Номер дела 2-1144/2018 (2-6721/2017;) ~ М-7192/2017
Дата суд акта 5 марта 2018 г.
Категория гражданского дела Споры, возникающие из пенсионного законодательства -> Прочие из пенсионного законодательства
Субъект РФ Новосибирская область
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Стороны по делу
ИСТЕЦ Купавцов А. А.
ОТВЕТЧИК УПФ РФ в Новосибирской районе Новосибирской области
Представитель истца Шмакова Ю.А.
Представитель ответчика Штанько Е.В.

Дело № 2-1144/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

5 марта 2018 годагород Новосибирск

Ленинский районный суд города Новосибирска в лице судьи Васильева Д.С.,

при секретаре судебного заседания Аверине Н.С.,

с участием истца Купавцова А.А., его представителя Шмаковой Ю.А., представителя ответчика Штанько Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Купавцова Анатолия Анатольевича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Новосибирском районе Новосибирской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Истец Купавцов А.А. обратился в суд с иском к УПФР в Новосибирском районе Новосибирской области о признании незаконным отказа в досрочном назначении и выплате страховой пенсии по старости и обязании устранить нарушение его права на получение пенсии, досрочно назначив ему страховую пенсию по старости с момента обращения за ней, то есть с 17 мая 2017 года.

Иск мотивировал тем, что 17 мая 2017 года он обратился к ответчику за досрочным назначением ему пенсии по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Для назначения пенсии по этому основанию требуется наличие возраста 50 лет, проработать на подземных работах не менее 10 лет и иметь страховой стаж не менее 20 лет. На момент обращения за назначением пенсии он соответствовал этим условиям. Он достиг возраста 53 года, проработал на подземных работах 28 лет 10 месяцев 8 дней и имел общий стаж 30 лет 6 месяцев 1 день. Решением УПФР в Новосибирском районе Новосибирской области от 29 августа 2017 года № 30864 в досрочном назначении ему пенсии отказано по мотиву отсутствия у него страхового стажа менее 20 лет.

Ответчик пришел к выводу о том, что его специальный стаж работы на подземных работах составляет только 12 лет 22 дня, а страховой стаж – только 16 лет 4 месяца 7 дней.

Ответчик отказался засчитать в специальный стаж периоды выполнения им подземных работ на территории Республики Казахстан после 1 января 1998 года общей продолжительностью 16 лет 9 месяца и 16 дней, мотивируя это тем, что на момент выполнения этих работ по законодательству Республики Казахстан он не имел права на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Полагал данный вывод пенсионного органа незаконным, поскольку он является гражданином Российской Федерации и при рассмотрении вопроса о назначении ему пенсии подлежит применение законодательство Российской Федерации. По законодательству Российской Федерации его работа на подземных работах в период после 1 января 1998 года подлежит включению в специальный стаж.

Ответчик не засчитал в его страховой стаж период работы в качестве электромонтера в электроцехе Карагандинского производственного объединения мукомольной промышленности с 1 апреля 1983 года по 4 ноября 1983 года (7 месяцев 4 дня), мотивируя это тем, что дата приказа на увольнение раньше даты увольнения. Полагал, что отказ засчитать этот период работы незаконен, поскольку данные о нем указаны в трудовой книжке.

Ответчик не засчитал в его страховой стаж периоды его работы на территории Республики Казахстан с 19 апреля 2000 года по 6 ноября 2014 года общей продолжительностью 13 лет 6 месяцев 20 дней, мотивируя это отсутствием подтверждения права на пенсию за этот период со стороны Департамента Комитета труда, социальной защиты и миграции Карагандинской области. Однако орган Республики Казахстан руководствуется казахстанским законодательством и не может подтвердить право на пенсию по законодательству Российской Федерации. С 1 января 1998 года в Республике Казахстан упразднен институт досрочного назначения пенсий и пенсия мужчинам назначается в 63 года. Полагал, что ответчик при оценке его пенсионных прав должен руководствоваться российским законодательством.

Просил также зачесть в страховой стаж период прохождения военной службы.

При учете периодов работы, в зачете которых в страховой стаж отказано, его страховой стаж составит более 20 лет, а, следовательно, он имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В судебном заседании представитель истца Шмакова Ю.А. доводы иска поддержал.

Представитель ответчика Штанько Е.В. против удовлетворения иска возражала, указывая, что зачету как в специальный стаж не подлежат периоды работы, которые на момент их выполнения не признавались законом подлежащими включению в такой стаж. Истец выполнял соответствующие работы на территории Республики Казахстан. Между тем с 1 сентября 1998 года в Республике Казахстан отменено досрочное назначение страховых пенсий по старости. Следовательно, по законодательству государства, на территории которого истец выполнял работы, период их выполнения не подлежат зачету в специальный стаж. Поэтому пенсионный орган обоснованно отказал в зачете этих периодов в специальный стаж. Кроме того, для зачета периодов работы истца на территории Республики Казахстан в общий стаж также требуется подтверждение по законодательству Республики Казахстан. Такое подтверждение отсутствует. Поскольку без зачета этих периодов страховой стаж истца недостаточен для досрочного назначения страховой пенсии по старости, отказ в назначении пенсии также является обоснованным.

Суд, выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Из материалов дела видно, что Купавцов А.А. является гражданином Российской Федерации, родился 10 июля 1963 года, возраста 50 лет он достиг 10 июля 2013 года.

С 1 апреля 1983 года по 4 ноября 1983 года Купавцов А.А. выполнял работу в качестве электромонтера в электроцехе Карагандинского производственного объединения мукомольной промышленности (Казахская ССР).

С 15 ноября 1983 года по 11 ноября 1985 года Купавцов А.А. проходил воинскую службу.

С 10 декабря 1985 года по 30 июня 1986 года Купавцов А.А. работал в качестве пробоотбойщика подземного в 42 ВГСО (штаб военизированных горно-спасательных частей Карагандинского Бассейна) (Казахская ССР).

С 1 июля 1986 года по 19 октября 1997 года Купавцов А.А. работал в качестве респираторщика подземного в 43 ВГСО (штаб военизированных горно-спасательных частей Карагандинского Бассейна) (Казахская ССР, Республика Казахстан).

С 20 октября 1997 года по 16 мая 1999 года Купавцов А.А. работал в качестве командира отделения в 43 ВГСО (штаб военизированных горно-спасательных частей Карагандинского Бассейна) (Республика Казахстан).

С 17 мая 1999 года по 18 апреля 2000 года Купавцов А.А. работал в качестве респираторщика 1 класса ВГСО (штаб военизированных горно-спасательных частей Карагандинского Бассейна) (Республика Казахстан).

С 19 апреля 2000 года по 1 января 2012 года Купавцов А.А. работал в качестве респираторщика 3 отряда Военизированной аварийно-спасательной службы «Кемир» (Республика Казахстан).

С 1 января 2012 года по 17 сентября 2014 года Купавцов А.А. работал в качестве респираторщика в филиале «Майканский военнизированный горно-спасательный отряд РГКП ЦТ ПВАСС МЧС РК» (Республика Казахстан).

C 18 сентября 2014 года по 6 ноября 2014 года Купавцов А.А. работал в качестве электрослесаря в филиале «Майкаинский военнизированный горно-спасательный отряд РГКП ЦТ ПВАСС МЧС РК» (Республика Казахстан).

13 апреля 2017 года Купавцов А.А. зарегистрирован по месту жительства по адресу: Новосибирская область, р.п.Краснообск, микрорайон 2, дом 204/2, кв.87.

17 мая 2017 года Купавцов А.А. обратился в УПФР в Новосибирском районе Новосибирской области за досрочным назначением страховой пенсии по старости на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», указывая, что он достиг возраста 50 лет и проработал на подземных работах не менее 10 лет (фактический стаж на подземных работах составляет 31 год 2 месяца и 20 дней).

В силу пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет на подземных работах.

Решением УПФР в Новосибирском районе Новосибирской области от 5 мая 2017 года № 30864 в досрочном назначении страховой пенсии по старости истцу отказано в назначении пенсии на основании приведенной нормы в связи с отсутствием требуемого страхового стажа.

В обоснование ответчик указал, что его страховой стаж составляет только 16 лет 4 месяца 7 дней. Кроме того, ответчик отказался зачесть в специальный стаж выполнения подземных работ периоды работы истца общей продолжительностью 16 лет 9 месяца и 16 дней.

По выводам пенсионного органа, страховой стаж, как и специальный стаж должен быть подтвержден пенсионными органами Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Поскольку с 1 января 1998 года в Республике Казахстан отменен институт досрочного назначения страховых пенсий, а пенсия мужчинам назначается с 63 лет, такое подтверждение отсутствует.

