Номер дела 2-1384/2018 ~ М-7339/2017
Дата суд акта 16 марта 2018 г.
Категория гражданского дела Споры, возникающие из пенсионного законодательства -> Прочие из пенсионного законодательства
Субъект РФ Новосибирская область
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Стороны по делу
ИСТЕЦ Абрамова В. В.
ОТВЕТЧИК Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Новосибирска
Представитель истца Давыденко М.Н.
Представитель ответчика Зеленкиной Л.А.

Дело № 2-1384/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 марта 2018 года город Новосибирск

Ленинский районный суд города Новосибирска в лице судьи Васильева Д.С.,

при секретаре судебного заседания Аверине Н.С.,

с участием истицы Абрамовой В.В., ее представителя Давыденко М.Н., представителя ответчика Зеленкиной Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абрамовой Валентины Владимировны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Ленинском районе г.Новосибирска о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный (льготный) стаж, обязании назначить страховую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Абрамова В.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда (государственному учреждению) в Ленинском районе г.Новосибирска (в дальнейшем - УПФР в Ленинском районе г. Новосибирска) с требованиями о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, включении в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов ее работы на территории Республики Казахстан, обязании досрочно назначить и выплачивать ей страховую пенсию по старости с момента достижения ею возраста 50-ти лет.

Иск мотивировала тем, что она родилась 30 мая 1967 года, ее общий страховой стаж составил более 20 лет. В период с 1985 года по июль 2013 года она осуществляла трудовую деятельность на территории Республики Казахстан (до 1991 года – Казахской ССР). С августа 2013 года осуществляет трудовую деятельность на территории Российской Федерации. В связи с предстоящим достижением возраста 50 лет она 16 мая 2017 года в УПФР в Ленинском районе г. Новосибирска за назначением досрочной страховой пенсии. При этом у нее было право на досрочное назначение пенсии как по пункту 2 части 1 статьи 30, так и по пункту 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон о страховых пенсиях). Так, по пункту 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях для досрочного назначения пенсии требуется стаж работ с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет. Она проработала машинистом крана (крановщиком) в глиноземном производстве 11 лет 5 месяцев 10 дней. По пункту 3 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях необходимо проработать не менее 15 лет в качестве тракториста-машиниста или машиниста. Она проработала машинистом крана в общей сложности 19 лет 3 месяца 18 дней. Решением УПФР в Ленинском районе г. Новосибирска от 28 августа 2017 года № 306723/17 в удовлетворении ее заявления отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. Ответчик пришел к выводу о том, что ее стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях составляет только 3 года 6 месяцев 18 дней. К такому выводу ответчик пришел в связи с тем, что зачел в специальный стаж только ее период работы на территории Российской Федерации. В зачете в специальный стаж остальных периодов ее работы на территории Республики Казахстан ей отказано. В частности, в зачете периодов работы в качестве машиниста (крановщика) общей продолжительностью 15 лет 9 месяцев 0 дней отказано по мотиву отсутствия подтверждающих документов. В зачете периода работы с тяжелыми условиями общей продолжительностью 11 лет 5 месяцев 10 дней отказано в виду того, что не подтверждена занятость в течение полного рабочего дня. Выводы об отсутствии подтверждения мотивированы ссылками в документах, выданных организациями Республики Казахстан, на российское законодательство. Полагала отказ незаконным в виду того, что стаж работы подтвержден трудовой книжкой, отсутствие дополнительного подтверждения со стороны организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Казахстан, невозможно не по ее вине. С 1 января 1998 года на территории Республики Казахстан отменен институт досрочного назначения пенсий, не ведется учет специального стажа, в связи с чем по казахстанскому законодательству стаж не может быть подтвержден.

В судебном заседании истица Абрамова В.В. и ее представитель Давыденко М.Н. доводы иска поддержали.

Представитель ответчика Зеленкина Л.А. против удовлетворения иска возражала, указывая, что в специальный стаж работы, как по пункту 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях, так и по пункту 3 части 1 статьи 30 того же Закона, не могут быть зачтены периоды работы истицы на территории Республики Казахстан, поскольку отсутствует подтверждение этих периодов в установленном порядке. Истица может иметь право на пенсию на льготных условиях лишь при условии, если на момент выполнения ею соответствующих работ эти работы признавались по действующему законодательству подлежащими зачету в льготный стаж. Поскольку до августа 2013 года истица выполняла работу на территории Республики Казахстан, то ей могут быть зачтены соответствующие период работы в льготный стаж при условии, если это признавалось законодательством Республики Казахстан. Однако с 1 января 1998 года на территории Республики Казахстан отменен институт досрочного назначения пенсий на льготных условиях. Следовательно, работы, выполняемые Абрамовой В.В. на территории Республики Казахстан после 1 января 1998 года и до июля 2013 года, не подлежат зачету в льготный стаж, поскольку они не признавались таковыми по действующему законодательству. Представленные в подтверждение особых условий труда истицы справки, выданные организациями Республики Казахстан, не могут быть признаны надлежащими доказательствами, поскольку они содержат ссылки на российское законодательство.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Из материалов дела видно, что Абрамова В.В. родилась 30 мая 1967 года в селе Казанском Майского района Павлодарской области Казахской ССР.

