Номер дела | 2-2288/2014 ~ М-1986/2014 |
Дата суд акта | 22 июля 2014 г. |
Категория гражданского дела | Споры, возникающие из жилищного законодательства -> Иные жилищные споры |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Стороны по делу | |
ИСТЕЦ | Кучуков К. А. |
ОТВЕТЧИК | Правительство Новосибирской области |
ОТВЕТЧИК | Мэрия г.Новосибирска |
ОТВЕТЧИК | Администрация Кировского района г.Новосибирск |
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Министерство социального развития Новосибирской области |
Представитель ответчика | Беляев Н.Н. |
Представитель истца | Рахвалова Д.О. |
Дело № 2-2288/2014
Поступило в суд «02» июня 2014 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«22» июля 2014 годаг. Новосибирск
Кировский районный суд г. Новосибирска в составе:
Председательствующего судьиЧеркасовой О.В.,
При секретареАникиной И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кучукова Кондрата Анатольевича к мэрии г. Новосибирска, Правительству Новосибирской области, администрации Кировского района г.Новосибирска о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, обязании предоставить жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Кучуков К.А. обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование своих требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ его мать, фио2, оставила его в доме ребенка, после чего жизнью сына не интересовалась. ДД.ММ.ГГГГ фио2 умерла. Своего отца истец никогда не знал, он был записан со слов матери. ДД.ММ.ГГГГ был определен в детский дом. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитывался в <данные изъяты> № для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <адрес>, находился на полном государственном обеспечении. Жилого помещения за ним закреплено не было. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец обучался в <данные изъяты> № <адрес>. В дальнейшем до ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в Вооруженных силах РФ. По окончании военной службы переехал в Новосибирскую область, где проживал без регистрации до ДД.ММ.ГГГГ года.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в Новосибирской области по адресу: <адрес>. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ по настоящий момент, зарегистрирован по адресу: <адрес>, но фактически в данном жилом помещении не проживает. Истец указывает, что он не является нанимателем по договору социального найма, не является членом семьи нанимателя по договору социального найма, также не является собственником жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением в администрацию Кировского района г.Новосибирска о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Приказом администрации Кировского района г.Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ № № истцу было отказано во включении в списки, в связи с достижением возраста 23 лет.
Кучуков К.А. считает, что принятое администрацией решение об отказе во включении его в списки незаконно, противоречит действующему законодательству, нарушает его жилищные права. Полагает, что тот факт, что он не был поставлен на учет до 23 лет, не является безусловным основанием для отказа в предоставлении вне очереди жилого помещения. Следует учесть, что во время нахождения истца в школе-интернате ему не были разъяснены его права на внеочередное обеспечение жильем.
На основании изложенного истец просил суд обязать администрацию Кировского района г.Новосибирска включить Кучукова Кондрата Анатольевича в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Обязать мэрию г.Новосибирска предоставить Кучукову Кондрату Анатольевичу жилое помещение в черте г.Новосибирска, общей площадью не менее 30 кв.м., на условиях договора найма специализированного помещения.
В судебном заседании истец Кучуков К.А. исковые требования поддержал в полном объеме. Доводы, изложенные в исковом заявлении, подтвердил. Дополнительно суду пояснил, что он вырос детском доме, родственников не имеет, жильем не обеспечен. Служил в армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, затем уехал в г.Новосибирск, жил без прописки, работал в <адрес> поваром, затем в Совете депутатов Новосибирской области ему обещали помочь с жильем как сироте, но не помогли, так как сирот много, а мест в общежитии не было. Поэтому в ДД.ММ.ГГГГ году он вынужден был пойти служить по контракту, его отправили в <адрес>, отслужил с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, вернулся в г.Новосибирск, чтобы получить жилье. В ДД.ММ.ГГГГ года обратился в Правительство НСО с вопросом получения жилья, так как является сиротой. Ему сказали, что нужно ехать в <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ года он уехал служить на <адрес>, отслужил до ДД.ММ.ГГГГ года, потом опять вернулся в Новосибирск и стал писать письма губернатору, в Министерство социального развития, но ему разъяснили, что нужно обращаться по прописке. В ДД.ММ.ГГГГ года он обратился в Администрацию Кировского района г.Новосибирска, так как с ДД.ММ.ГГГГ года зарегистрирован в Кировском районе. Фактически по месту прописки не проживал, живет у знакомых в дачном обществе на <адрес>. На учете в качестве нуждающихся в жилом помещении он не состоит, с данным заявлением не обращался. Просил суд удовлетворить заявленные требования.
