Номер дела | 2-892/2012 (2-5716/2011;) ~ М-5086/2011 |
Дата суд акта | 4 июля 2012 г. |
Категория гражданского дела | Жалобы на неправ. дейст. (безд.) - органов государственной власти, органов местного самоуправления |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Стороны по делу | |
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Мэрия г. Новосибирска |
ЗАЯВИТЕЛЬ | Новосибирское обалстное отделение политической партии "Коммунистическая партия РФ" |
Представитель истца | Плеханова Л.Н. |
Представитель и+о? | Чагин Я.Я. |
Представитель и+о? | Никоненко Е.Г. |
Представитель и+о? | Сущенко А.В. |
Представитель и+о? | Попова М.О. |
Представитель и+о? | Широченко А.А. |
Решение
Именем Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по заявлению Новосибирского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» об оспаривании действий и решений органа местного самоуправления,
у с т а н о в и л:
Новосибирское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (далее НОО КПРФ) обратилось в суд с указанным заявлением, просит признать незаконными действия и решения мэрии города Новосибирска, выразившиеся в направлении НОО КПРФ и Центральному местному отделению НОО КПРФ писем от 21.09.2011 №01-5322, от 27.09.2011
№ 01-5557 за подписью заместителя мэра города Новосибирска А.И. Полищук, содержащих необоснованные предложения об изменении места проведения публичного мероприятия, незаконными.
В обоснование требований в заявлении указано, что 19.09.2011 НОО КПРФ в соответствии с требованиями законодательства уведомило мэрию города Новосибирска о проведении 03.10.2011 на площади Ленина публичного мероприятия, посвященного событиям 3-4 октября 1993 года в г.Москве и сохранению народной памяти о защитниках Советской власти. Мероприятие должно включать шествие по аллее Красного проспекта от Дома офицеров до площади им.В.И. Ленина и митинг на данной площади. Письмом от 21.09.2011 за подписью заместителя мэра города Новосибирска А.И. Полищук предложено изменить место проведения публичного мероприятия в связи с ранее поданными уведомлениями, предложен альтернативный вариант – Набережная реки Обь от метромоста до парка «Городское начало» и проведение митинга на площадке парка. 27.09.2011 заявитель повторно обратился с уведомлением в мэрию города Новосибирска о согласовании иного места проведения мероприятия – пикета на площади им.В.И. Ленина у памятника В.И. Ленину. 27.09.2011 заявителю мэрией города Новосибирска предложено изменить место проведения публичного мероприятия в связи с ранее поданным уведомлением, в качестве альтернативного места проведения указана площадка у Новосибирского академического театра «Глобус» в Центральном районе.
По мнению заявителя, в результате отказа органа местного самоуправления в согласовании места и времени публичного мероприятия НОО КПРФ лишено возможности провести важнейшее публичное мероприятие, проводимое им с 1994 года по традиционному маршруту шествия и с определенным местом проведения митинга. Предложенный альтернативный вариант проведения шествия и митинга для заявителя не приемлем, поскольку предложенное место находится вдали от оживленных маршрутов, что делает его проведение незаметным для жителей города Новосибирска. Кроме того, на площади им.В.И. Ленина расположена известная скульптурная композиция советского времени, являющаяся символом Советской власти, сохранение памяти о защитниках которой являлось целью публичного мероприятия. НН КПРФ полагает, что мэрия города Новосибирска своими действиями нарушила положения Федерального закона «О собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях и пикетировании» и Закона Новосибирской области «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия» в части необходимости законного обоснования предложения об изменении места проведения публичного мероприятия. Сообщение о ранее поданных уведомлениях не может являться таким обоснованием в отсутствие подтверждения, а также опровергается отсутствием 03.10.2011 проводимых публичных мероприятий на заявленных в уведомлении НОО КПРФ, площадках. Кроме того, масштабность заявленных в уведомлении и письме площадок позволяла одновременное проведение мероприятий НОО КПРФ и других инициаторов, в связи с чем мэрии города Новосибирска следовало предложить заявителю изменить время проведения, а не место проведения публичного мероприятия. Заявитель считает, что препятствием к проведению мероприятия является само заявленное место, то есть в случае если проведение в этом месте публичных мероприятий запрещено или ограничено федеральным законом. Ссылаясь на нарушение действиями и решениями органа местного самоуправления прав граждан и заявителя на проведение публичных мероприятий НОО КПРФ обратилось в суд в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ с соответствующим заявлением.
