Номер дела 2-940/2012 (2-5788/2011;) ~ М-5239/2011
Дата суд акта 26 апреля 2012 г.
Категория гражданского дела Другие жилищные споры
Субъект РФ Новосибирская область
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Стороны по делу
ИСТЕЦ Турганова М. В.
ИСТЕЦ Прокурор Кировского района г. Новосибирска
ОТВЕТЧИК Мэрия города Новосибирска
ОТВЕТЧИК Министерство социального развития НСО
ОТВЕТЧИК Администрация Ленинского района г. Новосибирска
ТРЕТЬЕ ЛИЦО Правительство Новосибиской области
Представитель и+о? Тихонов М.Г.
Представитель и+о? Суховеева Е.М.
Представитель и+о? Петросян Е.О.

Российская федерация

Центральный районный суд города Новосибирска

630099, г. Новосибирск, ул. Горького, д.89

Дело № 2-940/2012

26 апреля 2012 года г. Новосибирск

Центральный районный суд г. Новосибирска в составе

судьи С.Л. Малахова

при секретаре Н.С. Цирукиной

прокурора А.А. Козициной

истца М.А. Тургановой

представителей ответчиков М.Г. Тихонова

Е.М. Суховеевой

представителя третьего лица Е.О. Петросян

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района г. Новосибирска в интересах Тургановой к мэрии г. Новосибирска, администрации Ленинского района г. Новосибирска, Министерству социального развития Новосибирской области, о внеочередном предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Прокурор Кировского района г. Новосибирска в интересах Тургановой обратился в суд с иском к Мэрии г.Новосибирска, Администрации Ленинского района г.Новосибирска, Министерству социального развития Новосибирской области, в котором с учетом последующих уточнений, просит признать за Тургановой М.В. право на внеочередное предоставление жилого помещения, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, обязать мэрию города Новосибирска предоставить Тургановой благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 15 кв.м. на условиях договора социального найма за счет средств бюджета Новосибирской области.

В обоснование исковых требований указано следующее. Турганова М.В. (Гречанинникова М.С. до 20.10.2009 г.) родилась 25.10.1987 г. в г. Асино Томской области. В строке «отец» со слов матери записан Гречанинников С.Н. В связи со смертью в 1996 году матери Гречанинниковой О.Н, над несовершеннолетней Гречанинниковой М.С.постановлением администрации Ленинского района г. Новосибирска № 512 учреждена опека. Опекуном назначена бабушка Гречанинникова М.И., проживающая в кв.6 дома № 63 по ул. Степной г. Новосибирска. Поскольку жилье за истцом не закреплялось, она зарегистрирована у опекуна. После подачи ею заявления в о принятии ее на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилой площадью как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей приказом главы администрации Ленинского района г. Новосибирска принята на учет во внеочередном предоставлении жилого помещения. Впоследствии 06.04.2011 г. приказом главы администрации Ленинского района г. Новосибирска Турганова М.В. снята с учета как нуждающееся в жилых помещениях в связи с тем обстоятельством, что имеет право пользования в квартире по ул.Степная, является наследником доли собственника по праву представления. Полагая, что полученным отказом государственного органа в постановке на учет и предоставлении жилого помещения нарушены ее права, прокурор на основании заявления Тургановой М.В. и в ее интересах обратился за судебной защитой.

Определением суда 23.01.2012 ненадлежащий ответчик Правительство Новосибирской области замен надлежащим на министерство социального развития Новосибирской области.

На основании определения суда от 23.01.2012 в качестве третьего лица в рамках данного дела привлечено Правительство Новосибирской области.

В судебном заседании истец Турганова М.В., прокурор Козицина А.А., исковые требования поддержали в полном объеме, дали соответствующие пояснения.

Представитель Мэрии г. Новосибирска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании иск не признала.

Представитель Администрации Ленинского района г.Новосибирска Тихонов М.Г., представитель министерства социального развития Новосибирской области Суховеева Е.М. исковые требование не признали, дали соответствующие пояснения.

Представитель Правительства Новосибирской области Петросян Е.О., полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства в полном объеме, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, исходя из следующего.

Судебным разбирательством установлено, что постановлением главы администрации Ленинского района г. Новосибирска № 512 от 09.04.1996 г. над Гречанниковой назначен опекун - Гречанникова, приходящаяся ее бабушкой (л.д.10).

