Номер дела 2-1348/2012 (2-7667/2011;) ~ М-7014/2011
Дата суд акта 30 августа 2012 г.
Категория гражданского дела Споры из нар. пенс. зак. - иски физ.лиц к Пенсионному фонду РФ
Субъект РФ Новосибирская область
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Стороны по делу
ИСТЕЦ Шутов М. В.
ОТВЕТЧИК Управление пенсионного фонда в Ленинском районе
ТРЕТЬЕ ЛИЦО Сибирское отделение РАН (СО РАН)
Представитель истца Нургалиеева А.Р.
Представитель ответчика Тымчук В.С.

Дело № 2-1348/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 августа 2012 года г. Новосибирск

Ленинский районный суд г. Новосибирска

в лице судьи Калинина А.В.,

при секретаре судебного заседания Акуловой Н.А.,

с участием истца Шутова М.В.,

представителя истца Нургалиеевой А.Р.,

представителя ответчика Тымчук В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шутова Михаила Валентиновича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе города Новосибирска о включении в стаж работы периода, дающего право на льготную пенсию,

У С Т А Н О В И Л :

Шутов Михаил Валентинович обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ в Ленинском районе г. Новосибирска о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии и о включении в стаж периодов работы.

После уточнения своих требований просил признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии с момента исполнения ему 55-ти лет, т.е. с 20.09.2011 г.

2. Включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды его работы:

- с 06.01.1977 г. по 12.01.1977 г. в должности ст. моториста РЭБ флота СО АН СССР;

- с 22.03.1977 г. по 13.06.1977 г. - в должности ст. моториста РЭБ флота СО АН СССР;

- с 16.05.1978 г. по 13.04.1980 г. - в должности 1 штурмана 1 помощника механика т/х СТ-721, т/х БТ-327 РЭБ флота СО АН СССР;

- с 14.04.1980 г. по 01.11.1982 г. - в должности капитана-механика научно-исследовательского флота РЭБ флот СО АН СССР.

Заявленные требования обосновал тем, что решением комиссии УПФ РФ в Ленинском районе г. Новосибирска от 11.10.2011 г. ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии.

Комиссия не включила в специальный стаж периоды его работы:

1) с 06.01.1977 г. по 12.01.1977 г. в должности ст. моториста РЭБ флота с 22.03.1977 г. по 13.06.1977 г. - в должности ст. моториста РЭБ флота

2) с 14.06.1977 г. по 13.04.1980 г. - в должности 1 штурмана 1 помощника механика т/х ПТС-133, т/х СТ-721, т/х БТ-327

3) с 14.04.1980 г. по 01.11.1982 г. - в должности капитана-механика научно-исследовательского флота.

Суда, на которых он плавал в вышеуказанные периоды, за исключением теплохода ПТС-133, не относятся к служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения и к портовым судам, постоянно работающим в акватории порта.

Теплоход ПТС-133 использовался для перевозки работников СОАН СССР на базы отдыха и обратно, что подтверждается п.4 организационно-технических мероприятий по безопасности плавания на теплоходах РЭБ флота СО АН СССР от 01.06.1988 г.

Следовательно, период его работы на теплоходе ПТС-133 должен быть исключен из его стажа, но УПФ РФ в Ленинском районе исключил из его стажа не только период его работы на теплоходе ПТС-133, но и периоды работы на теплоходах СТ-721 и БТ-327, указав, что с 14.06.1977 г. по 13.04.1980 г. - он работал в должности 1-го штурмана 1-го помощника механика на теплоходах ПТС-133, СТ-721, БТ-327.

Однако, в указанном ответчиком периоде на теплоходе ТПС-133 он работал только с 14.06.1977 г. по 15.05.1978 г., а с 16.05.1978 г. по 13.04.1980 г. он работал на теплоходах СТ-721 и БТ-327, что подтверждается актом проверки факта льготной работы от 23.09.2011 г., составленном на основании приказов по личному составу за 1977-1982 г., приказов по открытию и закрытию навигации по Управлению делами СОАН СССР за 1977-1982 гг., лицевых счетов за 1977-1982 гг.

Так, из текста приказов, перечисленных в акте, видно, что:

с 14.06.1977 г. по 15.05.1978 г. - он работал в должности 1 штурмана 1 помощника механика т/х ПТС-133;

с 16.05.1978 г. по 02.05.1979 г. - в должности 1 штурмана 1 помощника механика т/х СТ-721;

с 03.05.1979 г. по 23.10.1979 г. - в должности 1 штурмана 1 помощника механик; т/х БТ-327;

с 24.10.1979 г. по 13.04.1980 г. - в должности 1 штурмана 1 помощника механика т/х СТ-721.

Должности: старшина-моторист, 1-ый штурман 1-ого помощника механика, капитан-механик научно-исследовательского флота относятся к плавсоставу экспедиционных научно-исследовательских судов.

Из организационно-технических мероприятий по безопасности плавания на теплоходах РЭБ флота СО АН СССР от 01.06.1988 г. видно, что судовладелец определял перечень судов, работающих только на акватории порта или служебно-разъездных (п.3) и других судов, в частности, научно-исследовательских (п. 1а).

На служебно-разъездных возили работников аппарата и гостей, а научно-исследовательские, в том числе и суда БТ-327, СТ-721 оборудовались приборами, спецоснасткой, радиостанциями (п. 11) и использовались для ежегодных научно-исследовательских экспедиционных работ в навигационные периоды.

Разъездными именуются суда, не находящиеся в коммерческой эксплуатации и используемые в целях обеспечения служебной деятельности персонала судовладельца.

Теплоходы БТ-327, СТ-721 не работали на акватории порта, не использовались для обеспечения служебной деятельности персонала судовладельца, а, как видно из представленных документов, были заняты на перевозке оборудования научно-исследовательского характера и в полугодовых научно-исследовательских экспедициях.

В судебном заседании истец требования иска поддержал.

Представитель ответчика требования иска не признала, представила письменный отзыв в котором указала, что Шутов Михаил Валентинович, 20.09.1956 г.р. обратился за назначением досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 27 Закона от 17.12.2001г №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» 01.09.2011г.

Указанный подпункт 9 предусматривает назначение пенсии мужчине по достижении возраста 55 лет, если он проработал не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеет страховой стаж не менее 25 лет.

Под плавсоставом понимается экипаж судна, состоящий из капитана судна, других лиц командного состава и лиц рядового состава (в соответствии с уставами службы на судах речного и морского флота).

Подтверждение постоянной занятости застрахованного лица в качестве работника плавсостава соответствующего судна в каждом конкретном случае подтверждается справкой, выдаваемой судовладельцем.

В специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 27, пенсионный орган не включил периоды работы: с 14.06.1977г. по 13.04.1980г. - (2г.09м.29д.) - в качестве первого штурмана первого помощника механика т/х ПТС-133, т/х СТ-721, т/х БТ-327, так как согласно акту документальной проверки УПФР в Советском районе г. Новосибирска от 23.09.2011 г. не подтверждено документально, что суда, на которых работал Шутов М.В., не относятся к портовым судам, постоянно работающим в акватории порта, судам служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.

С 14.04.1980 г. по 01.11.1982 г. - (2 г. 6 мес. 17 дней) - в качестве капитана-механика научно-исследовательского флота, так как согласно акту документальной проверки УПФР в Советском районе г. Новосибирска от 23.09.2011г. не подтверждено документально, что суда, на которых работал Шутов М.В., не относятся к портовым судам, постоянно работающим в акватории порта, судам служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.

Согласно сообщению Обского Управления Государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по запросу УПФР в Советском районе г. Новосибирска, Государственный судовой реестр РФ (ГСР РФ) сведений по судам: «Наука», «Наука-1», «Наука-2», «Наука-3», «Наука-4», «Наука-5», «Наука-6», «Безупречный», «Дальний», «Отличный», «Исследователь», «АМБ-168», «БТ-327», «№33», «№202». «№721» не содержит. Судно «199» зарегистрировано в ГСР РФ 31.07.2002г. как буксирно-разъездное, согласно документам Российского речного регистра РФ.

