Номер дела | 2-999/2018 (2-6568/2017;) ~ М-6840/2017 |
Дата суд акта | 12 февраля 2018 г. |
Категория гражданского дела | Споры, возникающие из пенсионного законодательства -> Прочие из пенсионного законодательства |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Стороны по делу | |
ИСТЕЦ | Баранов В. В. |
ОТВЕТЧИК | Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Новосибирска |
Представитель истца | Алейников Д.В. |
Представитель ответчика | Зеленкиной Л.А. |
Дело № 2-999/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 февраля 2018 годагород Новосибирск
Ленинский районный суд города Новосибирска в лице судьи Васильева Д.С.,
при секретаре судебного заседания Аверине Н.С.,
с участием представителя истца Алейникова Д.В., представителя ответчика Зеленкиной Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баранова Валерия Владимировича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Истец Баранов В.В. обратился в суд с иском к УПФР в Ленинском районе г.Новосибирска о признании незаконным отказа в досрочном назначении и выплате страховой пенсии по старости и обязании устранить нарушение его права на получение пенсии, досрочно назначив ему страховую пенсию по старости с момента обращения за ней, то есть с 24 мая 2017 года.
Иск мотивировал тем, что 24 мая 2017 года, он, достигнув возраста 52 года и имея стаж работы на подземных работах более 31 года, обратился к ответчику за досрочным назначением ему пенсии. Решением УПФР в Ленинском районе г.Новосибирска от 5 сентября 2017 года № 327437/17 в досрочном назначении ему пенсии отказано по мотиву отсутствия специального стажа выполнения подземных работ менее 10 лет. Ответчик отказался засчитать в специальный стаж периоды выполнения им подземных работ на территории Республики Казахстан, мотивируя это тем, что на момент выполнения этих работ по законодательству Республики Казахстан он не имел права на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Полагал данный вывод пенсионного органа незаконным, поскольку он является гражданином Российской Федерации и при рассмотрении вопроса о назначении ему пенсии подлежит применение законодательство Российской Федерации. По законодательству Российской Федерации его работа на подземных работах в период с 8 июля 1985 года по 30 апреля 2017 года подлежит включению в специальный стаж, а, следовательно, он имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В судебном заседании представитель истца Алейников Д.В. доводы иска поддержал.
Представитель ответчика Зеленкина Л.А. против удовлетворения иска возражала, указывая, что зачету в специальный стаж не подлежат периоды работы, которые на момент их выполнения не признавались законом подлежащими включению в такой стаж. Истец выполнял соответствующие работы на территории Республики Казахстан. Между тем с 1 сентября 1998 года в Республике Казахстан отменено досрочное назначение страховых пенсий по старости. Следовательно, по законодательству государства, на территории которого истец выполнял работы, период их выполнения не подлежат зачету в специальный стаж. Поэтому пенсионный орган обоснованно отказал в зачете этих периодов в специальный стаж. Поскольку без зачета этих периодов специальный стаж истца недостаточен для досрочного назначения страховой пенсии по старости, отказ в назначении пенсии также является обоснованным.
Суд, выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что Баранов В.В. является гражданином Российской Федерации, родился ДД.ММ.ГГГГ, возраста 50 лет он достиг ДД.ММ.ГГГГ.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Баранов В.В. работал подземным горнорабочим Шахтанского горномонтажного филиала Управления по монтажу, демонтажу и ремонту горношахтного оборудования «Спецшахтмонтаж» (Казахская ССР).
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Баранов В.В. работал в должности горнорабочего подземного 2 разряда шахты им.Ленина Карагандинского производственного объединения по добыче угля «Карагандауголь» (Казахская ССР).
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Баранов В.В. работал в должности горнорабочего очистного забоя подземного шахты им.Ленина Карагандинского производственного объединения по добыче угля «Карагандауголь» (Казахская ССР, Республика Казахстан).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Баранов В.В. работал в должности горного мастера участка подземного шахты им.Ленина Карагандинского производственного объединения по добыче угля «Карагандауголь» (Республика Казахстан).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Баранов В.В. работал в должности подземного горного мастера участка шахты «Долинская» Карагандинского производственного объединения по добыче угля «Карагандауголь» (Республика Казахстан).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Баранов В.В. работал в должности подземного заместителя начальника участка шахты «Долинская» Карагандинского производственного объединения по добыче угля «Карагандауголь» (Республика Казахстан).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Баранов В.В. работал в должности подземного заместителя начальника участка шахты «Долинская» Карагандинского производственного объединения по добыче угля «Карагандауголь» (Республика Казахстан).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Баранов В.В. работал в должности горнорабочего очистного забоя подземного шахты им.Ленина Угольного департамента АО «Испат Кармет» (Республика Казахстан).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Баранов В.В. работал в должности горного мастера подземного АО «АрселорМиттал Темиртау» (Республика Казахстан).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Баранов В.В. работал в должности подземного помощника начальника участка АО «АрселорМиттал Темиртау» (Республика Казахстан).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Баранов В.В. работал в должности подземного начальника участка АО «АрселорМиттал Темиртау» (Республика Казахстан).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Баранов В.В. работал в должности подземного горного мастера АО «АрселорМиттал Темиртау» (Республика Казахстан).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Баранов В.В. работал в должности подземного заместителя начальника участка АО «АрселорМиттал Темиртау» (Республика Казахстан).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Баранов В.В. работал в должности подземного горного мастера АО «АрселорМиттал Темиртау» (Республика Казахстан).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Баранов В.В. работал в должности подземного горного мастера АО «АрселорМиттал Темиртау» (Республика Казахстан).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Баранов В.В. работал в должности подземного горного мастера АО «АрселорМиттал Темиртау» (Республика Казахстан).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Баранов В.В. работал в должности подземного горного мастера АО «АрселорМиттал Темиртау» (Республика Казахстан).
