Номер дела | 2-131/2013 (2-2708/2012;) ~ М-1068/2012 |
Дата суд акта | 19 марта 2013 г. |
Категория гражданского дела | Прочие из публично-правовых отношений |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Стороны по делу | |
ИСТЕЦ | Шаляпина М. В. |
ИСТЕЦ | Шаляпин И. Г. |
ОТВЕТЧИК | Мэрия г. Новосибирска |
ОТВЕТЧИК | Администрация Ленинского района г. Новосибирска |
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Правительство Новосибирской области |
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Министерство строительство и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области |
Представитель истца | Черниенкова Г.П. |
Представитель ответчика | Колесникова В.А. |
Представитель и+о? | Петросян Е.О. |
Решение
Именем Российской Федерации
19 марта 2013
Центральный районный суд города Новосибирска
в составе председательствующего - судьи
при секретаре судебного заседания
с участием:
истца
представителя истца
представителя ответчика
представителя ответчика
представителя третьего лица
Дело № 2-131/2013
Галиной В.А.,
Топчиловой Н.Н.,
Шаляпина И.Г.,
Черниенковой Г.П.,
Голдобиной Ю.С.,
Колесниковой В.А.,
Петросян Е.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Шаляпина ИГ, Шаляпиной МВ к администрации Ленинского района города Новосибирска, мэрии города Новосибирска об оспаривании решения органа местного самоуправления, обязании предоставить жилое помещение,
у с т а н о в и л:
Шаляпин И.Г., Шаляпина М.В. обратились в суд с указанным иском, после изменения заявленных требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просят признать незаконным отказ администрации Ленинского района города Новосибирска № 17-1379 от 27.08.2012 в признании малоимущей в целях постановки на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях;
обязать мэрию города Новосибирска предоставить вне очереди на семью из двух человек благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по нормам, предусмотренным действующим законодательством, с учетом права Шаляпиной М.В. на дополнительную площадь.
В обоснование заявленных требований в иске указано, что Шаляпин И.Г. и Шаляпина М.В. проживают в двух комнатах в коммунальной квартире №6, расположенной по ул.Х, д.53, в г.Х по договору социального найма, заключенного с нанимателем Шаляпиной Н.И. Всего в отношении жилого помещения имеют право пользования семь человек. Наниматель жилого помещения составом семьи из пяти человек состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях. Поскольку истец Шаляпин И.Г. является бывшим членом семьи нанимателя и фактически ведет совместное хозяйство с матерью Шаляпиной М.В., последняя обратилась в администрацию Ленинского района города Новосибирска с заявлением о признании ее малоимущей в целях постановки на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Однако в удовлетворении заявления Шаляпиной М.В. отказано. Вместе с тем истцы являются инвалидами второй группы, Шаляпина М.В. имеет хроническое заболевание, отнесенное к Перечню заболеваний, дающих инвалидам право на дополнительную площадь. Ссылаясь на то обстоятельство, что истцы проживают в квартире отдельной семьей, а также на нормы статей 57 и 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, истцы полагают, что им должно быть предоставлено отдельное жилое помещение вне очереди в связи с наличием у Шаляпиной М.В. тяжелой формы хронического заболевания. Наряду с изложенным истцы считают незаконным отказ администрации Ленинского района города Новосибирска в признании Шаляпиной М.В. малоимущей, поскольку имеются все указанные в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации основания для признания Шаляпиной М.В. нуждающейся в жилом помещении.
Истец Шаляпина М.В. в судебное заседание не явилась, извещена о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, о чем представила соответствующее заявление.
Третье лицо Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области в суд своего представителя не направило, извещено надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
С учетом надлежащего извещения, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя третьего лица в соответствии со статьей 167Гражданскогопроцессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании истец Шаляпин И.Г. поддержал заявленные требования с учетом их уточнения, дал соответствующие пояснения.
