Номер дела | 2-3749/2012 ~ М-2636/2012 |
Дата суд акта | 2 октября 2012 г. |
Категория гражданского дела | Прочие исковые дела -> прочие (прочие исковые дела) |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Стороны по делу | |
ИСТЕЦ | Юдакова В. Е. |
ИСТЕЦ | Прокурор Кировского района города Новосибирска |
ОТВЕТЧИК | Мэрия г. Новосибирска |
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Правительство Новосибирской области |
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Министерство социального развития Новосибирской области |
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Администрация Кировского района г. Новосибирска |
Представитель ответчика | Антоньев А.С. |
Представитель и+о? | Лебедева Е.А. |
Представитель истца | Беляев Н.Н. |
Решение
Именем Российской Федерации
02 октября 2012
Центральный районный суд города Новосибирска
в составе председательствующего - судьи
при секретаре судебного заседания
с участием:
прокурора
истца
представителя третьего лица
представителя третьего лица
Дело № 2-3749/2012
Галиной В.А.,
Топчиловой Н.Н.,
Сниккарс А.Н.,
Юдаковой В.Е.,
Лебедевой Е.А.
Беляева Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску прокурора Кировского района г. Новосибирска, обратившегося в интересах Юдаковой ВЕ, к мэрии города Новосибирска о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Прокурор Кировского района г. Новосибирска обратился в суд с иском к мэрии г.Новосибирска, просит обязать ответчика предоставить Юдаковой В.Е., 01.07.1992 года рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 15 кв.м. на территории г. Новосибирска на условиях договора социального найма.
В обоснование заявленных требований в иске указано, что Юдакова В.Е., 01.07.1992 года рождения, по приказу исполняющего обязанности главы администрации Кировского района города Новосибирска от 06.08.2010 № 1325а-од включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как гражданка из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В момент подачи искового заявления ее очередь в данном списке № 179. Закрепленного жилья в Новосибирской области не имеет, до настоящего времени не обеспечена жилой площадью, чем нарушаются ее жилищные права. В связи с чем прокурор Кировского района города Новосибирска, в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, обратился в суд в защиту интересов Юдаковой В.Е.
Определением суда от 13.07.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство социального развития Новосибирской области и Правительство Новосибирской области.
В судебном заседании участвующий по поручению прокурор Сниккарс А.Н. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, дала соответствующие пояснения.
Истец Юдакова В.Е. в судебном заседании требования поддержала, дала пояснения, аналогичные доводам искового заявления.
Представитель ответчика мэрии г. Новосибирска по доверенности Антоньев А.С. в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, против удовлетворения исковых требований возражал в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д. 50).
Представитель третьего лица Министерства социального развития Новосибирской области по доверенности Лебедева Е.А. в судебном заседании полагала, что исковые требования подлежат удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве (л.д.45-46).
Представитель третьего лица Администрации Кировского района города Новосибирска по доверенности Беляев Н.Н. в судебном заседании пояснил, что, несмотря на наличие в материалах дела доказательств, подтверждающих нуждаемость Юдаковой В.Е. в получении жилого помещения, предоставление ей жилого помещения вне очереди нарушит права и законные интересы тех лиц, кто был включен в список очередности до Юдаковой В.Е., в связи с чем в удовлетворении исковых требований следует отказать, представил в материалы дела письменные возражения относительно заявленных требований.
В силу положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Судебным разбирательством установлено, что Юдакова ВЕ родилась 01.07.1992 в г.Шымкент Республики Казахстан. Согласно свидетельству о рождении родителями истца являются Юдаков ЕВ и Юдакова ЕН (л.д.39).
Отец истца Юдаков Е.В. умер 05.08.2000, мать – Юдакова Е.Н умерла 16.07.2008, что подтверждается свидетельствами о смерти (л.д.37, 38).
Приказом администрации Кировского района г.Новосибирска от 30.06.2010 № 1174-од Юдакова В.Е. определена в организацию для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение (л.д.35).
