Номер дела | 2-2725/2012 ~ М-1416/2012 |
Дата суд акта | 26 декабря 2012 г. |
Категория гражданского дела | Другие жилищные споры |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Стороны по делу | |
ИСТЕЦ | Шамрай С. Н. |
ИСТЕЦ | Шамрай О. А. |
ОТВЕТЧИК | Мэрия г. Новосибирска |
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Общество с ограниченной ответственностью "СтройМастер" |
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Администрация Заельцовского района г. Новосибирска |
Представитель истца | Лысых Д.В. |
Представитель ответчика | Колесникова В.А. |
Решение
Именем Российской Федерации
26 декабря 2012
Центральный районный суд города Новосибирска
в составе председательствующего - судьи
при секретаре судебного заседания
с участием
представителя истца
представителя ответчика
Дело № 2-2725/2012
Галиной В.А.,
Топчиловой Н.Н.,
Лысых Д.В.,
Колесниковой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Шамрай ОА, Шамрай СН к мэрии города Новосибирска о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма,
у с т а н о в и л:
Шамрай О.А. и Шамрай С.Н. обратилась в суд с указанным иском, после изменения заявленных требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, просят обязать мэрию города Новосибирска предоставить вне очереди благоустроенные две жилые комнаты или квартиру, находящиеся в состоянии, соответствующем техническим, санитарным, экологическим и бытовым нормам для проживания в нем семьи, общей площадью не менее 36,5 кв.м подоговору социального найма.
В обоснование заявленных требований в иске указано, что 05.02.1999 истцу Шамрай О.А. и члену ее семьи Шамрай С.Н. 1980 года рождения АООТ «Новосибирский мясоконсервный комбинат» выдал ордер на право занятия комнат 14 и15 по ул.Х, дом 58. В выданном ордере ошибочно указана общая площадь жилого помещения – 26,3 кв.м, ошибочность размера указанной площади подтверждается технической документацией БТИ 2012 года и поэтажным планом 1965 года, в котором зафиксирована площадь помещений как 18,6 кв.м и 18,9 кв.м. Именно с указанного размера площади взимается коммунальная плата. Здание общежития передано на баланс администрации Заельцовского района города Новосибирска и исключено из базы федерального имущества. Полагая, что отношения между мэрией и истцами фактически сложились на условиях договора социального найма, характер пользования из временного стал постоянным, с бывшим собственником истец в трудовых отношениях не состоит, Шамрай О.А. обратилась к ответчику с просьбой о заключении договора социального найма. Однако в удовлетворении просьбы Шамрай О.А. отказано. В настоящее время проживание в жилом помещении, признанного постановлением мэрии города Новосибирска от 27.03.2008 аварийным и подлежащим сносу, опасно для жизни и здоровья. Так как решение о сносе дома принято мэрией города Новосибирска, истец считает, что и обязанность по предоставлению истцам жилого помещения также лежит на мэрии города Новосибирска. Ссылаясь на положения статьи 7 Федерального закона №189-ФЗ от 29.12.2004 «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» и статьи 86 того же кодекса, истцы обратились с соответствующим иском в суд.
Истцы Шамрай О.А. и Шамрай С.Н. в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, о чем представили письменные заявления.
Третье лицо администрация Заельцовского района города Новосибирска в суд своего представителя не направило, извещено надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
Третье лицо ООО «Строймастер» извещалось судом по месту нахождения, судебное извещение возращено в суд по истечении срока хранения. При таких обстоятельствах суд полагает, что меры по уведомлению третьего лица о рассмотрении дела, предусмотренные статьями 113, 115, 116 Гражданскогопроцессуального кодекса РФ, приняты надлежащим образом.
С учетом надлежащего извещения, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц в соответствии со статьей 167Гражданскогопроцессуального кодекса РФ.
В судебном заседании представитель истца Лысых Д.В., действующая на основании доверенности от 02.04.2012, дала пояснения в соответствии с доводами искового заявления, дополнительно указала, что в соответствии со статьей 88 Жилищного кодекса РФ должно предоставляться жилое помещение площадью равной площади фактически занимаемого жилого помещения.
Представитель ответчика, действующая на основании доверенности от 02.12.2011 Колесникова В.А., в судебном заседании заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д.32). Дополнительно указала, что согласно ордеру на вселение жилое помещение предоставлено меньшей площадью, чем занимаемое истцами в настоящее время. Полагает, что истцы самовольно заняли помещение большей площадью, в связи с чем оснований для предоставления жилого помещения площадью 36,5 кв.м не имеется. Кроме того, занимаемое истцами жилое помещение расположено в общежитии, отнесенном к специализированному жилищному фонду, в связи с чем у ответчика не возникает обязанности предоставлять благоустроенное жилое помещение. Требования статей 86-89 Жилищного кодекса РФ распространяются на лиц, с которыми заключен договор социального найма и которые проживают в жилом помещении, признанном непригодным для проживания, а не на граждан, проживающих в общежитии. Полагает, что статья 7 Федерального закона №189-ФЗ от 29.12.2004 не применима к рассматриваемым правоотношениям.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации каждому гражданину гарантировано его право на жилище.