Представитель истца Черниенкова Г.П., действующая на основании доверенности от 14.11.2012, дополнительно указала, что истцы являются инвалидами, которые должны быть обеспечены жильем вне очереди, при этом необходимости в признании Шаляпиной М.В. малоимущей нет. При расселении многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, истцам должно быть предоставлено отдельное жилое помещение вне очереди независимо от предоставляемого нанимателю помещения. Пояснила, что Шаляпина М.В. не вставала на учет как инвалид в период до 01.01.2005, поскольку находилась на лечении и справку врачебной комиссии о том, что она страдает хроническим заболеванием, которое указано в Перечне, получена только в 2011 году.
Представитель ответчика - администрации Ленинского района города Новосибирска – ГолдобинаЮ.С., действующая на основании доверенности от 21.12.2012, в судебном заседании иск не признала, указала, что в части требования об оспаривании отказа в признании малоимущей истцом пропущен трехмесячный срок исковой давности, просила применить последствия пропуска срока. Поскольку истцами не доказано, что Шаляпина М.В. является малоимущей, полагает, что оснований для постановки ее на учет, а также для предоставления жилого помещения вне очереди не имеется.
Представитель ответчика мэрии города Новосибирска Колесникова В.А., действующая на основании доверенности от 09.01.2013, полагала, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, пояснила, что администрацией Ленинского района города Новосибирска отказано Шаляпиной М.В. в признании ее малоимущей, о чем принято соответствующее постановлением мэрии городаНовосибирска. Постановление принято на основании закона, предусматривающего порядок определения дохода, учитываемого при расчете на основании конкретной методики произведения расчетов. Указала, что истцы заблуждаются в том, что отсутствует необходимость в признании гражданина малоимущим, поскольку только после присвоения данного статуса возможна постановка на учет в качестве нуждающегося. При этом наличие заболевания, на которое ссылается истец, является основанием для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке. Полагает, что основанием для обращения истцов в суд послужило признание дома аварийным и подлежащим сносу. Проживающим в помещении, признанным непригодным для проживания, в том числе истцам, предоставлено в порядке статьи 89 Жилищного кодекса РФ равнозначное жилое помещение в порядке компенсации за помещение, подлежащее сносу.
Представитель третьего лица Правительства Новосибирской области Петросян Е.О., действующая на основании доверенности от 18.09.2012, согласившись с позицией представителя мэрии городаНовосибирска, пояснила, что для обеспечения из муниципального жилищного фонда требуется признание гражданина малоимущим, не требуется такого признания в случае предоставления жилого помещения из государственного жилищного фонда. В настоящее время без учета имущественного положения предоставляются жилые помещения только инвалидам, вставшим на учет до 01.01.2005. Если гражданин не состоял на учете до 01.01.2005, то применяются нормы Жилищного кодекса РоссийскойФедерации, согласно которым гражданин должен быть признан малоимущим, иметь заболевание, входящее в соответствующий Перечень. Поскольку приведенные условия истцами не соблюдены, на учете до 01.01.2005 Шаляпина М.В. не стояла, оснований для удовлетворения иска не имеется.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Судебным разбирательством установлено, что Шаляпин И.Г. и Шаляпина М.В. включены в договор социального найма № 1329 от 30.03.2009 жилого помещения. расположенного по адресу: г.Х, ул.Х, д.53, кв.6, в качестве членов семьи нанимателя Шаляпиной Н.И., как бывший муж и мать бывшего мужа соответственно.
По указанному адресу истцы состоят на регистрационном учете по месту жительства Шаляпин И.Г. с 05.11.1984, а Шаляпина М.В. с 06.04.2009.
Нанимателю Шаляпиной Н.И. предоставлено указанное жилое помещение на основании ордера №882456 от 22.03.1999, выданного в соответствии с постановлением администрации Ленинского района городаНовосибирска от 04.03.1999 № 346.
Помимо указанных лиц в жилом помещении зарегистрированы и проживают в качестве членов семьи нанимателя Шаляпин А.И. (сын), Шаляпин И.И. (внук), Шаляпин М.А. (внук), Шаляпин С.И. (сын), ШаляпинаА.И. (дочь).
