новосибирска от 12.03.2014 г. №503 во включении Саенко Г.А.. в указанный список отказано, т.к. она не относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (представлен документ, подтверждающий, что она достигла возраста 23 лет (л.д.18).

Оценивая, пояснения лиц, участвующих в деле, в их совокупности, наряду с другими доказательствами, предоставленными сторонами, на предмет относимости, допустимости, суд полагает, что отказ администрации Октябрьского района г. Новосибирска во включении Саенко Г.А.. в список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, был произведен по формальным признакам.

Действительно, жилищное законодательство Российской Федерации, в части обеспечения социально незащищенных граждан жилыми помещениями, основано на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Указанный учет свидетельствует о наличии предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.

Однако причины отсутствия лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учете нуждающихся в жилых помещениях без изучения конкретных причин, приведших к этому, должны быть предметно изучены. Само по себе отсутствие в списке не может расцениваться как безусловное основание для отказа в обеспечении указанных лиц жилыми помещениями.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, а также того, что истец с двенадцатилетнего возраста находился под попечительством Олешкевич Т.В., приходящейся истцу бабушкой и которой было назначено пособие на содержание Саенко Г.А., суд приходит к выводу, что включение Саенко Г.А.. в список, нуждающихся в жилых помещениях, зависело в большей степени от опекунов и попечителей, в частности органа опеки и попечительства, который был обязан предпринимать все возможные меры по выявлению и включению ребенка в соответствующий региональный список.

Из материалов дела следует, что Саенко Г.А. право на обеспечение его жилым помещением разъяснено не было, работа по вопросу принятия истца на учет в качестве нуждающегося уполномоченными государственными органами не проводилась.

Таким образом, судом установлено, что Саенко Г.А.. до достижения ей возраста 23 лет не была поставлена на учет в установленном порядке, достаточных мер по решению указанной проблемы органы опеки и попечительства и образования не приняли, что повлекло нарушение прав истца, как лица, оставшегося без попечения родителей, в частности, на реализацию права на обеспечение жильем.

При таких обстоятельствах, учитывая представленные по делу доказательства, а также объективную нуждаемость истца в жилом помещении, которая не оспаривалась лицами, участвующими в деле, с учетом действующего законодательства у суда не имеется оснований для отказа Саенко Г.А. в удовлетворении его исковых требований, поскольку гарантированная социальная поддержка в виде обеспечения жилой площадью истцом не была реализована по той причине, что органами, ведущими учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разрешающими вопросы их социальной поддержки, не выполнены возложенные на них полномочия.

Само по себе достижение 23 лет не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении льгот, предусмотренных законодательством. По смыслу жилищного законодательства право лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за такими лицами на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли.

На основании Закона Новосибирской области от 05.06.2013г. №331-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органом, обязанным включить Саенко Г.А. в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Министерство социального развития Новосибирской области,

Органом, обязанным предоставить Саенко Г.А. жилое помещение, является мэрия г. Новосибирска в силу Закона Новосибирской области «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению граждан жилыми помещениями»

Определяя размер жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу, суд исходит из положений Закона Новосибирской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому Саенко Г.А. должно быть предоставлено жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 30 кв.м.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

Обязать Министерство социального развития Новосибирской области включить Саенко 000, 000 года рождения, в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Обязать мэрию города Новосибирска предоставить Саенко 000, 000 года рождения, в порядке очередности благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории города Новосибирска по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 30 кв.м.

Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.

Мотивированное решение изготовлено 26 декабря 2014 года

Судья С.Л. Малахов