У Шутова Михаила Валентиновича на момент обращения за пенсией 01.09.2011г. страховой стаж составляет 37 лет 7 месяцев 22 дня, а льготный 9 лет при требуемом 12 лет 6 мес.

УПФР в Ленинском районе г.Новосибирска 11.10.2011 г. № 35934 было вынесено законное и обоснованное решение об отказе Шутову Михаилу Валентиновичу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по п.п.9 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001г. в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ

Представитель третьего лица – Учреждения СО РАН в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, указав, что требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

Получив объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит требования иска подлежащими удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона, мужчинам - по достижении возраста 55 лет, женщинам - по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Исходя из буквального толкования указанной нормы плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей. Не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца.

В данном случае необходимо документальное подтверждение, что должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения.

Под плавсоставом понимается экипаж судна, состоящий из капитана, других лиц командного состава и лиц рядового состава (Устав службы на судах Министерству речного флота РСФСР № 30 от 30.03.1982 г.).

Согласно ст.26 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) «1. В состав экипажа судна входят лица командного состава судна, судовая команда, а в состав экипажа пассажирского судна - также работники, обслуживающие пассажиров судна. 2. К командному составу судна относятся капитан судна, командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда, их помощники, механики 1 электромеханики, помощники механиков и электромехаников, радиоспециалисты и врачи».

Должности: матроса; рулевого-моториста; 1-го штурмана 1-го помощника механика; 1-го штурмана 1-го помощника механика 2-ой группы; капитана-механика 2-ой группы; капитана-механика; механика – 1; штурмана; капитана - 1 помощника механика в спорные периоды работы истца входили в штат экспедиционных научно-исследовательских судов речного флота, поэтому должность старшина-моторист (период работы истца с 06.01.1977 г. по 12.01.1977 г. и с 22.03.1977 г. по 13.06.1977 г.), должность 1-го штурмана 1-го помощника механика (период работы истца с 14.06.1977 г. по 13.04.1980 г.) и должность капитана-механика научно-исследовательского флота (период работы истца с 14.04.1980 г. по 01.11.1982 г.) относятся к плавсоставу научно-исследовательского судна.

Указанное подтверждается и приказами по личному составу, приказами по открытию и закрытию навигации по УД СО АН СССР, лицевыми счетами, на основании которых выдана справка работодателя (СО РАН) от 16.03.2011 г. об отнесении названных должностей в указанные периоды к плавсоставу экспедиционных научно-исследовательских судов речного флота Академии наук СССР.

В системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения установление льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (так же как и предоставление пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в прежнем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.

Различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

Тождественность выполняемых функций, условий и характера деятельности для решения вопроса о праве на зачет в стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, периодов работы может быть установлена судами общей юрисдикции.

Отказ в назначении пенсии на льготных условиях в зависимости от различия формального наименования учреждения, структурного подразделения, должности независимо от различия в содержании выполняемой работы, представляет собой дискриминацию, нарушающую конституционное право граждан на равенство перед законом и судом.

Правовая позиция по рассматриваемому вопросу изложена Конституционным судом РФ в Определении от 18 июня 2004 года № 197-О, Постановлении от 3 июня 2004 по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Суда РЭБ флота, согласно организационно-технических мероприятий по безопасности плавания на теплоходах РЭБ флота СО АН СССР от 01.06.1988 г., подразделяются на: а) научно-исследовательские; б) служебно-разъездные; в) пассажирские; г) вспомогательные.

Наименования судов, относящихся к каждому из четырех видов, указаны в организационно-технических мероприятиях от 01.06.1988 г.

