Номер дела 2-4858/2017 ~ М-4057/2017
Дата суд акта 21 декабря 2017 г.
Категория гражданского дела Споры, возникающие из пенсионного законодательства -> Иски физических лиц к ПФ... -> по искам застрахованных
Субъект РФ Новосибирская область
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Стороны по делу
ИСТЕЦ Кузнецова С. Д.
ОТВЕТЧИК УПФР в Октябрьском районе г. Новосибирска
Представитель ответчика Терещенко Е.Ю.

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

21 декабря 2017 года<адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьиШевелевой Е.А.

при секретареСтрогиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кузнецовой С. Д. к государственному учреждению Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о включении периодов работы в специальный стаж, перерасчете пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Кузнецова С.Д. обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ в <адрес>, с учетом уточнений исковых требований просит обязать ГУ УПФР в <адрес> включить в стаж работы Кузнецовой С.Д. в районах Крайнего Севера периоды ухода за ребенком с /дата/ по /дата/, /дата/ по /дата/, с /дата/ по /дата/, произвести перерасчет фиксированного базового размера страховой части пенсии, произвести перерасчет повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, начиная с /дата/

В обоснование иска указано, что Кузнецова С.Д. с /дата/ по /дата/ работала в <адрес>, который в соответствии с Постановлением Совета М. С. от /дата/ N 12 относится к районам Крайнего Севера. В период с /дата/ по /дата/ Истец находилась в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, а также с /дата/ по /дата/ в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет. С /дата/ Кузнецова С.Д. является получателем трудовой пенсии. Из письма Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> от /дата/ , а также сведений, внесенных в пенсионное удостоверение, следует, что расчет пенсии истицы производился с учетом общего страхового стажа 21 год 00 месяцев 16 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера для расчета стажа в районах Крайнего Севера - 13 лет 11 месяцев 11 дней. Истцу не выплачивается положенный повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии для лиц, имеющих необходимый стаж работы в условиях крайнего Севера, поскольку ответчиком в ее стаж работы в районах Крайнего Севера не были зачтены периоды нахождения в отпусках по уходу за ребенком. Полагает, что поскольку до введения в действие Закона Российской Федерации от /дата/ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 Кодекса законов о труде РСФСР предусматривала включение в специальный трудовой стаж периодов нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком, то указанный период должен быть включен в специальный трудовой стаж и она должна получать все надбавки и льготы, которые предоставляются лицам, имеющим такой стаж, в том числе ей должна быть исчислена пенсия в соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона от /дата/ № 173-ФЗ с включением в трудовой стаж периода работы в условиях Крайнего Севера с применением повышенного фиксированного базового размера пенсии.

Истец и ее представитель в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика Терещенко Е.Ю. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление, указала, что норма об установлении повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии женщинам, проработавшим не менее 15 лет в районах Крайнего Севера введена Федеральным законом от /дата/ № 312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с /дата/ впервые, соответственно отсутствуют правовые основания для распространения положений Постановления Конституционного суда РФ от /дата/ П в части исчисления страхового и «северного» стажа, выработанного застрахованными лицами до /дата/ по ранее действовавшим нормам (в том числе с учетом периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижении им возраста 3 лет, имевшего место до /дата/).

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, приходит к следующему.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что в период с /дата/ по /дата/ Кузнецова С.Д. работала в <адрес>, который в соответствии с Постановлением Совета М. С. от /дата/ N 12 «О внесении изменений и дополнении в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета М. С. от /дата/ » относится к районам Крайнего Севера. При этом, в период с /дата/ по /дата/ Кузнецова С.Д. находилась в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, а также с /дата/ по /дата/ - в отпуске по уходу за ребенком до трех лет.

Из материалов дела следует, что Кузнецова С.Д., /дата/ года рождения, с /дата/ является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 ст. 28 Федерального закона от /дата/ № 173-ФЗ (пункт 6 части 1 статьи 32 действующего Закона от /дата/ № 400-ФЗ).

Кузнецовой С.Д. пенсия рассчитана и назначена в соответствии с пунктом 3 ст. 30 Федерального закона от /дата/ № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", закрепляющим один из установленных в названной статье вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии в целях оценки пенсионных прав застрахованного лица и предусматривающего перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до /дата/, засчитываемых в общий трудовой стаж.

Как указывает ответчик при определении права на досрочное назначение пенсии в стаж, дающий такое право, в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального Закона -Ф3 истцу был засчитан период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в районах Крайнего Севера с /дата/ по /дата/ и с /дата/ по /дата/, стаж истца превысил необходимые 15 лет и пенсия истцу была назначена досрочно в возрасте 50 лет. Размер пенсии истца по состоянию на /дата/ составляет 11 341, 95 рублей. Расчет и порядок исчисления размера пенсии по п. 3 ст. 30 Федерального Закона -Ф3 истцом не оспаривались.

Истец полагает, что ей должна быть исчислена пенсия в соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального Закона -Ф3 с включением в трудовой стаж периода работы в условиях Крайнего Севера с применением повышенного фиксированного базового размера пенсии.

Возражая против удовлетворения требований истца в досудебном порядке и в ходе судебного разбирательства, ответчик указывает, что истцу не назначена пенсия в размере, рассчитанном в соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального Закона -Ф3, поскольку при таком расчете размер пенсии по состоянию на /дата/ составляет 9 253, 85 рублей, что наименее выгодно для пенсионера. При этом, по мнению ответчика при таком порядке определения размера пенсии повышенный фиксированный базовый размер пенсии применению не подлежит. Из представленного ответчиком расчета размер пенсии истца, исчисленный в соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального Закона -Ф3 с включением в трудовой стаж периода работы в условиях Крайнего Севера с применением повышенного фиксированного базового размера пенсии по состоянию на /дата/ составляет 11 439, 58 рублей.

Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона от /дата/ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости лиц (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), не имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи, устанавливается в сумме 2 562 рублей в месяц. Другими пунктами этой статьи предусмотрены случаи, когда фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии устанавливается в повышенном размере.

В частности, действовавшим на момент назначения пенсии истцу п. 7 ст. 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривалось, что лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 843 рублей в месяц. Впервые изменения, предусматривающие повышенный размер базовой части трудовой пенсии по старости (аналог действовавшего на момент назначения истцу пенсии фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости) указанной категории лиц, были введены Федеральным законом от /дата/ N 312-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Данная социальная гарантия для лиц, работавших в районах Крайнего Севера, в форме повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии сохраняется и на момент рассмотрения спора, что обусловлено положениями ч. 4 ст. 17 Федерального закона от /дата/ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Отказ в признании за истцом права на повышение фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости обусловлен примененным органом пенсионного фонда толкованием норм законодательства, как препятствующих отнесению к времени работы в районах Крайнего Севера в целях применения п. 7 ст. 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периодов нахождения в отпусках по уходу за ребенком.

Такое толкование не может быть признано правильным. При разрешении данного спора суд учитывает приводившееся неоднократно Конституционным Судом Российской Федерации (в том числе в Постановлении Конституционного Суда РФ от /дата/ -П) толкование норм пенсионного законодательства, как не допускающее отказ в признании прав, приобретенных гражданами на основании законодательства, действовавшего в период их работы в определенных условиях, в связи с последующими изменениями такого законодательства.

До введения в действие Закона Российской Федерации от /дата/ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 Кодекса зак