Номер дела 2-5476/2012 ~ М-4801/2012
Дата суд акта 12 декабря 2012 г.
Категория гражданского дела Другие жилищные споры
Субъект РФ Новосибирская область
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Стороны по делу
ИСТЕЦ Хилимончик М. Ю.
ИСТЕЦ Захарова С. Ю.
ОТВЕТЧИК Мэрия г.Новосибирска
ОТВЕТЧИК Администрация Кировского района г.Новосибирска
ТРЕТЬЕ ЛИЦО Правительство Новосибирской области
ТРЕТЬЕ ЛИЦО Комитет по жилищным вопросам и жилищно-коммунальному строительству
Представитель ответчика Антоньев А.С.
Представитель и+о? Гвоздева А.А.
Представитель и+о? Косинова О.Л.

Решение

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Центральный районный суд <адрес>

в составе председательствующего - судьи

при секретаре судебного заседания

с участием:

представителя истца

представителя ответчика

представителя ответчика

представителя третьего лица

представителя третьего лица

Дело

Дело

Галиной В.А.,

Топчиловой Н.Н.,

Хилимончик М.Ю.,

Антоньева А.С.,

Беляева Н.Н.,

Гвоздевой А.А.,

Косиновой О.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании объединенные в одно производство гражданские дела

по иску Хилимончик М.Ю., обратившейся в интересах Захаровой С.Ю., к мэрии <адрес> об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди;

по иску Хилимончик М.Ю., обратившейся в интересах Захаровой С.Ю., к мэрии <адрес>, администрации <адрес> об оспаривании решения органа местного самоуправления, восстановлении в очереди нуждающихся в жилых помещениях, обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди,

у с т а н о в и л :

ДД.ММ.ГГГГ Хилимончик М.Ю., действующая в интересах Захаровой С.Ю., первоначально обратилась в суд с иском к мэрии Новосибирска, просит обязать ответчика предоставить Захаровой С. Ю. ДД.ММ.ГГГГ рождения вне очереди отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее 15 кв.м из жилищного фонда <адрес>, с учетом права на предоставление дополнительной жилой площади.

В обоснование заявленных требований в иске указано, что Захарова С.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ находит наблюдением ОГУЗ «Новосибирская областная психиатрическая больница специализированного типа» с страдает хроническим психическим заболеванием – последствия органического поражения головного мозга с выраженной интеллектуальной недостаточностью, при котором, согласно перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ невозможно совместное проживание граждан в квартире. Захарова С.Ю. является инвалидом детства 1-ой группы по хроническому психическому заболеванию, инвалидность установлена бессрочно. Согласно решению Кировского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в связи с недееспособностью истицы, опекуном Захаровой С.Ю. назначена сестра - Хилимончик М. Ю.. Захарова С.Ю. проживает и зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>. В 1995 была поставлена в льготную очередь с , как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. В указанной квартире зарегистрированы 4 человека. Единственным собственником данной квартиры общей площадью 59,9 кв.м является Захарова Надежда Фёдоровна. Захарова С.Ю. не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, не использовала право приватизацию жилья. В соответствии с сообщением от ДД.ММ.ГГГГ администрации <адрес> приказом главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -од Захарова С.Ю. снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма - наличием нормы предоставления площади жилого помещения. Однако подпунктом 4.2 пункта 4 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом <адрес>, утвержденного решением городского Совета Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ , предусмотрено, что норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма устанавливается в размере не менее 15 кв.м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи. Исходя фактически из площади занимаемой квартиры по адресу: <адрес>, ул.0, <адрес>, равной 59,9 кв.м и зарегистрированных в ней 4-х человек, на каждого проживающего и зарегистрированного приходится менее нормы предоставления (менее 15 кв.м), что противоречит текстовой части приказа главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ М 0-од. Заявитель считает, что данный приказ администрации <адрес> незаконен, так как Захарова С.Ю. является с 2005 года инвалидом первой группы и подлежит обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке с учетом права на дополнительную площадь.

ДД.ММ.ГГГГ Хилимончик М.Ю. обратилась с требованием о признании незаконным приказа администрации <адрес> -од от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Захаровой С.Ю. с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях; восстановлении Захаровой С.Ю. в льготной очереди с даты первичной постановки. Кроме того, просила восстановить пропущенный процессуальный срок для обжалования приказа администрации, ссылаясь пребывание опекуна Захаровой С.Ю. - Хилимончик М.Ю. в длительной командировке в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые заявления Хилимончик М.Ю. в защиту интересов Захаровой С.Ю. объединены в одно производство.

В судебном заседании Хилимончик М.Ю. заявленные требования поддержала, дала соответствующие пояснения.

Представитель ответчика - мэрии <адрес> по доверенности Антоньев А.С. относительно заявленных требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве (т.1 л.д.88).

Представитель администрации <адрес> по доверенности БеляевН.Н. иск не признал, ссылаясь на пропуск срока, установленного частью 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса РФ, для обращения в суд с требованием о признании незаконным приказа администрации.