В период с 1985 года по июль 2013 года ее трудовая деятельность осуществлялась на территории Республики Казахстан (до 1991 года – Казахской ССР).

В период с 24 июля 1985 года по 20 октября 1986 года (1 год 2 месяца 27 дней) Абрамова В.В. выполняла работу в Павлодарском ФМЗ треста «Казремстроймаш» в качестве крановщицы (Казахская ССР).

В период с 22 октября 1986 года по 1 ноября 1990 года (4 года 0 месяцев 9 дней) Абрамова В.В. выполняла работу в Павлодарском главном территориальном управлении «Павлодарглавснаб» в качестве рабочей (крановщицы комплексной бригады) (Казахская ССР).

В период с 11 ноября 1990 года по 2 июня 1991 года (6 месяцев 23 дня) Абрамова В.В. работала на Павлодарском опытном заводе электромонтажных изделий треста «Электросредазмонтаж» в качестве ученицы штамповщицы, штамповщицы (Казахская ССР).

В период с 3 июня 1991 года по 6 апреля 1995 года (3 года 10 месяцев 4 дня) Абрамова В.В. выполняла работу на Павлодарском опытном заводе электромонтажных изделий треста «Электросредазмонтаж» в качестве машиниста мостового крана (Республика Казахстан).

В период с 18 апреля 1995 года по 31 декабря 1997 года (2 года 8 месяцев 14 дней) Абрамова В.В. выполняла работу на Павлодарском заводе металлоконструкций АО «Имсталькон» в качестве машинистки мостового крана (Республика Казахстан).

В период с 1 января 1998 года по 31 декабря 1998 года (1 год 0 месяцев 0 дней) Абрамова В.В. выполняла на Павлодарском заводе металлоконструкций АО «Имсталькон» в качестве машиниста крана (Республика Казахстан).

В период с 01 января 1999 года по 01 сентября 1999 года (8 месяцев 1 день) Абрамова В.В. выполняла работу на Павлодарском заводе металлоконструкций АО «Имсталькон» в качестве машинистки мостового крана (Республика Казахстан).

В период с 18 октября 1999 года по 15 июня 2000 года (7 месяцев 29 дней) Абрамова В.В. выполняла работу в АО Павлодарский машиностроительный завод в качестве машиниста крана (Республика Казахстан).

В период с 26 июня 2000 года по 31 января 2002 года (1 год 7 месяцев 6 дней) Абрамова В.В. выполняла работу в АО «Алюминий Казахстана» в качестве машиниста мостового крана (Республика Казахстан).

В период с 01 февраля 2002 года по 10 июля 2013 года (11 лет 5 месяцев 10 дней) выполняла работу в АО «Алюминий Казахстан» в качестве машиниста крана (крановщика) в глиноземном производстве (Республика Казахстан).

С августа 2013 года Абрамова В.В. осуществляет трудовую деятельность на территории Российской Федерации.

С 26 августа 2013 года по 15 мая 2017 года Абрамова В.В. работала в качестве машиниста крана металлургического производства в ОАО «Новосибирский металлургический завод им. Кузьмина».

28 декабря 2016 года Абрамовой В.В. выдан паспорт гражданина Российской Федерации.

С 10 января 2017 года Абрамова В.В. имеет регистрацию месту жительства по адресу: город Новосибирск, улица 2-ая Озерная, дом 76.

16 мая 2017 года Абрамова В.В. обратилась в УПФР в Ленинском районе г. Новосибирска за назначением досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Решением УПФР в Ленинском районе г. Новосибирска от 24 августа 2017 года № 306723/17 в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 года № 400- ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого (льготного) стажа на соответствующих видах работ.

В соответствии с оспариваемым решением, стаж работы истицы, который подлежит зачету в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30 Закона составляет только 3 года 06 месяцев 18 дней при требуемых 15 годах.

Ответчиком зачтен стаж работы истицы с 26 августа 2013 года по 15 мая 2017 года в качестве машиниста крана металлургического производства в ОАО «Новосибирский металлургический завод им. Кузьмина» за исключением отпусков без сохранения заработной платы.

Ответчиком не включены в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях периоды ее работы на территории Республики Казахстан.