Согласно справке, выданной Отделом опеки и попечительства Администрации Ленинского района г.Новосибирска от 14.09.2010 № 24-3877, при ее определении под опеку жилая площадь за (Гречанниковой М.М) не закреплялась (л.д.23).

С 09.04.1996 г. Гречанникова М.С. по настоящее время проживает по адресу опекуна ул. Степная.

20.10.2009 г. Гречанникова сменила имя на Турганову, о чем составлена запись акта перемени имени № 148 отделом ЗАГС Ленинского района г. Новосибирска (л.д.14).

Приказом администрации Ленинского района г. Новосибирска от 14.10.2010 г. № 2042-од Турганова признана нуждающимся в получении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, имеющих право на внеочередное получение жилья, на основании пункта 1 части 1 статьи 51 и абзаца 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ.

Впоследствии, приказом № 656-од от 06.04.2011 г. администрации Ленинского района г. Новосибирска Турганова М.В. была снята с учета нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых договорам социального найма в связи с тем, что не сообщила, что имеет право пользования в квартире по ул. Степной, является наследником доли собственника по праву представления.

Согласно данным, предоставленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области № 11/122/2010-688 от 24.08.2010 г., № 11/137/2010-555 от 01.10.2010 г., № 11/047/2011-172 от 03.2011 г. сведений о зарегистрированных правах Тургановой М.В.() Гречанниковой М.С.) на недвижимое имущество в г.Новосибирске не имеется (л.д.19,25,28).

Как следует из справки МБУ «Городское жилищное агентство» Турганова М.В. не использовала право приватизации жилья на территории г.Новосибирска (л.д.24).

Также согласно справки МБУ «Городское жилищное агентство» Гречанникова М.С. не использовала право приватизации жилья на территории г.Новосибирска (л.д.29)

Согласно статье 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, в также в связи с отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и т.д..

Судебным разбирательством установлено, что Турганова М.В. в возрасте до 18 лет имела статус ребенка оставшегося без попечения родителей, в связи с тем, что мать умерла, сведений об отце нет.

Согласно части 1 стати 8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Обязательным условием для предоставления жилого помещения является постановка на учет независимо от оснований (общий учет, льготный учет, внеочередное предоставление).

В установленном законом порядке Турганова М.В. была своевременно поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации Ленинского района г. Новосибирска.

Однако приказом той же администрации 06.04.2011 г. истец был снят с учета нуждающейся в жилом помещении в связи с имеющимся правом пользования в квартире опекуна по адресу ул. Степная и является наследником доли собственника по праву представления.

Вместе с тем, суд полагает, что указанный приказ о снятии с учета истца не может быть признан законным в связи со следующим.

В соответствии с жилищным законодательством РФ правом пользования жилым помещением наравне с собственником члены семьи собственника жилого помещения, к которым согласно части 1 статьи 31 Жилищного кодекса РФ относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Таким образом, для возникновения права пользования жилым помещением в силу закона необходимо быть членом семьи собственника жилья.

Вместе с тем для признания внучку Турганову М.В. членом семьи собственника жилья бабушки Гречанниковой М.И необходимо соответствующее решение суда, поскольку жилищное законодательство не относит внуков к членам семьи собственника жилья.

В материалах учетного дела, гражданского дела вступившего в законную силу судебного акта о признании Тургановой М.В. членом семьи Гречанниковой М.И. не имеется.

При таких обстоятельствах суд полагает, что за Тургановой М.В. не являющейся членом семьи собственника Гречанниковой М.И. в силу закона право пользования жилым помещением по адресу ул. Степная не возникло.

При таких обстоятельствах у администрации Ленинского района г. Новосибирска не имелось оснований для снятия с учета нуждающихся в жилье истца по основанию имеющегося у нее права пользования жилым помещением по ул. Степная.

Также, суд полагает необоснованным и основания послужившее для издания приказа о снятии с учета, нуждающегося в жилье как наследство доли собственника по праву представления.

Согласно договору приватизации № 265166 от 13.04.1993 г. квартира № 6 в доме № 63 по ул. Степная была передана бесплатно в собственность Гречанниковой М.И. и Гречанникову Н.М. на праве общей совместной собственности (л.д.11).

В связи со смертью Гречанникова Н.М. свидетельство о праве на наследство по закону 1/2 доли наследодателя выдано по 1\3 доли в праве общей собственности на трехкомнатную квартиру общей площадью 58,2 кв.м. и жилой площадью 28,9 кв.м. Гречанниковой М.И.(супруга умершего) и Гречанникову С.Н. (сын умершего).