В судебном заседании представитель заявителя НОО КПРФ на основании доверенности от 31.10.2011 Плеханова Л.Н. заявленные требования поддержала, дала пояснения по основаниям, изложенным в заявлении и дополнений к нему.
Представители мэрии города Новосибирска по соответствующим доверенностям Чагин Я.Я. и Никоненко Е.Г. возражали против удовлетворения заявленных требований в соответствии с доводами письменного отзыва (л.д.78).
Выслушав лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть оспорены гражданами, организацией, считающими, что нарушены их права и свободы в порядке статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 того же кодекса).
Для признания оспариваемого решения незаконным необходимо наличие нарушения требований законодательства, свидетельствующих о незаконности принятых решений, хотя бы по одному из оснований.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, обязанность доказывания факта нарушения прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Судебным разбирательством установлено, что 19.09.2011 НОО КПРФ в мэрию города Новосибирска подано уведомление о проведении шествия и митинга, посвященного памяти защитников Советской власти 3-4 октября 1993 года. Цель митинга – информирование жителей города Новосибирска о событиях 3-4 октября 1993 года в г.Москва, сохранение народной памяти о защитниках Советской власти. Место проведения – сбор колонн на аллее у Дома офицеров на Красном проспекте, шествие – от Дома офицеров (ул.Гоголя, 8 - Красный проспект,63) по аллее Красного проспекта до площади им. В.И.Ленина, митинг на площади им. В.И.Ленина (на площадке за памятником В.И.Ленина), сбор колонн – 17-00 час., начало шествия – 17-30 час., митинг с 18-00 до 19-30 час., предполагаемое количество участников 1 000 человек. (л.д.6).
Уведомление зарегистрировано мэрией города Новосибирска 19.09.2011 в 16-00 час. (вх. №01-5322), о чем имеется соответствующая отметка на уведомлении.
21.09.2011 мэрией города Новосибирска письмом № 01-5322 доведено до заявителя о рассмотрении его уведомления и рекомендовано изменить место проведения публичного мероприятия в связи с ранее поданным уведомлением о проведении публичного мероприятия 03.10.2011. В качестве альтернативного варианта для проведения публичного мероприятия предложено провести шествие по Набережной реки Обь от метромоста до парка «Городское начало» и проведение митинга на площадке парка «Городское начало» в Октябрьском районе (л.д.9).
27.09.2011 НОО КПРФ обратилось в мэрию города Новосибирска с уведомлением о проведении пикетирования с целью информирования жителей города Новосибирска о позиции КПРФ по проводимой Правительством РФ экономической политике. Место проведения – площадь Ленина у памятника В.И. Ленину, форма: пикетирование, дата проведения: 03.10.2011 с 17-00 до 19-00 час., предполагаемое количество участников 100 человек (л.д12).
27.09.2011 мэрией города Новосибирска письмом № 01-5557 доведено до заявителя о рассмотрении его уведомления и рекомендовано изменить место проведения публичного мероприятия в связи с ранее поданным уведомлением о проведении публичного мероприятия 03.10.2011 на данной площадке. В качестве альтернативного варианта для проведения публичного мероприятия предложено провести пикет на площадке у Новосибирского академического молодежного театра «Глобус» в Центральном районе (л.д.13).
В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
В силу статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, а проведение отдельными гражданами публичного мероприятия не должно создавать невыносимых условий, при которых другие граждане произвольно лишались бы возможности реализовать свои права в соответствии со сложившимися традициями и порядком.
Согласно п.п.3,7 ч.1 статьи 2 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" митингом является массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера, а уведомлением о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Частью 5 статьи 5 федерального закона предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В силу с.1 статьи 8 названного закона публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
Из смысла указанных норм следует, что закон не содержит исчерпывающий перечень мест, в которых невозможно проведение публичного мероприятия, в связи с чем, компетентному органу государственной власти при получении уведомления о проведении публичного мероприятия надлежит оценить безопасность его проведения в заявленных местах в каждом конкретном случае.
Пунктом 2 ч.1 статьи 12 федерального закона предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям упомянутого закона.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Вместе с тем, согласно пункту 25 упомянутого постановления при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять, в частности имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия, соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что ответы мэрии города Новосибирска от 21.09.2011 (исх.01-5322) и от 27.09.2011 (исх.01-5577) не являются отказом в проведении публичного мероприятия, поскольку ответы заявителю даны в установленные сроки и содержат обоснование невозможности проведения мероприятий в требуемом месте, а также мотивированное предложение по изменению мест проведения публичных мероприятий.