Данные обстоятельства подтверждаются договором социального найма от 30.03.2009, отметками о постановке на регистрационный учет по месту жительства в паспортах истцов, свидетельствами о рождении, заключении и расторжении брака, выпиской из домовой книги от 02.02.2012, имеющимися в материалах дела.
Решением Исполнительного комитета районного Совета народных депутатов от 27.01.1987 № 42 наниматель жилого помещения Шаляпина Н.И составом семьи из пяти человек, в том числе Шаляпин И.Г., принята на учет нуждающихся в жилых помещениях (л.д.45).
Из пояснений истцов следует, что Шаляпин И.Г. и Шаляпина М.В. после расторжения брака 02.04.1999 между Шаляпиным И.Г. и Шаляпиной М.В. проживают в жилом помещении наряду с другими членами семьи нанимателя как отдельная семья, при этом общего хозяйства не ведут (л.д.42,43).
Поскольку в предоставлении истцам отдельного жилого помещения в связи с расселением жилого дома, признанного аварийным, органом местного самоуправления отказано, а заявление о признании Шаляпиной М.В. малоимущей оставлено администрацией Ленинского района городаНовосибирска без удовлетворения, истцы обратились в суд с соответствующим иском.
В силу положений статьи 672 Гражданского кодекса Российской Федерации договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством. Основным нормативным актом, регламентирующим данные правоотношения, в том числе основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, является Жилищный кодекс РФ.
На основании статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном названным кодексом порядке. Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта РоссийскойФедерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом РоссийскойФедерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном названным кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 52 того же кодекса предусмотрено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.
Порядок признания органами местного самоуправления граждан малоимущими, а также порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи в целях признания органами местного самоуправления граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, урегулирован законом Новосибирской области от 04.11.2005 №337-ОЗ «Об учете органами местного самоуправления граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в Новосибирской области по договорам социального найма».
В соответствии со статьей 8 названного закона малоимущими признаются граждане, у которых размер располагаемого дохода меньше потребности в средствах на приобретение жилья.
Обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с жилищным законодательством, федеральным законом от06.10.2003
№131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления» отнесено к вопросам местного значения городского округа.
Оспаривая отказ администрации Центрального района города Новосибирска № 17-1379 от27.08.2012 в признании Шаляпиной М.В. малоимущей, в качестве основания для предоставления отдельного жилого помещения вне очереди истцы ссылаются на наличие инвалидности второй группы у обоих. При этом Шаляпина М.В. имеет хроническое заболевание, отнесенное к Перечню тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378 и к Перечню заболеваний, дающих инвалидам, страдающих ими, право на дополнительную площадь, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 № 817.
В подтверждение приведенного основания истцами в материалы дела представлены: справка ГБУЗНСО «Государственная Новосибирская клиническая психиатрическая больница №3» (л.д.23), справка серии ВТЭ-83 № 083733 об установлении Шаляпину И.Г. второй группы инвалидности (л.д.24), справка серии МСЭ-2007 № 1780936 об установлении Шаляпиной М.В. второй группы инвалидности (л.д.24).
Заявленное истцами требование носит публично-правовой характер, однако, принимая во внимание, что истцы обратились в порядке искового производства, суд, руководствуясь правовой позицией ВерховногоСуда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N2 "Опрактике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", полагает возможным рассматривать заявленное требование с учетом особенностей, предусмотренных главой25Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 того же кодекса).
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 постановления ПленумаВерховного Суда Российской Федерации, ПленумаВысшего Арбитражного Суда РоссийскойФедерации от 01.07.1996 № 6/8 "Онекоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения или действия незаконным, являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
В соответствии со статьями 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая из которых должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, при этом суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на них не ссылались.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, обязанность доказывания факта нарушения прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Законом Новосибирской области от 04.11.2005 №337-ОЗ «Об учете органами местного самоуправления граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в Новосибирской области по договорам социального найма» установлен единый порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в Новосибирской области по договорам социального найма, порядок признания органами местного самоуправления граждан малоимущими, а