Номер дела | 2-4046/2012 ~ М-2823/2012 |
Дата суд акта | 11 декабря 2012 г. |
Категория гражданского дела | Другие жилищные споры |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Стороны по делу | |
ИСТЕЦ | Ухабова Е. И. |
ИСТЕЦ | Прокурор Дзержинского района г. Новосибирска |
ОТВЕТЧИК | Мэрия г. Новосибирска |
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Правительство Новосибирской области |
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Министерство социального развития Новосибирской области |
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Администрация Дзержинского района г. Новосибрска |
Представитель ответчика | Колесникова В.А. |
Представитель и+о? | Гвоздева А.А. |
Представитель и+о? | Рядкова Я.В. |
Решение
Именем Российской Федерации
11 декабря 2012
Центральный районный суд г. Новосибирска
в составе председательствующего - судьи
при секретаре судебного заседания
с участием:
прокурора
представителя третьего лица
Дело № 2-4046/2012
Галиной В.А.,
Топчиловой Н.Н.,
Сниккарс А.Н.,
Рядковой Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску прокурора Дзержинского района г.Новосибирска, обратившегося в интересах Ухабовой ЕИ к мэрии г.Новосибирска о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Прокурор Дзержинского района г. Новосибирска обратился в суд с иском в интересах Ухабовой ЕИ к мэрии г. Новосибирска, в котором просит обязать ответчика предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 15 кв.м на территории г. Новосибирска на условиях договора социального найма.
В обоснование заявленных требований в иске указано, что Ухабова Е.И., 29.12.1993 года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будучи несовершеннолетней, находилась на полном государственном обеспечении. Жилое помещение за ней не закреплялось, постоянного места жительства не имеет. Согласно выписке из приказа администрации Дзержинского района города Новосибирска от 16.06.2010 890-од, Ухабова Е.И. поставлена на учет для получения жилой площади, номер общей очереди 244, состав семьи 1 человек. Прокурор считает, что право Ухабовой Е.И. на предоставление ей жилого помещения по договору социального найма вне очереди должно быть реализовано вне зависимости от наличия либо отсутствия других лиц, состоявших на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. Ухабова Е.И. обращалась в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления для разрешения жилищного вопроса, однако положительного результата достигнуто не было, в связи с чем, вынуждена обратиться в суд за восстановлением нарушенного права. Поскольку Ухабова Е.И. не имеет юридического образования, материальной возможности для обращения за платной юридической консультацией, воспитывалась в учреждении для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей познаниями, самостоятельно обратиться в суд за защитой нарушенных прав не может, в связи с чем, иск заявлен прокурором в порядке ст. 45 Гражданского кодекса РФ.
Прокурор Дзержинского района г. Новосибирска в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Действуя по поручению, помощник прокурора Центрального района г. Новосибирска Сниккарс А.Н. исковые требования прокурора Дзержинского района г. Новосибирска поддержала, полагала, что имеются все законные основания для удовлетворения требований.
Истец Ухабова Е.И. в суд не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, почтовое отправление возвращено в адрес суда, почтовое отправление возвращено в адрес суда.
Представитель ответчика мэрии г. Новосибирска по доверенности Колесникова В.А. в суд не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ранее представила в адрес суда письменные возражения (л.д. 47).
Представитель третьего лица Правительства Новосибирской области по доверенности Гвоздева А.А. в суд не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, представила письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому не возражала относительно удовлетворения исковых требований (л.д. 53-54).
Представитель третьего лица Министерства социального развития Новосибирской области по доверенности Рядкова Я.В. в судебном заседании полагала возможным вопрос об удовлетворении исковых требований оставить на усмотрение суда.
Представитель третьего лица администрации Дзержинского района города Новосибирска в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Руководствуясь нормой ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Судебным разбирательством установлено, что Потапова ЕИ родилась 29.12.1993. Согласно свидетельству о рождении родителями истца являются Потапов ИВ и Пономарева ТП (л.д. 19).
Решением Дзержинского районного суда города Новосибирска от 13.05.2008 Пономарева ТП, Потапов ИВ лишены родительских прав в отношении детей, в том числе Потаповой ЕИ, 29.12.1993 года рождения. Решение суда вступило в законную силу 26.06.2008 (л.д. 16).
Потапова Екатерина Игоревна на основании приказа администрации Дзержинского района города Новосибирска от 24.11.2008 № 1299-од передана в учреждение для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение; а также поставлена на учет в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилой площади по окончании ее пребывания в учреждении для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 21).
