Номер дела | 2-456/2015 (2-7228/2014;) ~ М-6057/2014 |
Дата суд акта | 30 марта 2015 г. |
Категория гражданского дела | Споры, возникающие из жилищного законодательства -> Иные жилищные споры |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Стороны по делу | |
ИСТЕЦ | Белоносова О. О. |
ОТВЕТЧИК | Мэрия города Новосибирска |
ОТВЕТЧИК | Администрация Центрального округа по Заельцовскому, Железнодорожному и Центральному районам г. Новосибирска |
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Правительство Новосибирской области |
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Министерство социального развития Новосибирской области |
Представитель истца | Феоктистова О.Е. |
Представитель ответчика | Смагина Н.П. |
Представитель ответчика | Саулина К.С. |
Российская федерация
Центральный районный суд города Новосибирска
630099, г. Новосибирск, ул. Горького, д.89
Дело № 2-456/2015
31 марта 2015 года
Центральный районный суд г. Новосибирска в составе:
судьи Малахова С.Л.,
при секретаре Клыковой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании объединенное гражданское дело по иску Белоносовой 000к мэрии г. Новосибирска, Министерству социального развития Новосибирской области, администрации Центрального округа по Заельцовскому, Центральному и Железнодорожному районам г. Новосибирска о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Белоносова О.О. обратилась в суд с иском к мэрии г. Новосибирска, Министерству социального развития Новосибирской области, администрации Центрального округа по Заельцовскому, Центральному и Железнодорожному районам г. Новосибирска, с учетом изменения исковых требований, просит суд обязать Министерство социального развития Новосибирской области включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, со дня вынесения приказа администрации Центрального округа г. Новосибирска об отказе Белоносовой О.О. во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 03.06.2014 года, обязать мэрию г. Новосибирска предоставить истцу на территории г. Новосибирска жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, заключенному сроком на пять лет, в виде жилого дома или квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 кв.м. общей площади за счет средств бюджета субъекта - Новосибирской области, в связи с отказом администрации Центрального административного округа г. Новосибирска во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.
В судебное заседание истец Белоносова О.О. не явилась, представила суду ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, направила в судебное заседание своего представителя Феоктистову О.Е., действующую на основании ордера, которая в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, дала соответствующие пояснения.
Представитель ответчика мэрии г. Новосибирска Смагина Н.П., действующая на основании доверенности, исковые требования, заявленные к мэрии, не признала, дала пояснения согласно письменному отзыву, из которого следует, что порядок предоставления жилого помещения определен законом. Органом исполнительной власти субъекта Федерации формируется список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Сводный список формируется на основании списков, представляемых органами местного самоуправления муниципального образования Новосибирской области. Лица, указанные в списках, включаются в сводный список в порядке очередности, исходя из времени постановки на учет нуждающихся. На основании сводного списка формируется финансирование затрат на приобретение жилых помещений. Распорядителем финансов является министерство социального развития Новосибирской области. Предоставление Белоносовой О.О. во внеочередном порядке жилого помещения не предусмотрено законодательством.
Представитель ответчика Министерства социального развития Новосибирской области Саулина К.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования, заявленные к министерству, не признала по обстоятельствам, изложенным в письменном отзыве, дала соответствующие пояснения.
Представитель ответчика администрации Центрального округа по Заельцовскому, Центральному и Железнодорожному районам г. Новосибирска в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, причины неявки суду не сообщил, представил суду письменный отзыв на исковое заявление.
Представитель третьего лица Правительства Новосибирской области в судебное заседание не явился, уведомлен о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, представил суду письменный отзыв на исковое заявление.
При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства в полном объеме, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, исходя из следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 000 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Судом установлено, что Белоносова О.О., 000года рождения, на основании Решения Исполнительного комитета Заельцовского районного Совета народных депутатов № 293 от 07.06.1984 года была определена в детский дом несовершеннолетних воспитанников дома ребенка № 000 (л.д. 8-10)..
Согласно справке ГКУЗ НСО «СДР № 000» Белоносова О.О. поступила в указанное учреждение как подкидыш по акту милиции (л.д. 12), что так же подтверждается путевкой № 2 (л.д. 7).
С сентября 1988 года по сентябрь 1997 года Белоносова О.О. воспитывалась в Специальной (коррекционной) школе-интернате № 000 (л.д. 13)., с 01.09.1997 года по 30.06.1999 года истец обучалась в Профессиональном училище № 000 г. Новосибирска (л.д. 14).
Таким образом, Белоносова О.О. с учетом положений Федерального закона N 159 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, что сторонами в судебном заседании не оспаривалось, и подтверждается материалами дела.
С 17.11.1999 года на основании временного разрешения Белоносова О.О. проживала в общежитии по ул. Д. Донского, д. 000, комната 000, где занимала койко-место (л.д. 15).
После обращения в администрацию Заельцовского района Беловой О.О. предоставлено койко-место в общежитии по ул. Д. Ковальчук, д. 000, где истец проживает по настоящее время. Договор социального найма на указанное помещение не заключался, жилое помещение за Белоносовой О.О. не закреплялось.
Согласно уведомления Управления Росреестра по Новосибирской области, справке ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», сведений о зарегистрированных правах Белоносовой О.О. на недвижимое имущество в г. Новосибирске не имеется (л.д. 18, 20).