Представители третьих лиц - <адрес> по доверенности Гвоздева А.А., Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> по доверенности Косинова О.Л. полагали, что иск удовлетворению не подлежит.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Судебным разбирательством установлено, что Захарова С.Ю. страдает хроническим заболеванием: деменция сложного генеза (код заболевания F 02.8) и является инвалидом первой группы с детства, инвалидность установлена бессрочно (т.1 л.д.60, 107).

ДД.ММ.ГГГГ решением исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов Захарова С.Ю. поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в общую очередь по<адрес>, в льготную очередь по общему заболеванию по<адрес> (т.1 л.д.82).

ДД.ММ.ГГГГ решением Кировского районного суда <адрес> Захарова С. Ю. ДД.ММ.ГГГГ рождения признана недееспособной (т.1 л.д.11).

Приказом администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -од опекуном Захаровой С.Ю. назначена Хилимончик М.Ю. (т.1 л.д.78).

Приказом администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -од Захарова С.Ю. снята с учета очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма – наличием нормы предоставления площади жилого помещения (очередь: общая , льготная «инвалид общего заболевания» ) – т.1 л.д.26.

При этом судом установлено, что Захарова С.Ю. в настоящее время проживает и состоит на регистрационном учете в принадлежащей ее матери Захаровой Н.Ф. трехкомнатной квартире по адресу: <адрес>, ул.0, <адрес>, общей площадью 59,9 кв.м, жилой площадью 43,6 кв.м. Кроме нее в квартире проживают: Захарова Н.Ю. – мать, Захаров Ю.Н. – отец, Лудцева Н.Ю. – сестра (т.1, л.д. 8, 13, 17).

В соответствии с частью 1 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса РФ дела об оспаривании действий и решений государственных органов и должностных лиц как возникающие из публичных правоотношений рассматриваются и разрешаются судом по общим правилам искового производства с особенностями, установленными гл. 23 и 25 данного Кодекса.

Согласно частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

В силу части 2 ст.56 Жилищного кодекса РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

Принимая во внимание, что Захарова С.Ю. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий до введения в действие ДД.ММ.ГГГГ Жилищного кодекса РФ, вопрос об улучшении жилищных условий инвалида в установленном законом порядке с учетом права на дополнительную площадь решен не был, в настоящее время обеспеченность ЗахаровойС.Ю. жилой площадью менее нормы предоставления (59,9 : 4). При таких обстоятельствах суд считает, что оспариваемый приказ администрации <адрес> -од от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Захаровой С.Ю. с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не может быть признан законным и обоснованным.

Наряду с изложенным суд считает несостоятельным довод представителя администрации <адрес> о том, что Захарова С.Ю. была снята с регистрационного учета на основании того обстоятельства, что в связи с изменением жилищного законодательства учетная норма изменилась с 9 кв.м жилой до 12 кв.м общей площади жилого помещения.

По смыслу части 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" гражданам, принятым на учет до ДД.ММ.ГГГГ, гарантировано сохранение права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма и предусмотрена возможность их снятия с учета (помимо оснований, указанных в пунктах 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ) только при таких обстоятельствах, которые повлекли бы такое снятие по законодательству, действовавшему до введения в действие Жилищного кодекса РФ.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 1549-О-П по жалобе на нарушение прав частью 2 статьи 6 Вводного закона, это положение закона не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до ДД.ММ.ГГГГ принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.

Кроме того, органом местного самоуправления нарушен порядок принятия решения о снятии Захаровой С.Ю. с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Как пояснил в ходе судебного разбирательства представитель администрации <адрес> сведения о том, что количество проживающих в жилом помещении по адресу: <адрес>, ул.0, <адрес>, сократилось до 4 человек поступили в районную администрацию в январе 2012. Данное обстоятельство подтверждается имеющейся в материалах учетного дела выпиской из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.65).

По утверждению представителя ответчика с января по май 2012 в районной администрации проводилась проверка представленных сведений, сроки которой законодательством не ограничены. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ принято оспариваемое решение.

Правовая позиция представителя ответчика противоречит норме части 2 ст.56 Жилищного кодекса РФ, ограничивающей срок принятия решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях тридцатью рабочими днями со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.

Кроме того, в нарушение указанной нормы копия приказа администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -од ни Захаровой С.Ю., ни ее опекуну не вручалась.

По утверждению Хилимончик М.Ю. в адрес истца было направлено, только информационное письмо от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.25). Доказательств обратного представителем ответчика в суд не представлено.

При этом, обращаясь ДД.ММ.ГГГГ в суд с заявлением о предоставлении Захаровой С.Ю. жилого помещения, истец ссылалась на незаконность приказа администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -од, реквизиты которого ей были известны из информационного письма от ДД.ММ.ГГГГ .

При таких обстоятельствах установленный нормой частью 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса РФ трехмесячный срок для обращения в суд нельзя считать пропущенным.

Оценив совокупность представленных доказательств, суд полагает, что правовые основания для снятия Захарова С.Ю. с учета у администрации <адрес> отсутствовали, в связи с чем она подлежит восстановлению в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу ст.28.2 упомянутого Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалид