Номер дела | 2-175/2018 (2-4339/2017;) ~ М-3922/2017 |
Дата суд акта | 19 марта 2018 г. |
Категория гражданского дела | Споры, возникающие из жилищного законодательства -> Иные жилищные споры |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Стороны по делу | |
ИСТЕЦ | Прокурор Калининского района г.Новосибирска в интересах Кудинова С. О. |
ИСТЕЦ | Кудинов С. О. |
ОТВЕТЧИК | Администраиция Калининского района г.Новосибирска |
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Кудинова Д. А. |
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Отдел опеки и попечительства Администрации Калининского района г.Новосибирска |
Представитель и+о? | Кудинова С.А. |
Представитель ответчика | Тихонов А.А. |
Представитель и+о? | Саулина К.С. |
К О П И Я
Дело № 2-175/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 марта 2018г. г.Новосибирск
Калининский районный суд г. Новосибирска
в с о с т а в е :
Председательствующего судьи Корниевской Ю.А.
При секретаре Флек О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Калининского района г. Новосибирска в интересах Кудинова Сергея Олеговича к Администрации Калининского района г. Новосибирска о предоставлении жилого помещения,
У С Т А НО В И Л :
Прокурор Калининского района г. Новосибирска обратился в суд в интересах Кудинова Сергея Олеговича с иском к Администрации Калининского района г. Новосибирска о предоставлении жилого помещения. С учетом уточнения просил Обязать администрацию Калининского района г.Новосибирска изменить дату постановки Куцдинова Сергея Олеговича на учет детей сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей по обеспечению жилым помещением на 31.03.2014г.
В обоснование иска указал, что Кудинов Сергей Олегович, 21.07.1999 года рождения, является ребенком, оставшимся без попечения родителей, так как его мать и отец, КИВ и КОС уклоняются от воспитания и содержания сына. Приказом главы администрации Калининского района г. Новосибирска № 888-од от 28.06.2011 малолетний Кудинов С.О. передан под опеку бабушке Кудиновой Диане Александровне, на попечении которой в настоящее время находится. Однако, вопрос о постановке на очередь и включении Кудинова C.U. в список на внеочередное получение жилого помещения своевременно не был решен. При установлении опеки над малолетним глава администрации поручил отделу опеки и попечительства района принять меры к выявлению жилья Кудинова С.О. для принятия решения о необходимости сохранения права пользования жилым помещением за малолетним в течение всего времени нахождения его под опекой, либо к постановке малолетнего на учет для внеочередного получения жилья. Органом опеки и попечительства администрации Калининского района г Новосибирска должные меры по реализации и защите жилищных прав Кудинова С.О. приняты не были. Жилое помещение за Кудиновым С.О. документально закреплено не было. В связи с отсутствием документально оформленного закрепления за Кудинова С.О. ранее занимаемого жилого помещенияконтроль за его использованием и распоряжением (сохранностью) не осуществлялся. Надзор за деятельностью опекуна по защите жилищных прав подопечного отсутствовал. Необходимой информацией о закреплении за подопечным жилого помещения и правовых последствиях такого закрепления Кудинов С.О. и его опекун не располагали. Должные меры к постановке Кудинова С.О. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма приняты не были. В нарушение регионального законодательства администрацией района в 2011 году ни одно из решений, указанных в п. 2 Положения, в отношении Кудинова С.А. принято не было. Законным представителем подопечного в 2011 году заявление о постановке Кудинова С.О. на учет на предоставление жилья подано не было. Надзор за деятельностью попечителя по защите жилищных прав ребенка орган опеки и попечительства не осуществлял. Орган опеки и попечительства, не осуществлял контроль за обеспечением социальных гарантий Кудинова С.О. как ребенка - сироты и в орган местного самоуправления, необходимые документы для постановки истца на жилищный учет не представил. При таких обстоятельствах, гарантированная социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью истцом не реализована по той причине, что органами, ведущими учет детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разрешающими вопросы социальной поддержки не выполнены возложенные на них полномочия.
Прокурор в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений поддержал по основаниям, указанным в иске.
Истец Кудинов С.О. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причин неявки суду не сообщил.
Представитель ответчика – Тихонов А.А., действующий на основании доверенности от 06.02.2018г. сроком по 15.02.2019г. (л.д.50), в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме, пояснил, что данное требование носит заявительный характер, а истец с заявлением не обращался.