Кроме того, не использовано истцом и право приватизации жилья на территории г. Новосибирска, что подтверждается справкой МКУ г. Новосибирска «Городское жилищное агентство» № 500162 от 000.04.2014 года (л.д. 19).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Таким образом, истец обладала правом на включение в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями
В соответствии со статьей 2 Закона Новосибирской области от 05.06.2013г. №331-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрен порядок формирования списка указанных лиц. Согласно указанному Закону формирование сводного списка осуществляется областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным в сфере опеки и попечительства. Сводный список формируется на основании списков, представленных органами местного самоуправления муниципального образования Новосибирской области. Лица включаются в список на основании письменных заявлений, поданных в уполномоченный орган.
В силу пункта 4 части 1 статьи 1 Закона Новосибирской области от 09.12.2005 г. № 354 «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями» органы местного самоуправления муниципальных образований наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях (а именно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилье, Белоносова О.О. как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в мае 2014 года обратилась с соответствующим заявлением в администрацию Центрального административного округа г. Новосибирска.
Письмом от 04.06.2014 года ей было отказано в предоставлении жилого помещения, в связи с достижения ею возраста, превышающего 000 года (л.д. 21), что так же подтверждается протоколом заседания комиссии от 02.06.2014 года (л.д. 54) и Приказом администрации Центрального административного округа г. Новосибирска № 1427-од от 03.06.2014 года (л.д. 53).
Как указано выше, Белоносова О.О. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени пригодное для проживания жилое помещение органами власти ей предоставлено не было.
Оценивая, пояснения лиц, участвующих в деле, в их совокупности, наряду с другими доказательствами, предоставленными сторонами, на предмет относимости, допустимости, суд полагает, что отказ администрации Центрального административного округа г. Новосибирска во включении Белоносовой О.О.. в список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, был произведен по формальным признакам.
Действительно, жилищное законодательство Российской Федерации, в части обеспечения социально незащищенных граждан жилыми помещениями, основано на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Указанный учет свидетельствует о наличии предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.
Однако причины отсутствия лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учете нуждающихся в жилых помещениях без изучения конкретных причин, приведших к этому, должны быть предметно изучены. Само по себе отсутствие в списке не может расцениваться как безусловное основание для отказа в обеспечении указанных лиц жилыми помещениями.
Из материалов дела следует, что Белоносовой О.О.. право на обеспечение его жилым помещением разъяснено не было, работа по вопросу принятия истца на учет в качестве нуждающегося уполномоченными государственными органами не проводилась.
Таким образом, судом установлено, что Белоносовой О.О. до достижения ей возраста 000 лет не была поставлена на учет в установленном порядке, достаточных мер по решению указанной проблемы органы опеки и попечительства и образования не приняли, что повлекло нарушение прав истца, как лица, оставшегося без попечения родителей, в частности, на реализацию права на обеспечение жильем.
При таких обстоятельствах, учитывая представленные по делу доказательства, а также объективную нуждаемость истца в жилом помещении, которая не оспаривалась лицами, участвующими в деле, с учетом действующего законодательства у суда не имеется оснований для отказа Белоносовой О.О. в удовлетворении его исковых требований, поскольку гарантированная социальная поддержка в виде обеспечения жилой площадью истцом не была реализована по той причине, что органами, ведущими учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разрешающими вопросы их социальной поддержки, не выполнены возложенные на них полномочия.
Само по себе достижение 000 лет не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении льгот, предусмотренных законодательством. По смыслу жилищного законодательства право лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за такими лицами на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли.
Суд не может согласиться с доводами ответчика – мэрии г. Новосибирска о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что истец, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, при этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Не могут служить основанием для отказа в обеспечении истца жильем по договору найма специализированного жилого помещения и доводы ответчика мэрии г. Новосибирска о том, что истцом не предоставлены доказательства невозможности проживания Белоносовой О.О. в общежитии по ул. Д. Ковальчук 000, где ей предоставлено койко-место, поскольку само по себе предоставление койко-места в общежитии не может считаться обеспечением дитя-сироты жилой площадью в соответствии с названным законом.
На основании Закона Новосибирской области от 05.06.2013г. №331-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органом, обязанным включить истца в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Министерство социального развития Новосибирской области.
Поскольку администрация Центрального округа г. Новосибирска незаконно отказала истцу во включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, соответствующие сведения не были переданы администрацией района министерству социального развития Новосибирской области для включения Белоносовой О.О. в соответствующий сводный список, который утверждается данным министерством, а без включения лица в сводный список невозможно предоставление ему жилого помещения, суд приходит к выводу об обязании министерства социального развития Новосибирской области включить истца в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В связи с этим требования об обязании администрации Центрального округа по Заельцовскому, Центральному и Железнодорожному районам г. Новосибирска включить истца в список не подлежат удовлетворению.
Органом, обязанным предоставить Белоносовой О.О. жилое помещение, является мэрия г. Новосибирска в силу Закона Новосибирской области «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению граждан жилыми помещениями»
Определяя размер жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу, суд исходит из положений Закона Новосибирской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому Белоносовой О.О.. должно быть предоставлено жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 30 кв.м.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Белоносовой 000– удовлетворить.
Обязать министерство социального развития Новосибирской области включить Белоносову 000 в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся бе