Представитель ответчика - Мэрии г. Новосибирска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, согласно письменному заявлению просил рассмотреть дело в его отсутствие. В возражениях указал, что с исковыми требованиями не согласен, просит в иске отказать.
Представитель ответчика – Администрации Кировского района г.Новосибирска Беляев Н.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против заявленных требований, полагая, что истец утратил право на предоставление ему жилого помещения, поскольку обращение носит заявительный характер, он с письменными заявлениями не обращался, после 23 лет утратил право на представление ему жилого помещения, так как по достижении указанного возраста не относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Представитель ответчика - Правительства Новосибирской области в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ранее представил суду отзыв относительно заявленных требований. Просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица – Министерства социального развития Новосибирской области Рахвалова Д.О., действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала, что, поскольку у истца возникло такое право, то он должен быть обеспечен жильем, несмотря на достижение им 23 летнего возраста. Полагает, что истец ранее не обращался с письменными заявлениями, поскольку ему не была известна процедура.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что заявленный иск не подлежит удовлетворению, и исходит при этом из следующего.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона, участвующая в деле, должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений.
Копия повторного свидетельства о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает, что Кучуков Кондрат Анатольевич родился ДД.ММ.ГГГГ, о чем в книге записей актов гражданского состояния о рождении ДД.ММ.ГГГГ произведена соответствующая запись за № №. Родителями являются: отец – фио1, мать – фио2.
Справка <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает, что сведения об отце в акте записи о рождении Кучукова Кондрата Анатольевича записаны по указанию матери.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что Кучуков К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, воспитывался в <данные изъяты> № для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и находился на полном государственном обеспечении, так как лишен попечения родителей: отца нет, мать бросила ребенка в ДД.ММ.ГГГГ году, умерла в ДД.ММ.ГГГГ году (л.д.19).
Из копии заявления фио2 на имя начальника <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что фио2 просит оформить своего сына Кучукова Кондрата Анатольевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в дом ребенка сроком на 2 года, поскольку не в состоянии его воспитывать (л.д.12).
Из копии решения Исполнительного комитета городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ за № №, Кучуков Кондрат Анатольевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, определен в детский дом (л.д.20).
Из копии справки <данные изъяты> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № следует, что фио2 выбыла из села <данные изъяты>, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Личного имущества ребенка матерью не оставлено. Бытовые условия проживания фио2 в селе <данные изъяты> были не удовлетворительны (л.д.13).
Из копии справки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Кучуков К.А., обучался в <данные изъяты> № для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Находился на полном государственном обеспечении (л.д.13).
Из копии свидетельства о смерти следует, что фио2 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12).
Выписка из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает, что владельцем квартиры № дома № по адресу: <адрес>, является фио3. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Кучуков К.А. состоял на регистрационном учете по данному адресу (л.д.11).
По сведениям ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ за № следует, что по данным правовой регистрации объектов недвижимости до ДД.ММ.ГГГГ сведений о зарегистрированных правах физического лица: Кучуков Кондрат Анатольевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на недвижимое имущество в г.Новосибирске не имеется.
Из копии свидетельства о регистрации по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ за № следует, что Кучуков Кондрат Анатольевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес> (л.д.18).
Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведения за № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ЕГРП отсутствуют сведения о правах Кучукова Кондрата Анатольевича в отношении объектов недвижимого имущества.
Из копии приказа Администрации Кировского района г.Новосибирска за № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Кучукову К.А. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (л.д.16-17).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,- лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии со ст. 8 указанного ФЗ (в редакции, действующей до 01.01.2013 года), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья)».
В соответствии со ст. 1 Закона Новосибирской области № 354-ОЗ от 09.12.2005 года «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению граждан жилыми помещениями» следует, что в соответствии с настоящим Законом органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями следующих категорий граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в т.ч. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования.
В соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Закона от 08.02.1998 и от 22.08.2004), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ (в редакции Закона от 29.02.2012 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Федеральным законом от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 01.01.2013 г. изменен механизм обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и расширены основания предоставления им жилья.
Настоящим Законом установлено, что действие положений ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и положений Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона N 15-ФЗ, в случае если ребенок, оставшийся без попечения родителей, не реализовал принадлежащее ему право на обеспечение жилыми помещениями до 01 января 2013 г.
Правовые основания предоставления любого вида социальной помощи (в том числе, по кругу лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры) устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации), в том числе, исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
Как следует из преамбулы ФЗ № 159-ФЗ, а также статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Таким образом, дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет.
Действительно, пунктом 9 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вместе с тем, в силу норм Федерального закона N 159-ФЗ право на приобретение жилья сохраняется по достиже