Представитель третьего лица отдела органа опеки и попечительства администрации Калининского района г. Новосибирска, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причин неявки суду не сообщил.
Представитель 3-го лица – Министерства труда и социального развития НСО – Саулина К.С., действующая на основании доверенности от 11.12.2017г. сроком по 31.12.2018г. (л.д.80), в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала отзыв на исковое заявление (л.д.81-82).
3-лицо Кудинова Д.А., в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела (сторонами заявлено, что представлено достаточно доказательств, ходатайств об исследовании дополнительных доказательств и дополнении материалов дела не поступило), оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств в их совокупности, руководствуясь законом и правосознанием, суд приходит к следующему.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичная норма содержалась и в подпункте 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Действительно, общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем закреплены Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Как следует из ст. 1 указанного Федерального закона детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" был признан утратившим силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ.
Указанная норма гарантировала внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
С 1 января 2013 года предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 29 февраля 2012 г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п. 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление жилого помещения в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.Статья 1 Закона Новосибирской области от 05.06.2013 года "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", содержит аналогичные норму о лицах, имеющих право на получение жилого помещения. При этом указано, что договор найма специализированных жилых помещений заключается на пять лет на жилые помещения в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 квадратных метров общей площади на одного человека.
Статья 2 этого же Закона указывает, что формирование списка детей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, осуществляется областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным в сфере опеки и попечительства. Форма списка устанавливается уполномоченным органом.
В список включаются лица, указанные в части 1 статьи 1 указанного Закона Новосибирской области и достигшие возраста 14 лет, на основании письменных заявлений, поданных в уполномоченный орган законными представителями.
Сводный список формируется в хронологической последовательности по дате принятия решения органом местного самоуправления муниципального образования Новосибирской области. В случае, если даты принятия указанных решений совпадают, граждане включаются в сводный список в алфавитном порядке (ч. 11 ст. 2 Закона Новосибирской области N 331-ОЗ).
Как следует из ст. 6 указанного Закона Новосибирской области, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящие на момент вступления в силу настоящего Закона на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, включаются уполномоченным органом в срок до 1 июля 2013 года списком в порядке очередности, в которой они состояли на указанном учете, со снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в порядке, установленном Правительством Новосибирской области.
Установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
Формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в данном случае означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, а также может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования, выделяемого на цели обеспечения жильем такой категории граждан.
Порядок предоставления жилых помещений указанным категориям лиц на территории Новосибирской области определяется Законом Новосибирской области от 5 июня 2013 г. № 331-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В силу положений п. 2.8 постановления мэрии г. Новосибирска от 20 августа 2013 г. № 7889 «Об утверждении порядка включения в список (исключения из списка) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями» граждане включаются в список в хронологической последовательности по дате издания приказа главы администрации о включении в список.
Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что на основании приказа администрации Калининского района г.Новосибирска от 28.06.2011г. (л.д.19-20), над малолетним Кудиновым С.О., 21.07.199г., установлена опека, Кудинова Д.А. назначена опекуном малолетнего; отделу опеки и попечительства администрации Калининского района г.Новосибирска совместно с опекуном Кудиновой Д.А. поручено принять меры к выявлению жилья подопечного для принятия решения о необходимости сохранения права пользования жилым помещением за малолетним Кудиновым С.О. в течение времени нахождения его под опекой, либо к постановке на учет для внеочередного получения жилья.
Также приказом установлено, что органу опеки и попечительства администрации Калининского района г.Новосибирска поручено осуществлять в порядке и сроки, которые определяются Правительством РФ, проверку условий жизни подопечного, соблюдения опекуном прав и законных интересов подопечного, в том числе, прав на жилое помещение, а также выполнения требований к осуществлению опекуном своих прав и исполнению своих обязанностей.
Также судом установлено, что 21.07.2013г. Кудинову С.О. исполнилось 14 лет.
В соответствии с приказом № 1922-од от 24.11.2015г. (л.д.18), Кудинов С.О. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Из ответа прокурору главы администрации Калининского района г.Новосибирска (л.д.11-12) следует, что 31.03.2014г. опекун несовершеннолетнего Кудинова С.О. – Кудинова Д.А. была на приеме в отделе опеки и попечительства, в ходе которого Кудиновой Д.А. было разъяснена необходимость подачи заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без п