Номер дела | 2-404/2012 (2-4527/2011;) ~ М-3749/2011 |
Дата суд акта | 28 сентября 2012 г. |
Категория гражданского дела | Другие жилищные споры |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Стороны по делу | |
ИСТЕЦ | Трифоненков В. В. |
ОТВЕТЧИК | Мэрия г.Новосибирска |
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Управление Министерства внутренних дел по г. Новосибисрку |
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Администрация Кировского района |
Представитель истца | Заболотских Т.Г. |
Представитель ответчика | Колесникова В.А. |
Представитель ответчика | Беляев Н.Н. |
Представитель истца | Романовский С.А. |
Решение
Именем Российской Федерации
28 сентября 2012
Центральный районный суд г. Новосибирска
в составе председательствующего - судьи
при секретаре судебного заседания
с участием:
представителя истца
представителя ответчика
представителя третьего лица
представителя третьего лица
Дело № 2-404/2012
Галиной В.А.,
Топчиловой Н.Н.,
Заболотских Т.Г.,
Колесниковой В.А.,
Беляева Н.Н.,
Романовского С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Трифоненкова ВВ к мэрии города Новосибирска о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Трифоненков В.В. обратился в суд с указанным иском, после изменения заявленных требований в порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса РФ просит обязать мэрию города Новосибирска предоставить на семью из пяти человек по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры в г. Новосибирске общей площадью 75 кв. м (л.д.109).
В обоснование заявленных требований в иске указано, что Трифоненков В.В. проходит службу в органах внутренних дел с 27.08.2002, в должности старшего участкового уполномоченного милиции отдела участковых уполномоченных милиции по делам несовершеннолетних отдела милиции № 8 УВД по г.Новосибирску с 09.02.2010 по настоящее время. В настоящее время истец со своей семьей состоящей из пяти человек проживает в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: г.Х, ул. Х, д. 151, кв.34. Общая площадь данной квартиры составляет 43,6 кв. м., жилая площадь 30,6 кв. м. Квартиросъемщиком данной квартиры является мать истца, которая так же проживает в данной квартире. Таким образом, фактически в данной квартире проживает 6 человек. Трифоненков В.В. неоднократно обращался с письменным заявлением в администрацию Кировского района и мэрию города Новосибирска с просьбой улучшения жилищных условий. Однако до настоящего времени просьбы истца оставлены без удовлетворения. Основаниями заявленных требований в иске указаны нормы ст. 30 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции", распоряжение администрации Новосибирской области от 23.06.2005 N 199-р "Об отдельных мерах по реализации Жилищного кодекса Российской Федерации".
В суд Трифоненков В.В. не явился о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Представитель истца по доверенности Заболотских Т.Г. в судебном заседании заявленные требования поддержала, дала соответствующие пояснения.
Представитель ответчика – мэрии города Новосибирска - по доверенности Колесникова В.А. иск не признала по основаниям, изложенным в отзыве. Кроме того, пояснила, что в настоящее время специализированный жилищный фонд для обеспечения служебными жилыми помещениями сотрудников полиции в распоряжении мэрии города Новосибирска отсутствует (л.д.26).
Представитель третьего лица – администрации Кировского района г.Новосибирска по доверенности Беляев Н.Н. поддержал позицию ответчика, представил в суд письменные возражения (л.д.18).
Представитель третьего лица – Управления МВД России по городу Новосибирску по доверенности Романовский С.А. полагал, что требования истца должны быть удовлетворены в части предоставления истцу служебного жилого помещения из специализированного жилищного фонда.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Судебным разбирательством установлено, что Трифоненков В.В. с 27.08.2002 проходит службу в органах внутренних дел, с 09.02.2010 в должности старшего участкового уполномоченного милиции отдела участковых уполномоченных милиции и по делам несовершеннолетних отдела милиции № 8 УВД по г.Новосибирску (л.д.7).
В настоящее время Трифоненков В.В. проживает в двухкомнатной квартире, расположенной в г.Х по адресу: ул.Х, д. 151, кв. 34, общей площадью 43,6 кв.м, жилой площадью 30,6кв.м, принадлежащей матери истца – Трифоненковой ТТ (л.д.5, 8, 9, 65).
Кроме истца в указанной квартире проживает его семья – жена, трое несовершеннолетних детей и мать (л.д.6).
Приказом главы администрации Кировского района г.Новосибирска от 13.08.2004 № 1594-од Трифоненков В.В. составом семьи 4 человека (заявитель, Трифоненкова Л.А. – жена, Трифоненкова А.В. – дочь, Трифоненкова В.В. – дочь), поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях: в общую очередь № 4836, в список «участковый инспектор» № 15 (л.д.72).