В обоснование своих доводов пенсионный орган ссылается на положения части 3 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», согласно которым периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Между сторонами возник спор о толковании данной нормы, а именно о том, законодательство какого государства следует понимать под «законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности)». По мнению истца, в данном случае имеется в виду законодательство страны, назначающей страховую пенсию, то есть Российской Федерации. В то же время ответчик считает, что под «законодательством» по смыслу указанной нормы следует понимать законодательство государства, на территории которого выполнялись соответствующие работы, то есть в данном случае – законодательство Республики Казахстан.

При разрешении данного спора суд исходит из положений статьи 2 Федерального закона «О страховых пенсиях», согласно которой законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов (часть 1). Страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон (часть 2). В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3).

Из приведенных положений закона следует, что по общему правилу под термином «законодательство» в отношениях по назначению и выплате страховых пенсиях следует понимать законодательство Российской Федерации. Поскольку в данном случае работа выполнялась на территории Республики Казахстан, то следует принимать во внимание также международные соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан.

В силу статьи 1 Соглашения о гарантиях прав граждан - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Таким образом, Соглашение указывает на необходимость применения пенсионного законодательства того государства, в которое переселился гражданин, претендующий на назначение пенсии.

Истец Купавцов А.А. является гражданином Российской Федерации и проживает на территории Российской Федерации.

Следовательно, в данном деле под «законодательством», применительно к части 3 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», следует понимать законодательство Российской Федерации.

Следует также учесть, что в соответствии с частью 2 статьи 11 указанного Федерального закона периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

В соответствии с распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", которым были утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, предлагается периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ") включать в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, что должно подтверждаться справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование (пункт 5).

Из изложенного следует, что Правление Пенсионного Фонда Российской Федерации добровольно признает возможность включения в стаж, дающий право на назначение пенсии, трудового стажа работы на территории государств - участников Содружества Независимых Государств не только за период до 13 марта 1992 года, но и после этой даты - до 01.01.2002 года, а период работы с 1 января 2002 года может быть включен в стаж для назначения пенсии при наличии доказательств, подтверждающих факт уплаты за истца страховых взносов на пенсионное обеспечение либо социальное страхование.

Факт уплаты за истца работодателями страховых взносов с 1 января 1998 года на пенсионное обеспечение (социальное страхование) на территории Республики Казахстан подтвержден справкой от 24 ноября 2017 года дирекции «Межведомственный расчетный центр социальных выплат» - филиала Некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан», ведущей на территории Республики Казахстан учет соответствующих страховых выплат работодателями.

Указанное означает, что периоды работы истца Купавцова А.А. на территории Республики Казахстан, уплачивавшего в установленном законодательством Республики Казахстан порядке страховые взносы, подлежат зачету в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии, независимо от того, признавались ли эти периоды работы таковыми по законодательству Республики Казахстан. Отмена в Республике Казахстан с 1 января 1998 года льготных пенсий правового значения для разрешения спора не имеет, поскольку в данном случае законодательство иностранного государства для оценки пенсионных прав истца, являющегося гражданином Российской Федерации, применению не подлежит.

Купавцову А.А. отказано в зачете в специальный стаж следующих периодов работы на территории Республики Казахстан после 1 января 1998 года (то есть с момента отмены института льготных пенсий в Республике Казахстан):

- с 1 января 1998 года по 16 мая 1999 года (1 год 5 месяцев 16 дней) в качестве командира отделения в 43 ВГСО (штаб военизированных горно-спасательных частей Карагандинского Бассейна);

- с 17 мая 1999 года по 18 апреля 2000 года (11 месяцев 1 день) в качестве респираторщика 1 класса ВГСО (штаб военизированных горно-спасательных частей Карагандинского Бассейна);

- с 19 апреля 2000 по 1 января 2012 года (11 лет 8 месяцев 12 дней) в качестве респираторщика 3 отряда Военизированной аварийно-спасательной службы «Кемир»;

- с 1 января 2012 года по 17 сентября 2014 года (2 года 8 месяцев 17 дней) в качестве респираторщика в филиале «Майканский военнизированный горно-спасательный отряд РГКП ЦТ ПВАСС МЧС РК».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года № 537 «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Закона, и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Закона» установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации, в том числе при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, - Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10. При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 года работ, предусмотренных Списком N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное наз