Так, к научно-исследовательскому флоту, выполнявшему работу по перевозке научных экспедиций и оборудования к месту производства исследований, относились следующие суда: «Наука», «Наука-1», «Наука-2», «Наука-3», «Наука-4», «Наука-5», «Наука-6», «Безупречный», «Дальний», «Отличный», «Исследователь», «АМБ-168», «БТ-327», «№ 33», «№ 199», «№ 202».

К служебно-разъездному флоту относились суда: «Ярославна», «Шельф», «Невка», служившие для служебных разъездов ответственных работников аппарата Президиума СО АН СССР и иностранных гостей.

Пассажирские суда на нетранспортной работе, использовавшиеся для перевозки работников Сибирского отделения Академии наук СССР: «ПТС-130», «ПТС-133», «Передовой-1».

Вспомогательный флот СО АН СССР, осуществлявший рейдовую маневровую работу по расстановке каравана на зимний отстой судов, в составе: БМК-201, БМК-204.

Работа истца в период с 16.05.1978 г. по 13.04.1980 г. - в должности 1 штурмана 1 помощника механика на научно-исследовательских судах СО АН СССР: СТ-721 и БТ-327 подтверждается приказами: с 16.05.1978 г. по 02.05.1979 г. на СТ-721 - приказы № 83-к от 16.05.1978 г. и № 77-к от 10.05.1079 г.; с 03.05.1979 г. по 23.10.1979 г. на БТ-327 - приказами № 77-к от 10.05.1979 г. и № 162-к от 24.10.1979 г.; c 24.10.1979 г. по 13.04.1980г. на СТ-721 - приказами № 162-к от 24.10.1979 г. и К» 59-к от 18.04.1980 г..

В приказе № 170-к от 05.11.1979 г. указано: «В связи с постановкой на саморемонт т/х Передовой и бранд-вахты РЭБ флота с 05 ноября с.г. производить оплату в размере 90% должностного оклада: 1-му штурману 1-му пом. механика Шутову М.В.».

Согласно приказа № 187-к от 12.12.1979 г.: «В связи с окончанием навигации в РЭБ флота прекратить доплату 55% за недостающих членов экипажей с 30 сентября 79 г. т/х СТ-721 Шутову М.В.».

Теплоход «Передовой» относился к пассажирским судам, и участие истца в его ремонте в период закрытия навигации включается в его стаж работы, так как его должность в период ремонта теплохода «Передовой» оставалась прежней - 1-ый штурман 1-го помощника механика т/х СТ-721, поскольку ремонт любого судна (научно-исследовательского или пассажирского) засчитывается в стаж, если не было приказа о переводе на другую работу (т.е. не изменились характер и условия труда). В период ремонта теплохода «Передовой» не было приказа о переводе истца на другую работу, и его должность осталась прежней - 1-ый штурман 1-го помощника механика т/х СТ-721.

Другие периоды работы истца на научно-исследовательских судах РЭБ флота СОАН СССР: с 06.01.1977 г. по 12.01.1977 г. - в должности ст. моториста РЭБ флота СО АН СССР с 22.03.1977 г. по 13.06.1977 г. - в должности ст. моториста РЭБ флота СО АН СССР с 14.04.1980 г. по 01.11.1982 г. - в должности капитана-механика научно-исследовательского флота РЭБ флота СО АН СССР подтверждаются записями в его трудовой книжке, приказами и свидетельскими показаниями ФИО1, ФИО2, ФИО3

Вышеизложенные обстоятельства позволяют прийти к выводу, что в указанные периоды истец в плавсоставе флота СО АН СССР выполнял работы по перевозке научных экспедиций и оборудования к местам производства исследований на речных судах, не относимых к портовым судам, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным и разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения.

Периоды работы истца, являющиеся предметом спора, должны быть включены в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

На 01.09.2011 года, его стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, с учетом включения в него требуемых истцом периодов работы, составлял более 12 лет 6 месяцев.

Поскольку с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости истец обратилась в УПФ по Ленинскому району г. Новосибирска 01.09.2011 года, а 55-летего возраста истец достиг 20.09.2011 года, то пенсия ему должна быть назначена с 20.09.2011 года. <