С 4 мая 2017 года Баранов В.В. снят с учета по постоянному месту жительства в Республике Казахстан в связи с выездом на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан.
11 мая 2017 года Баранов В.В. зарегистрирован по месту жительства в городе Новосибирска.
24 мая 2017 года Баранов В.В. обратился в УПФР в Ленинском районе г.Новосибирска за досрочным назначением страховой пенсии по старости на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», указывая, что он достиг возраста 50 лет и проработал на подземных работах не менее 10 лет (фактический стаж на подземных работах составляет 31 год 2 месяца и 20 дней).
В силу пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет на подземных работах.
Решением УПФР в Ленинском районе г.Новосибирска от 5 мая 2017 года № 327437/17 в досрочном назначении страховой пенсии по старости истцу отказано в назначении пенсии на основании приведенной нормы в связи с отсутствием требуемого специального стажа подземных работ.
По выводам пенсионного органа, специальный стаж должен быть подтвержден пенсионными органами Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Поскольку с 1 января 1998 года в Республике Казахстан отменен институт досрочного назначения страховых пенсий, такое подтверждение отсутствует.
В обоснование своих доводов пенсионный орган ссылается на положения части 3 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», согласно которым периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Между сторонами возник спор о толковании данной нормы, а именно о том, законодательство какого государства следует понимать под «законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности)». По мнению истца, в данном случае имеется в виду законодательство страны, назначающей страховую пенсию, то есть Российской Федерации. В то же время ответчик считает, что под «законодательством» по смыслу указанной нормы следует понимать законодательство государства, на территории которого выполнялись соответствующие работы, то есть в данном случае – законодательство Республики Казахстан.
При разрешении данного спора суд исходит из положений статьи 2 Федерального закона «О страховых пенсиях», согласно которой законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов (часть 1). Страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон (часть 2). В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3).
Из приведенных положений закона следует, что по общему правилу под термином «законодательство» в отношениях по назначению и выплате страховых пенсиях следует понимать законодательство Российской Федерации. Поскольку в данном случае работа выполнялась на территории Республики Казахстан, то следует принимать во внимание также международные соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан.
В силу статьи 1 Соглашения о гарантиях прав граждан - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Таким образом, Соглашение указывает на необходимость применения пенсионного законодательства того государства, в которое переселился гражданин, претендующий на назначение пенсии.
Истец Баранов В.В. является гражданином Российской Федерации и проживает на территории Российской Федерации по адресу: <адрес>. Исходя из презумпции соблюдения закона, предполагается и не требует доказательств проживание Баранова В.В. по данному месту жительства. Доводы пенсионного органа о том, что фактически Баранов В.В. продолжает проживать на территории Республики Казахстан, являются бездоказательными. Выводы о проживании по иному месту жительства не могут основываться на предположениях.
Следовательно, в данном деле под «законодательством», применительно к части 3 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», следует понимать законодательство Российской Федерации.
Следует также учесть, что в соответствии с частью 2 статьи 11 указанного Федерального закона периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии с распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", которым были утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, предлагается периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ") включать в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, что должно подтверждаться справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование (пункт 5).
Из изложенного следует, что Правление Пенсионного Фонда Российской Федерации добровольно признает возможность включения в стаж, дающий право на назначение пенсии, трудового стажа работы на территории государств - участников Содружества Независимых Государств не только за период до 13 марта 1992 года, но и после этой даты - до 01.01.2002 года, а период работы с 1 января 2002 года может быть включен в стаж для назначения пенсии при наличии доказательств, подтверждающих факт уплаты за истца страховых взносов на пенсионное обеспечение либо социальное страхование.
Факт уплаты за истца работодателями страховых взносов на пенсионное обеспечение (социальное страхование) на территории Республики Казахстан подтвержден соответствующей справкой дирекции «Межведомственный расчетный центр социальных выплат» - филиала Некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан», ведущей на территории Республики Казахстан учет соответствующих страховых выплат работодателями.
Указанное означает, что периоды работы истца Баранова В.В. на территории Республики Казахстан, уплачивавшего в установленном законодательством Республики Казахстан порядке страховые взносы, подлежат зачету в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии, независимо от того, признавались ли эти периоды работы таковыми по законодательству Республики Казахстан. Отмена в Республике Казахстан с 1 января 1998 года льготных пенсий правового значения для разрешения спора не имеет, поскольку в данном случае законодательство иностранного государства для оценки пенсионных прав истца, являющегося гражданином Российской Федерации, применению не подлежит.
При рассмотрении вопроса о том, признавались ли работы, выполняемые истцом Барановым В.В., подлежащими зачету в специальный стаж по законодательству Российской Федерации, суд исходит из положений подпункта «а» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», согласно которому при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
- Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
- список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Из материалов дела видно, что Баранов В.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности подземного горнорабочего второго разряда, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности горнорабочего подземного 2 разряда, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности горнорабочего очистного забоя подземного.
Периоды выполнения истцом этих работ подлежат включению в специальный стаж, поскольку в соответствии со списком № 1, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 право на государственную пенсию на льготных условиях имели все рабочие, заняты