В силу статьи 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из названного кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Судебным разбирательством установлено, что Шамрай О.А., как работнику АООТ «Новосибирский мясоконсервный комбинат», на основании совместного решения администрации и профсоюзного комитета АООТ «Новосибирский мясоконсервный комбинат» от 05.02.1999 выдан ордер на право занятия жилой площади в общежитии по ул.Х, дом 58, комнат 14,15 размером 26,3 кв.м (л.д.4). В ордере содержатся сведения о составе семьи из двух человек, в том числе сын Шамрай О.А. - Шамрай С.Н. 1980 года рождения, а также, что ордер выдан на период работы Шамрай О.А. в АООТ «Новосибирский мясоконсервный комбинат».
05.02.1999 между АООТ «Новосибирский мясоконсервный комбинат» и Шамрай О.А. заключен договор №57 о предоставлении упомянутого жилого помещения во временное пользование за плату на срок 12 месяцев. В соответствии с пунктом 8 договора действие договора продляется на следующий срок, если за один месяц до окончания срока действия договора ни одна из сторон не заявит своего желания его расторгнуть (л.д.6).
В настоящее время договор сторонами не расторгнут, истцы зарегистрированы по месту жительства с 29.10.1996 в жилом помещении – комнатах 14 и 15, площадью 37,6 кв.м, по ул. Х в городеХ, что подтверждается выпиской из домовой книги от 12.11.2012, выданной управляющей компанией «Ботаническая» (л.д.17).
Как усматривается из материалов дела, АООТ «Новосибирский мясоконсервный комбинат» и впоследствии МУ «УЖХ №1» администрации Заельцовского района города Новосибирска никогда не предъявляли требований к истцам об освобождении занимаемого ими жилого помещения, не оспаривали законность его предоставления.
Предоставление истцам комнат в общежитии произошло до передачи здания общежития в муниципальную собственность.
Согласно п.41 постановления Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» судам необходимо иметь в виду, что по действующему до 01 марта 2005 года законодательству основанием для вселения в общежитие являлся ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме (статья 109 Жилищного кодекса РФ).
Требований о признании недействительным выданного ордера к истцам также никем не заявлялось. Факт проживания истцов в комнатах 14 и 15 подтвержден имеющимися в материалах дела документами и участниками процесса не оспорен.
Таким образом, начиная с 05.02.1999, истцы добросовестно, открыто и непрерывно пользуются предоставленным им АООТ «Новосибирский мясоконсервный комбинат» жилым помещением, зарегистрированы в нем, вносят плату за коммунальные услуги и другие расходы по содержанию жилья, задолженности не имеют, выполняют все обязанности нанимателя жилого помещения.
Приведенные обстоятельства подтверждаются представленными истцами копиями соответствующих квитанций, выпиской из лицевого счета от 02.04.2012, справкой ООО «УК «Ботаническая», свидетельствующих также о том, что расчет стоимости услуг производится исходя из занимаемой истцами общей площади 37,6 кв.м (л.д.19-25).
04.02.2002 с целью освобождения предприятий от несвойственных им функций по содержанию объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения на основании постановления Правительства РФ от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РоссийскойФедерации и муниципальную собственность" распоряжением департамента имущества и земельных отношений администрации Новосибирской области №98-р жилой дом по ул.Х дом 59 (общежитие) исключен из государственной базы данных федерального имущества и передан отАООТ«Новосибирский мясоконсервный комбинат» на баланс МУ «УЖХ №1» администрации Заельцовского района города Новосибирска (л.д.9,10).
Выпиской МУ «Городское жилищное агентство» от 15.10.2012 подтверждается, что жилые помещения в строении, имеющем статус общежития по адресу: г.Новосибирск, ул.Х, д.58 включены в реестр муниципального имущества г.Новосибирска на основании постановления мэрии города Новосибирска от 06.09.2001 №2404 и распоряжения КУГИ от 26.09.2001 №1151-р (л.д.63).
По мнению суда, право муниципальной собственности муниципального образования–городНовосибирск, как собственника переданного ему жилого дома, ограничено жилищными правами проживавших в нем на момент его передачи граждан, которые регулируются нормами жилищного законодательства.
Согласно статье 7 Федерального от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищногокодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства нашло свое подтверждение, что в настоящее время истцы пользуются комнатами 14 и 15 на условиях социального найма, новый собственник принимает от них плату за жилое помещение и коммунальные услуги, тем самым признавая законность и обоснованность предоставления Шамрай О.А. и Шамрай С.Н. данного жилого помещения и приобретения последними права пользования им.
Согласно статье 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса РФ установлено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 названного кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Согласно ч.1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п.1 ч.2 упомянутой статьи) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 статьи 49, ч.1 статьи 52 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с ч.4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Из приведенных положений закона следует, что предоставление гражданам жилого помещения в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия, которые не могут быть ухудшены по сравнению с прежними. Равнозначность жилых помещений предполагает равнозначность по количеству общей площади ранее занимаемого и вновь предоставленного жилых помещений, количеству комнат жилого помещения, а также соотношению жилой площади и площади вспомогательных помещений.
Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Данным Положением устанавливаются требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно п.7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 47 от 28.01.2006 года (в редакции от 02.08.2007 года), признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в названном Положении требованиям.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций
Согласно п.42 указанного Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с п.46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в п.47 Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
В силу положений п.47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.
19.10.2006 заключением межведомственной комиссии, назначенной распоряжением мэра от12.04.2006 №2404 жилой дом по адресу: г.Х, ул.Х, 58, согласно пункту 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, признан аварийным и по