В период с 01.09.1998 по 30.06.2012 Юдакова Е.В. являлась студенткой Новосибирского профессионально-педагогического колледжа (л.д.28), состояла на регистрационном учете по месту пребывания в общежитии по адресу: г. Х, ул. Х 117 (л.д.30).
Приказом исполняющего обязанности главы администрации Кировского района г.Новосибирска от 06.08.2010 № 1325а-од Юдакова ВЕ, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как гражданка из числа лиц, оставшихся без попечения родителей (л.д. 34).
Согласно данным, предоставленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области № 01/328/2010-764 от 08.07.2010, № 42309 от 02.08.2010, № 11/035/2011-659 от 29.07.2011, № 11/012/2012-576 от 17.01.2012, № 11/049/2012-57 от 27.03.2012 сведений о зарегистрированных правах Юдаковой В.Е. на недвижимое имущество в Новосибирской области не имеется (л.д.13-17).
Как следует из справки администрации Кировского района города Новосибирска от 30.09.2011 № 1877 жилая площадь за Юдаковой В.Е., 01.07.1992 года рождения, при определении в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение, не закреплялась (л.д.32).
Сведения справки МБУ «Городское жилищное агентство» подтверждают, что Юдакова В.Е., 01.07.1992 года рождения, на территории г. Новосибирска право приватизации жилого помещения не использовала (л.д.22).
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Обязательным условием для предоставления жилого помещения является постановка на учет независимо от оснований (общий учет, льготный учет, внеочередное предоставление).
В установленном законом порядке Юдакова В.Е. была своевременно поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Кировского района города Новосибирска, что нашло свое подтверждение в материалах дела.
В силу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ в определении № 746-О-О от 07.06.2011 г. в случае сомнения относительно соответствия положения пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона нормам Жилищного кодекса Российской Федерации суды и другие правоприменительные органы должны исходить из того, что приоритет имеют нормы Жилищного кодекса Российской Федерации как федерального закона, принятого позднее, поскольку положения пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона регулируют, по сути, те же отношения, что и пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Также Конституционный суд указал, что закрепленное п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ правовое регулирование не может рассматриваться как ограничивающее права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, поскольку в системной связи с положениями ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" оно направлено на установление дополнительных гарантий для указанной категории граждан и предусматривает для них, в частности, право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (абзац второй пункта 1 статьи 8).
Таким образом, п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ в системном единстве с ч.1 данной статьи, а также ч.2 ст.49, ст.51, п.п. 1 и 3 ч.2 ст.57 данного Кодекса предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанным в оспариваемом пункте гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи.
Разрешение требования о предоставлении жилой площади закон не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в первоочередном или внеочередном порядке, от времени постановки их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и не содержит положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности. Поэтому доводы представителя ответчика о том, что предоставление жилого помещения истцу вне очереди нарушит права и законные интересы иных лиц, не могут быть приняты судом во внимание.
Органом, обязанным предоставить Юдаковой В.Е. жилое помещение является мэрия г.Новосибирска, так как в силу п.4 ч.1 ст.1 Закона Новосибирской области от 05.12.2005г. №354-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению граждан жилыми помещениями», органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями лиц, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу пп.1 п.1 ст.4 указанного Закона органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета Новосибирской области.
Определяя размер жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу, суд исходит из того, что Положением о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования города Новосибирска, утвержденного решением городского Совета Новосибирска от 28.09.2005г. №94, п.4.2 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Таким образом, мэрия г. Новосибирска обязана предоставить Юдаковой В.Е. благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма в размере не менее 15 кв.м. общей площади.
Функции по осуществлению государственного управления в сфере опеки и попечительства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы министерству социального развития Новосибирской области, которое является главным распорядителем и получателем средств областного бюджета Новосибирской области на реализацию указанных функций.
Исследовав совокупность представленных доказательств, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора Кировского района г. Новосибирска, обратившегося в интересах Юдаковой ВЕ, о предоставлении жилого помещения – удовлетворить.
Обязать мэрию города Новосибирска предоставить Юдаковой ВЕ, 01.07.1992 года рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 15 кв.м. на территории г. Новосибирска на условиях договора социального найма.
Настоящее решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.
Судья В.А.Галина