НОО КПРФ предложено провести мероприятие в ином, предложенном органом местного самоуправления месте, в порядке, установленном действующим законодательством, в связи с чем заявитель не лишился возможности реализовать свое конституционное право проводить собрания, митинги, шествия и пикетирования в порядке установленном Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", права и законные интересы заявителя обжалуемым решением не нарушены и препятствия в реализации конституционных прав не созданы.
При этом изменение места проведения мероприятия по инициативе органа государственной власти не нарушает право заявителя на выбор места проведения мероприятия, предусмотренное законом, поскольку нормами закона предусмотрены действия лиц в случаях невозможности проведения мероприятия в требуемом месте, в связи с чем, мэрия города Новосибирска предложила заявителю иной вариант места проведения публичного мероприятия с учетом формы, целей и средств планируемого мероприятия, а заявитель и иные организаторы публичного мероприятия, не согласившись с предложенным вариантом, реализовали свое право, предусмотренное положениями Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Таким образом, по мнению суда, органом местного самоуправления исполнена предусмотренная законом обязанность по предложению НОО КПРФ альтернативных мест проведения мероприятий, позволяющих реализовать цели планируемого мероприятия.
При этом суд считает, что закон, предусматривая полномочие органов государственной власти внести мотивированное предложение об изменении места и (или) времени публичного мероприятия и указывая на необходимость согласования данного предложения с его организаторами, предполагает, что предложенный вариант проведения публичного мероприятия делает возможным достижение правомерных целей этого мероприятия в том месте и (или) в то время, которые соответствуют его социально-политическому значению.
НОО КПРФ, реализуя свое право при определении места и времени проведения мероприятия, должно со своей стороны также принимать усилия по достижению согласия на основе баланса интересов.
Довод представителя заявителя о том, что предложенные мэрией города Новосибирска альтернативные места проведения публичного мероприятия не соответствовали достижению целей планируемых мероприятий, делает их проведение незаметным для жителей города, отклоняется, поскольку место проведения публичного мероприятия не может само по себе ограничивать участников митинга на свободу выражения и формирование общественного мнения.
То обстоятельство, что предложенные органом местного самоуправления места проведения шествия по Набережной реки Обь от метромоста до парка «Городское начало», митинга на площадке парка «Городское начало» в Октябрьском районе, а также пикета на площадке у Новосибирского академического молодежного театра «Глобус» в Центральном районе, находятся на некотором удалении от ранее испрашиваемых мест: шествие от Дома офицеров по аллее Красного проспекта до площади им. В.И.Ленина и митинг на площади им. В.И.Ленина (на площадке за памятником В.И.Ленина), а также пикет на площади Ленина у памятника В.И. Ленину, не свидетельствует о невозможности достижения правомерных целей планируемого митинга в указанном месте и не может рассматриваться как нарушение прав заявителя.
Довод представителя заявителя о том, что ссылка в ответе мэрии города Новосибирска на ранее поданные уведомления не может являться мотивированным обоснованием для предложения альтернативного варианта места его проведения, суд также считает несостоятельным, поскольку нормами закона предусмотрена оценка уполномоченным органом возможности проведения мероприятия в каждом конкретном случае. Между тем, законом не предусмотрена обязанность уполномоченного лица предоставлять заявителю доказательства невозможности согласования места проведения публичного мероприятия.
Кроме того в ходе судебного разбирательства представителем заинтересованного лица представлены доказательства в обоснование утверждения о наличии ранее поданного уведомления другими лицами.
Так представителем заинтересованного лица представлена копия уведомления инициативной группы в составе Сущенко А.В., Попова М.О., Широченко А.А. о проведении публичного мероприятия в форме пикета с 16-00 час. до 18-00 час. (Красный проспект, 68, на аллее Красного проспекта напротив Дворца бракосочетаний), шествия с 18-00 час. до 18-30 час. (от Дворца бракосочетаний – Красный проспект, 68, по аллее Красного проспекта до площади им. В.И. Ленина), митинга с 18-30 час. до 20-00 час. (площадь Ленина у памятника В.И. Ленина).
Уведомление зарегистрировано во входящей корреспонденции