Приказом главы администрации района от 17.12.2008 № 1466-од в состав семьи ТрифоненковаВ.В. включен сын Трифоненков В.В. Приказом главы администрации района от 17.12.2008 № 1468-од Трифоненков В.В., исключен из списка участковых уполномоченных милиции в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма на льготных условиях. 04.03.2009 Трифоненковым В.В. в отдел по жилищным вопросам администрации Кироского района представлена справка о том, что он состоит в должности участкового уполномоченного милиции УВД по Кировскому району г.Новосибирска с 10.02.2009. В связи с указанными обстоятельствами Трифоненков В.В. был включен в список «участковый инспектор» № 12. В настоящее время Трифоненков В.В. с семьей из 5 человек состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в общей очереди № 340, в списке «участковый инспектор» № 7 (л.д.26).
В соответствии с п.п.1 и 2 ст.40Конституции Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации имеет право на жилище.
Статья 10 Жилищного кодекса РФ устанавливает перечень оснований возникновения прав и обязанностей участников жилищных отношений. Законодатель установил, что жилищные права и обязанности возникают, прежде всего, из оснований, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами.
В соответствии со ст. 30 Закона РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Согласно положениям ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным Федеральным законом, указом Президента Российской Федерацииили законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, нормы Жилищного кодекса РФ прямо указывают, что иной порядок обеспечения отдельных категорий граждан жилыми помещениями может быть предусмотрен федеральными законами, каковым и являлся Закон РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции».
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда РФ от 17.10.2006 №485-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики на нарушение конституционных прав и свобод ч. 1 ст. Закона РФ «О милиции», сотрудники милиции должны обеспечиваться жилым помещением условиях договора социального найма.
Исходя из правовой позиции Конституционного суда РФ, выраженной в определении от 15.02.2005 № 58-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Коряжма Архангельской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления положением части первой статьи 30Закона Российской Федерации «О милиции», возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению сотрудников милиции жилым помещением по установленным законодательством нормам по смыслу ч. 2 ст. 132 Конституции РФ предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления. Компенсация расходов подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований.
Установленная обязанность органов местного самоуправления не может рассматриваться как отдельное государственное полномочие - обеспечение жильем такой категории государственных служащих, как работники расположенных на территории муниципального образования органов милиции, имеет как общегосударственное, так и местное значение. Содержание муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, а вопросы обеспечения жильем сотрудников милиции, как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, подлежат совместному разрешению государственными органами и органами местного самоуправления.
Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации сохраняет свою силу, носит общий характер и в силу статьи 6 Федерального Конституционного закона от 21.07.1994 №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» является обязательной для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц.
С учетом изложенного, органам местного самоуправления фактически были переданы государственные полномочия по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма сотрудникам милиции, при этом законом субъекта отдельный порядок предоставления не установлен.
01.03.2011 вступил в законную силу Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции», который существенным образом изменил порядок обеспечения жилыми помещениями сотрудников милиции.
В силу ст. 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Как указано выше, истец являлся нуждающимся в жилом помещении, обратился за реализацией своего права и был принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в период действия Закона РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции», до настоящего времени обязанность по обеспечению истца жилым помещением мэрией города Новосибирска не исполнена.
Таким образом, несмотря на то, что в настоящее время существует иной порядок обеспечения сотрудников полиции жилыми помещениями, к возникшим правоотношениям подлежит применению положения Закона РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции».
Согласно ч. 1 ст. 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Частью 2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что норма представления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями предоставляемым по договорам социального найма и других фактов.
Пунктом 4.2 Положения о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования города Новосибирска, утвержденного решением городского Совета Новосибирска 28.09.2005 № 94 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Доказательств того, что Трифоненкову В.В. ранее предоставлялось жилое помещение, отвечающее указанным требованиям, ответчиком в суд не представлено.
При таких обстоятельствах суд считает заявленные истцом требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.196-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Трифоненкова ВВ о предоставлении жилого помещения – удовлетворить.
Обязать мэрию города Новосибирска предоставить Трифоненкову ВВ и членам его семьи: Трифоненковой ЛА, Трифоненковой АВ, Трифоненковой ВВ, Трифоненкову ВВ благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры на территории города Новосибирска на условиях договора социального найма общей площадью не менее 75 кв.м.
Настоящее решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.
Судья В.А.Галина