Номер дела | 2а-361/2018 (2а-4685/2017;) ~ М-4310/2017 |
Дата суд акта | 19 февраля 2018 г. |
Категория гражданского дела | Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных служащих (кроме судебных приставов-исполнителей) |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Стороны по делу | |
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Лобанова Д. В. |
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | ИЦ ГУ МВД России по НСО |
Представитель ответчика | Горетая В.И. |
Дело № 2а-361/2018К О П И Я
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 февраля 2018 года г. Новосибирск
Калининский районный суд г. Новосибирска
в с о с т а в е :
Председательствующего судьи Авериной О.А.
при секретаре Гнездиловой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Лобановой Д. В. к Главному управлению Министерства внутренних дел России по <адрес> о признании действий должностного лица незаконными,
У С Т А Н О В И Л:
Лобанова Д.В. обратилась в суд с административным иском, в котором просит признать действия начальника Информационного центра ГУ МВД России по <адрес> в связи с отказом изъятия из базы данных МВД России сведений о привлечении Лобановой Д.В. к уголовной ответственности незаконными и обязать начальника Информационного центра ГУ МВД России по <адрес> исключить из базы данных ИУ ГУ МВД России по <адрес> сведения о привлечении Лобановой Д.В. к уголовной ответственности.
В обоснование административного иска Лобанова Д.В. указала, что она привлекалась к уголовной ответственности по ч.3 ст. 30 – ч.1 ст. 158 УК РФ. Постановлением мирового судьи 4-го судебного участка Калининского судебного р-на <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ она освобождена от уголовной ответственности на основании ст. 75 УК РФ в связи с деятельным раскаянием. Согласно постановлению ДД.ММ.ГГГГ около 16 час. Лобанова Д.В., находясь в торговом зале торгового центра «ВТД энд Колорлон» по <адрес>, воспользовавшись, что за ее действиями никто не наблюдает, попыталась похитить товар на общую сумму <данные изъяты>. Согласно справке ИЦ ГУ МВД России по <адрес>, сведений о судимости в отношении нее не имеется, однако, имеются сведения о том, что она привлекалась к уголовной ответственности по ч.3 ст. 30 – ч.1 ст. 158 УК РФ, уголовное преследование прекращено ДД.ММ.ГГГГ по ст. 28 УПК РФ. В ДД.ММ.ГГГГ она обращалась в ИУ ГУ МВД России по <адрес> с заявлением об исключении сведений о привлечении к уголовной ответственности из базы данных, однако, в удовлетворении заявления ей было отказано в связи с тем, что учетные данные на лиц, привлекавшихся в качестве подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, уголовные дела в отношении которых прекращены на стадии предварительного следствия в связи с деятельным раскаянием, подлежат хранению в базах данных информационного центра до достижения ими 80-летнего возраста. В связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 326-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в уголовный кодекс Российской Федерации и уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности» административная ответственность наступает за мелкое хищение чужого имущества, стоимость которого не превышает две тысячи пятьсот рублей, путем кражи, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных частями второй, третьей и четвертой статьи 158 УК РФ. В ДД.ММ.ГГГГ Лобанова Д.В. вновь обратилась в ИЦ ГУ МВД России по <адрес> с заявлением об исключении в отношении нее сведений из базы данных о привлечении к уголовной ответственности. Начальником ИЦ ГУ МВД России по <адрес> в удовлетворении заявления отказано в связи с тем, что Лобанова Д.В. привлечена к уголовной ответственности до принятия ФЗ № 326-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с ч.4 ст. 133 УК РФ она не приобрела право на реабилитацию, в связи с чем правовые основания для изъятия сведений из базы данных МВД России отсутствуют. С ответом административный истец не согласна. В соответствии с ч.1 ст. 14 УК РФ преступлением признается виновное совершенное общественно-опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания. До ДД.ММ.ГГГГ уголовно-наказуемым деянием являлось хищение чужого имущества, стоимость которого превышает <данные изъяты>. Согласно ст. 10 УК РФ уголовный закон, устраняющий преступность деяния, имеет обратную силу. Учитывая требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 326-ФЗ, действия, совершенные Лобановой Д.В., имевшие место ДД.ММ.ГГГГ, декриминализированы. В настоящее время хищение на общую сумму <данные изъяты>. является не уголовно-наказуемым деянием, а административным правонарушением, предусмотренным ч.2 ст. 7.27 КоАП РФ, что является правовым основанием для изъятия из базы ИЦ ГУ МВД России по <адрес> сведений о привлечении заявителя к уголовной ответственности (л.д. 4-5).
Административный истец Лобанова Д.В. в судебном заседании свои исковые требования поддержала в полном объеме и дала пояснения, аналогичные изложенному в иске.
Представитель административного ответчика Горетая В.И., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, сроком до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24, 25), в судебном заседании административные исковые требования не признала в полном объеме, ранее представила возражения на иск (л.д. 18-21) и дала соответствующие пояснения.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, полагает, что административные исковые требования Лобановой Д.В. не подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением прав либо свобод заявителя (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
В соответствии со ст. 226 КАС РФ, согласно частям 9 и 11 которой при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу положений ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, иными муниципальными органами, юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации.
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, о противодействии коррупции, об оперативно-разыскной деятельности, об исполнительном производстве, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что постановлением мирового судьи 4-го судебного участка Калининского судебного р-на <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Лобановой Д.В. прекращено уголовное дело о привлечении к уголовной ответственности по ч.3 ст. 30 – ст. 158 ч.1 УК РФ в связи с деятельным раскаянием (л.д. 6).
Постановлением установлено, что ДД.ММ.ГГГГ около 16 час. Лобанова Д.В., находясь в торговом зале торгового центра «ВТД энд Колорлон» по <адрес>, имея преступный умысел на <данные изъяты> хищение чужого имущества, действуя умышленно, целенаправленно, из корыстных побуждений, осознавая общественную опасность и противоправность совершаемого ею деяния, воспользовавшись тем, что за ее действиями никто не наблюдает, со стеллажа в торговом зале похитила товары на общую сумму <данные изъяты>., которые с целью сокрытия преступления складировала в свою сумку. Проходя мимо кассы Лобанова Д.В. не рассчиталась за спрятанный в сумке товар, прошла к выходу из магазина, однако довести свой преступный замысел до конца не смогла, по независящим от нее обстоятельствам, т.к. была задержана сотрудником охраны. Действия Лобановой Д.В. квалифицированы по ч.3 ст. 30 – ст. 158 ч.1 УК РФ как покушение на кражу, то есть <данные изъяты> хищение чужого имущества, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам.
Сведения о привлечении Лобановой Д.В. к уголовной ответственности по ч.3 ст. 30 – ст. 158 ч.1 УК РФ и прекращении уголовного дела в связи с деятельным раскаянием постановлением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ содержатся в базе данных Информационного центра ГУ МВД России по <адрес>
Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались, что в соответствии со ст. 65 КАС РФ освобождает участвующих лиц от их дальнейшего доказывания.
В ответе на обращение от ДД.ММ.ГГГГ начальником ИЦ ГУ МВД России по <адрес> Лобановой Д.В. отказано в исключении из базы данных Информационного центра Главного Управления МВД России по <адрес> сведений о привлечении ее в 2014 году к уголовной ответственности по ст. 30 ч.1, ст. 158 ч.1 УК РФ, поскольку она была привлечена к уголовной ответственности до принятия Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 326-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности», декриминализирующего данный состав преступления и в соответствии с ч.4 ст. 133 УПК РФ не приобрела право на реабилитацию. (л.д. 8).
В соответствии с ч.1 ст. 17 Федерального закона от 07.02.2011 "О полиции" полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, и вносить в банки данных информацию о гражданах.
В соответствии с п. 4 ч.3 ст. 17 Федерального закона от 07.02.2011 "О полиции" внесению в банки данных подлежит информация, в частности, о лицах, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием.
Обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных, и выражается в предоставлении информации о привлечении к уголовной ответственности по заявлению каждого обратившегося за ней лица.
Для поиска информации о привлечении к уголовной ответственности, наличии (отсутствии) неснятых или непогашенных судимостей по учетам ГИАЦ МВД России, информационных центров МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации необходим полный комплекс установочных данных, позволяющий достоверно установить, во-первых, факт наличия (отсутствия) неснятых или непогашенных судимостей и, во-вторых, факт того, что эти сведения относятся именно к конкретному лицу.
Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, утвержденном Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России №, ФСКН России № от ДД.ММ.ГГГГ, определен единый для всех органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и судебное производство по уголовным делам, порядок учета преступлений и иных объектов учета.
Согласно п. 2.2 Положения учет представляет собой фиксирование в учетных документах органом дознания, дознавателем, следователем, прокурором, судьей сведений об объектах учета с последующим включением информационным центром МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ДРО МВД России, Главной военной прокуратуры в статистическую отчетность сведений об объектах, отраженных в учетных документах.
Пунктами 2.4, 4.2 Положения установлено, что объектами учета являются преступление, лицо, совершившее преступление, уголовное дело и принятые по нему решения, материальный ущерб, причиненный преступлениями, и обеспечение его возмещения, потерпевший, судебное решение по уголовному делу, а субъектом учета преступлений, в числе прочих, - Информационные центры, указанные в п. 2 настоящего Положения, на которые возложена обязанность по включению в статистическую отчетность сведений об объектах, отраженных в учетных документах.
В силу пунктов 27, 28 Положения учету подлежит каждое преступление, по факту совершения которого, независимо от времени его совершения: возбуждено уголовное дело; вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям и основаниями учета преступлений являются: постановление о возбуждении уголовного дела, в том числе и постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в отношении подозреваемого, обвиняемого по нереабилитирующим основаниям по ранее не учтенному преступлению.
Пунктами 40, 41 Положения предусмотрено, что учету подлежат все лица, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям и основания учета лица, совершившего преступление является: обвинительное заключение, обвинительный приговор, в том числе и постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (по нереабилитирующим основаниям).
Типовым положением об информационном центре МВД России (утверждено Приказом МВД России от 28 марта 2002 года N 288) определено, что информационный центр в системе органов внутренних дел субъекта Российской Федерации является головной организацией в областях: обеспечения статистической, оперативно-справочной, архивной информацией.
Пунктом 2 Типового положения об информационном центре МВД России (далее - ИЦ), утвержденного Приказом МВД России от 28.03.2002 N 288, ИЦ в системе органов внутренних дел субъекта Российской Федерации является головной организацией в областях: обеспечения статистической, оперативно-справочной, архивной информацией и т.д. ИЦ в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, в том числе настоящим Типовым положением.
К числу основных функций ИЦ относится формирование и ведение централизованных оперативно-справочных, розыскных и оперативных учетов, выдача в установленном порядке правоохранительным органам РФ запрашиваемой информации.
Централизованные учеты предназначены для информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел РФ и других федеральных органов государственной власти по выявлению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, в том числе и для подтверждения наличия (отсутствия) сведений о привлечении лица к уголовной ответственности, судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной таможенной службы, Федеральной миграционной службы, Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 12 февраля 2012 года N 89дсп/19дсп/73дсп/1адсп/113дсп/108дсп/75дсп/93дсп/19дсп/324дсп/133дсп/63дсп/14/95дсп утверждено Наставление по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации (далее Наставление).
Правила формирования, ведения и использования учета лиц, подвергшихся уголовному преследованию, в том числе привлеченных к уголовной ответственности, осужденных, реабилитированных, в отношении которых установлен административный надзор, а также граждан, совершивших административные правонарушения и привлекавшихся к административной ответственности за их совершение (приложение N 1 к Наставл