Свидетельство о праве на наследство 1\3 доли от 1\2 доли квартиры на Турганову М.В. не выдавалось.

Вместе с тем, суд полагает, что 1/3 доля (9,7 кв.м. общей площади) в праве общей собственности от 1/2 доли в квартире общей площадью 58,2 кв.м. составляет менее необходимой учетной нормы, принятой в размере не менее 15 кв.м. общей площади на одного члена семьи.

Согласно абзаца 2 пункта 1 статьи 8 Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 29.02.2012) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ в определении № 746-О-О от 07.06.2011 г. в случае сомнения относительно соответствия положения пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона нормам Жилищного кодекса Российской Федерации суды и другие правоприменительные органы должны исходить из того, что приоритет имеют нормы Жилищного кодекса Российской Федерации как федерального закона, принятого позднее, поскольку положения пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона регулируют, по сути, те же отношения, что и пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Также Конституционный суд указал, что закрепленное пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации правовое регулирование не может рассматриваться как ограничивающее права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, поскольку в системной связи с положениями статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" оно направлено на установление дополнительных гарантий для указанной категории граждан и предусматривает для них, в частности, право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (абзац второй пункта 1 статьи 8).

Таким образом, пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в системном единстве с частью 1 данной статьи, а также частью 2 статьи 49, статьей 51, пунктами 1 и 3 части 2 статьи 57 данного Кодекса предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанным в оспариваемом пункте гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи.

Как установлено судом, над Тургановой М.В. назначено опекунство, опекуном являлась Гречанникова М.И.

Согласно справки № 24-3877 администрации Ленинского района г. Новосибирска при определении ее под опеку за истцом жилье не закреплялось (л.д. 23). Турганова М.В. зарегистрирована по месту жительства опекуна – ул. Степная, 63-6 (л.д.22).

Таким образом, даже в случае закрепления за Тургановой М.В. 1/3 доли от 1/2 доли в праве совместной собственности на квартиру 00 в доме 00 по ул. Степной г. Новосибирска, составляющую как указано выше 9,7 кв.м. т.е. ниже учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи не лишает ее права быть признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий с последующим внеочередным предоставлением жилого помещения как лицу из числа детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей.

Как указано выше, сведений о зарегистрированных правах на объекты недвижимости за Тургановой М.В. (Гречанниковой М.С.) не имеется (л.д.19,25,28).

Также Турганова М.В. (Гречанникова М.С.) не использовала права приватизации жилья на территории Новосибирской области (л.д. 24,29).

Как пояснила в судебном заседании Турганова М.В. до смерти матери Гречанниковой О.Н. 18.02.1996 года, она проживала с ней в г. Асино Томской области в общежитии по адресу ул. Ленина, 25-2, что подтверждается справкой Асинской Центральной городской больницы выданной Гречанниковой О.Н. 10.11.1987 г. (л.д.29).

Также Турганова М.В. пояснила, что в указанное жилье было служебное, поскольку мать работала врачом в данной больнице. Общежитие было ветхим строением, в порядке приватизации матери и ей не передавалось, в настоящее время общежитие не существует, оно снесено.

Согласно статье 55 Гражданского процессуального кодекса РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Вышеуказанные сведения ответчиками не оспорены, доказательств обратного не представлено.

Согласно статье 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Оценивая, пояснения истца, представителя третьего лица и ответчиков в их совокупности, наряду с другими доказательствами предоставленные сторонами на предмет относимости, допустимости, суд полагает, что у Администрации Ленинского района не имелось правовых оснований для решения вопроса о снятии Тургановой М.В. по указанным в приказе № 656-од от 06.04.2011 г. с учета нуждающейся в жилых помещении, поскольку за ней жилье не закреплялось, право пользования квартирой опекуна в силу закона либо иных оснований не имеется, свидетельство о наследстве ниже установленной нормы жилья - 9,7 кв.м., не выдавалось, а с учетом правовой позиции Конституционного суда не может и служить безусловным основанием для лишения права лица претендовать на улучшение жилья.

Также, закон разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в первоочередном или внеочередном порядке, от времени постановки их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и не содержит положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности.

Органом, обязанным предоставить Тургановой М.В. жилое помещение является Мэрия г. Новосибирска, так как в силу пункта 4 части 1 статьи 1 Закона Новосибирской области от 05.12.2005г. №354-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению граждан жилыми помещениями», органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями лиц, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 4 указанного Закона органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полн