Как следует из содержания справки от 29.12.2010 № 96, Потапова Е.И. в период с 15.12.2009 по 29.12.2010 находилась на полном государственном обеспечении в государственном бюджетном учреждении Новосибирской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Виктория» (л.д. 22).
С 30.12.2010 по 06.16.2011 Потапова Е.И. находилась на полном государственном обеспечении, являлась воспитанницей детского дома № 7 (л.д. 20).
Приказом администрации Дзержинского района г. Новосибирска от 16.06.2011 № 890-од Потапова Е.И. поставлена на учет как воспитанница МБОУ детского дома № 7 в качестве нуждающейся в жилом помещении из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 4).
По данным отдела опеки и попечительства администрации Дзержинского района г. Новосибирска, жилая площадь за Потаповой Е.И. при передаче ее в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не закреплялась (л.д. 14).
Фамилия истца, в связи с заключением брака 09.11.2011 с Ухабовым НА, была изменена на Ухабову (л.д. 36).
Согласно данным, предоставленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области № 01/183/2012-1245 от 17.04.2012, № 01/183/2012-1246 от 17.04.2012, № 01-09-1690 от 26.04.2012 сведений о зарегистрированных правах Ухабовой Е.И. на недвижимое имущество в Новосибирской области не имеется (л.д. 44, 45).
Сведения справки МКУ «Городское жилищное агентство» подтверждают, что Ухабова Е.И., 29.12.1993 года рождения, на территории г. Новосибирска по состоянию на 23.04.2012 право приватизации жилья не использовала (л.д. 6).
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Обязательным условием для предоставления жилого помещения является постановка на учет независимо от оснований (общий учет, льготный учет, внеочередное предоставление).
В установленном законом порядке Ухабова Е.И. была своевременно поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Дзержинского района города Новосибирска, что нашло свое подтверждение в материалах дела.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ в определении № 746-О-О от 07.06.2011 в случае сомнения относительно соответствия положения п. 1 ст. 8 названного Федерального закона нормам Жилищного кодекса Российской Федерации суды и другие правоприменительные органы должны исходить из того, что приоритет имеют нормы Жилищного кодекса Российской Федерации как федерального закона, принятого позднее, поскольку положения пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона регулируют, по сути, те же отношения, что и пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Также Конституционный суд указал, что закрепленное п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации правовое регулирование не может рассматриваться как ограничивающее права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, поскольку в системной связи с положениями ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" оно направлено на установление дополнительных гарантий для указанной категории граждан и предусматривает для них, в частности, право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (абзац второй п. 1 ст. 8).
Таким образом, п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в системном единстве с ч. 1 данной статьи, а также ч. 2 ст. 49, ст. 51, п.п. 1 и 3 ч. 2 ст. 57 данного Кодекса предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанным в оспариваемом пункте гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи.
Разрешение требования о предоставлении жилой площади закон не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в первоочередном или внеочередном порядке, от времени постановки их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и не содержит положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности. Поэтому доводы представителя ответчика о том, что предоставление жилого помещения истцу вне очереди нарушит права и законные интересы иных лиц, не могут быть приняты судом во внимание.
Органом, обязанным предоставить Ухабовой Е.И. жилое помещение является мэрия г.Новосибирска, так как в силу п. 4 ч. 1 ст. 1 Закона Новосибирской области от 05.12.2005 № 354-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению граждан жилыми помещениями», органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями лиц, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 4 указанного Закона органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета Новосибирской области.
Определяя размер жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу, суд исходит из того, что пунктом 4.2 Положения о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования города Новосибирска, утвержденного решением городского Совета Новосибирска от 28.09.2005 № 94, установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Таким образом, мэрия г. Новосибирска обязана предоставить Ухабовой Е.И. благоустроенное жилое помещение за счет средств бюджета Новосибирской области на условиях договора социального найма в размере не менее 15 кв.м общей площади.
Функции по осуществлению государственного управления в сфере опеки и попечительства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы министерству социального развития Новосибирской области, которое является главным распорядителем и получателем средств областного бюджета Новосибирской области на реализацию указанных функций.
Исследовав совокупность представленных доказательств, суд считает требования иска обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора Дзержинского района г.Новосибирска, обратившегося в интересах Ухабовой ЕИ, о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать мэрию города Новосибирска предоставить Ухабовой ЕИ, 29.12.1993 года рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 15 кв.м на территории г.Новосибирска на условиях договора социального найма.
Настоящее решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.
Судья В.А.Галина