В частности, периоды работы Абрамовой В.В. с 18 апреля 1995 года по 31 декабря 1997 года (2 года 8 месяцев 14 дней), с 01 января 1999 года по 01 сентября 1999 года (8 месяцев 1 день) на Павлодарском заводе металлоконструкций АО «Имсталькон» в качестве машинистки мостового крана не включены в связи с отсутствием документов о проверке достоверности сведений.

Периоды работы Абрамовой В.В. с 24 июля 1985 года по 20 октября 1986 года (1 год 2 месяца 27 дней) в Павлодарском ФМЗ треста «Казремстроймаш» в качестве крановщицы, с 22 октября 1986 года по 1 ноября 1990 года (4 года 0 месяцев 9 дней) в Павлодарском главном территориальном управлении «Павлодарглавснаб» в качестве рабочей (Крановщицы комплексной бригады), с 3 июня 1991 года по 6 апреля 1995 года (3 года 10 месяцев 4 дня) на Павлодарском опытном заводе электромонтажных изделий треста «Электросредазмонтаж» в качестве машиниста мостового крана, с 1 января 1998 года по 31 декабря 1998 года (1 год 0 месяцев 0 дней) на Павлодарском заводе металлоконструкций АО «Имсталькон» в качестве машиниста крана, с 18 октября 1999 года по 15 июня 2000 года (7 месяцев 29 дней) в АО Павлодарский машиностроительный завод в качестве машиниста крана, с 26 июня 2000 года по 31 января 2002 года (1 год 7 месяцев 6 дней) в АО «Алюминий Казахстана» в качестве машиниста мостового крана не включены, так как не подтверждена занятость в качестве машиниста крана (крановщика) строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин.

Всего в зачете в льготный стаж по пункту 3 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях не зачтено 15 лет 9 месяцев 0 дней.

Ответчик в оспариваемом решении также отказал в зачете в льготный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях, периодов работы Абрамовой В.В. с 11 ноября 1990 года по 2 июня 1991 года (6 месяцев 23 дня) на Павлодарском опытном заводе электромонтажных изделий треста «Электросредазмонтаж» в качестве ученицы штамповщицы, штамповщицы, и с 1 февраля 2002 года по 10 июля 2013 года (11 лет 5 месяцев 10 дней) в АО «Алюминий Казахстан» в качестве машиниста крана (крановщика) в глиноземном производстве, так как не подтверждена занятость в производствах и работах, перечисленных в подразделе 9 раздела VIII Списка № 2 от 1991 года.

При оценке данных обстоятельств суд исходит из положений пункта 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях, согласно которому страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях женщине, достигшей возраста 50-ти лет необходимо проработать не менее 15-ти лет в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин, иметь страховой стаж не менее 20 лет, а также величину индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 11,4 (при назначении пенсии в 2017 году, согласно статьи 35 данного Закона).

По выводам пенсионного органа, специальный стаж должен быть подтвержден пенсионными органами Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Поскольку с 1 января 1998 года в Республике Казахстан отменен институт досрочного назначения страховых пенсий, а пенсия женщинам назначается с 58 лет, такое подтверждение отсутствует.

В обоснование своих доводов пенсионный орган ссылается на положения части 3 статьи 30 Закона о страховых пенсиях, согласно которым периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Между сторонами возник спор о толковании данной нормы, а именно о том, законодательство какого государства следует понимать под «законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности)». По мнению истца, в данном случае имеется в виду законодательство страны, назначающей страховую пенсию, то есть Российской Федерации. В то же время ответчик считает, что под «законодательством» по смыслу указанной нормы следует понимать законодательство государства, на территории которого выполнялись соответствующие работы, то есть в данном случае – законодательство Республики Казахстан.

При разрешении данного спора суд исходит из положений статьи 2 Федерального закона «О страховых пенсиях», согласно которой законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов (часть 1). Страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон (часть 2). В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3).

Из приведенных положений закона следует, что по общему правилу под термином «законодательство» в отношениях по назначению и выплате страховых пенсиях следует понимать законодательство Российской Федерации. Поскольку в данном случае работа выполнялась на территории Республики Казахстан, то следует принимать во внимание также международные соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан.

В силу статьи 1 Соглашения о гарантиях прав граждан - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Таким образом, Соглашение указывает на необходимость применения пенсионного законодательства того государства, в которое переселился гражданин, претендующий на назначение пенсии.

Истица Абрамова В.В. является гражданином Российской Федерации и проживает на территории Российской Федерации.

Следовательно, в данном деле под «законодательством», применительно к части 3 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», следует понимать законодательство Российской Федерации.Следует также учесть, что в соответствии с частью 2 статьи 11 указанного Федерального закона периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

В соответствии с распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", которым были утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, предлагается периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ") включать в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудова