Номер дела 2-4035/2012 ~ М-2824/2012
Дата суд акта 19 октября 2012 г.
Категория гражданского дела Другие жилищные споры
Субъект РФ Новосибирская область
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Стороны по делу
ИСТЕЦ Прокурор Дзержинского района г. Новосибирска
ИСТЕЦ Беляуш М. Ю.
ОТВЕТЧИК Мэрия г. Новосибирска
ТРЕТЬЕ ЛИЦО Правительство Новосибирской области
ТРЕТЬЕ ЛИЦО Министерство социального развития Новосибирской области
ТРЕТЬЕ ЛИЦО Администрация Дзержинского района
Представитель ответчика Колесникова В.А.
Представитель истца Гвоздева А.А.
Представитель и+о? Рядкова Я.Б.
Представитель истца Ефимова С.В.

Решение

Именем Российской Федерации

19 октября 2012

Центральный районный суд города Новосибирска

в составе председательствующего - судьи

при секретаре судебного заседания

с участием:

истца

представителя третьего лица

представителя третьего лица

Дело № 2-4035/2012

Галиной В.А.,

Топчиловой Н.Н.,

Беляуш М.Ю.,

Рядковой Я.Б.,

Ефимовой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску прокурора Дзержинского района г.Новосибирска, обратившегося в интересах Беляуш МЮ, к мэрии города Новосибирска о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Прокурор Дзержинского района г. Новосибирска обратился в суд с иском в интересах Беляуш МЮ к мэрии г. Новосибирска, в котором просит обязать ответчика предоставить истцу вне очереди благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 15 кв.м. на территории г. Новосибирска на условиях договора социального найма.

В обоснование заявленных требований в иске указано, что Беляуш М.Ю., 25.10.1990 года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании приказа администрации Дзержинского района города Новосибирска от 03.10.2006 № 1257-од Беляуш М.Ю. помещен в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение.

Согласно выписке из приказа администрации Дзержинского района города Новосибирска от 25.01.2011 59-од, Беляуш М.Ю. поставлен на учет для получения жилой площади, номер общей очереди 241. Прокурор считает, что право Беляуш М.Ю. на предоставление ему жилого помещения по договору социального найма вне очереди должно быть реализовано вне зависимости от наличия либо отсутствия других лиц, состоявших на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. Беляуш М.Ю. обращался в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления для разрешения жилищного вопроса, однако положительного результата достигнуто не было, в связи с чем, вынужден обратиться в суд за восстановлением нарушенного права. Поскольку Беляуш М.Ю. не имеет юридического образования, материальной возможности для обращения за платной юридической консультацией, воспитывался в учреждении для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей познаниями, самостоятельно обратиться в суд за защитой нарушенных прав не может, в связи с чем, иск заявлен прокурором в порядке ст. 45 Гражданского кодекса РФ.

Прокурор Дзержинского района г. Новосибирска в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Истец Беляуш М.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержал, по фактическим обстоятельствам пояснил, что запись об отце в свидетельство о рождении внесена со слов его матери, мать Беляуш Н.А. лишена родительских прав. До лишения родительских прав, истец проживал с матерью, братом и двумя сестрами в квартире отчима, расположенной по адресу: г.Новосибирск, ул. Королева, 1а-7. Однако указанное здание было снесено, а истец по решению суда снят с регистрационного учета по данному адресу. После лишения матери родительских прав Беляуш М.Ю. находился в приюте «Берегиня» на полном государственном обеспечении, после чего был переведен в детский дом «Радуга». По окончании девяти классов школы поступил в профессиональное училище, в котором учился на протяжении 2009 года. После окончания училища был призван в армию, 23.12.2010 демобилизовался, проживал у друзей и знакомых. В настоящее время проживает в общежитии, расположенном по адресу: г. Х, ул. Х, 9, где ему по решению администрации Дзержинского района г.Новосибирска предоставлено койко-место в комнате площадью 8,9 кв.м.

Представитель ответчика мэрии г. Новосибирска по доверенности Колесникова В.А. в суд не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, возражения относительно исковых требований прокурора. В письменных возражениях указала, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, поскольку Беляуш М.Ю. состоит на учете нуждающихся, его возраст находится в пределе возраста, в течение которого он может быть обеспечен жилым помещением, в материалах дела отсутствуют доказательства о выделении мэрии г. Новосибирска денежных средств из бюджета Новосибирской области для приобретения жилого помещения Беляуш М.Ю.

Представитель третьего лица Правительства Новосибирской области по доверенности Гвоздева А.А. в суд не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила в суд ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, а также письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому не возражала относительно удовлетворения исковых требований, при условии, что судом будут установлены все обстоятельства, подтверждающие право Беляуш М.Ю. на внеочередное получение жилого помещения, его нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Представитель третьего лица Министерства социального развития Новосибирской области по доверенности Рядкова Я.Б. в судебном заседании относительно удовлетворения требований не возражала, представила отзыв на исковое заявление, дала соответствующие пояснения.

Представитель третьего лица администрации Дзержинского района города Новосибирска по доверенности Ефимова С.В. в судебном заседании не оспаривала право истца на получение жилого помещения, однако считала, что позиция представителя мэрии г. Новосибирска заслуживает внимания при рассмотрении дела по существу.

Руководствуясь нормой ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Судебным разбирательством установлено, что решением Дзержинского районного суда города Новосибирска от 18.10.2005 Беляуш НА лишена родительских прав в отношении детей, в том числе Беляуш МЮ, 25.10.1990 года рождения (л.д. 10).

Беляуш МЮ на основании приказа администрации Дзержинского района города Новосибирска от 03.10.2006 № 1257-од, пунктом первым приказа отнесен к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передан в учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение. Вторым пунктом приказа, за ним сохранено право пользования жилым помещением в комнате площадью 18кв.м в коммунальной квартире № 7 дома 1а по улице Х в г. Х (л.д. 40).

17.09.2009 решением Дзержинского районного суда г. Новосибирска Беляуш М.Ю. признан не приобретшим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г. Х ул. Х, 1а-7, снят с регистрационного учета по данному адресу (л.д. 45).

23.12.2010 приказом № 2022-од внесены изменения в приказ от 03.10.2006 № 1257-од, которыми исключены сведения о закреплении за истцом жилого помещения, отделу опеки и попечительства администрации Дзержинского района г. Новосибирска предписано принять меры по постановке Беляуш МЮ на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д.39).

В соответствии со справкой, выданной директором детского дома № 9 от 20.06.2007, БеляушМ.Ю. с период с 03.11.2006 до достижения совершеннолетия являлся воспитанником детского дома № 9, находился на полном государственном обеспечении (л.д. 49).

Согласно справке от 14.12.2010 № 1436 Беляуш М.Ю. в период с 01.09.2007 по 30.06.2009 обучался в ГАОУ НПО НСО ПУ № 62 по профессии токарь-универсал и находился на полном государственном обеспечении (л.д. 49).

В период с 19.11.2009 по 22.11.2010 Беляуш М.Ю. проходил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, что подтверждается справкой военного комиссариата Новосибирской области от 14.12.2010 № 330 (л.д. 48).

Согласно приказа администрации Дзержинского района города Новосибирска от 25.01.2011 №59-од Беляуш М.Ю. поставлен на учет для получения жилой площади в счет льготной очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 37).

Выписка из домовой книги по состоянию на 27.03.2012 подтверждает то обстоятельство, что в настоящее время Беляуш М.Ю. проживает в общежитии и состоит на регистрационном учете по адресу: г. Х, ул. Х 9, комната 14 (л.д. 53).

Согласно данным, предоставленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области № 01-09-14295 от 21.03.2012, №01/173/2012-224 от 16.03.2012 сведений о зарегистрированных правах Беляуш М.Ю. на недвижимое имущество в Новосибирской области не имеется (л.д.41,42).

Сведения справки МБУ «Городское жилищное агентство» подтверждают, что Беляуш М.Ю., 25.01.1990 года рождения, на территории г. Новосибирска по состоянию на 19.03.2012 право приватизации жилья не использовал (л.д. 43).

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Обязательным условием для предоставления жилого помещения является постановка на учет независимо от оснований (общий учет, льготный учет, внеочередное предоставление).

В установленном законом порядке Беляуш М.Ю. был своевременно поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Дзержинского района города Новосибирска, что нашло свое подтверждение в материалах дела.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ в определении № 746-О-О от 07.06.2011 в случае сомнения относительно соответствия положения п. 1 ст. 8 названного Федерального закона нормам Жилищного кодекса Российской Федерации суды и другие правоприменительные органы должны исходить из того, что приоритет имеют нормы Жилищного кодекса Российской Федерации как федерального закона, принятого позднее, поскольку положения пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона регулируют, по сути, те же отношения, что и пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Также Конституционный суд указал, что закрепленное п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации правовое регулирование не может рассматриваться как ограничивающее права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, поскольку в системной связи с положениями ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" оно направлено на установление дополнительных гарантий для указанной категории граждан и предусматривает для них, в частности, право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (абзац второй п. 1 ст. 8).

Таким образом, п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в системном единстве с ч. 1 данной статьи, а также ч. 2 ст. 49, ст. 51, п.п. 1 и 3 ч. 2 ст. 57 данного Кодекса предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанным в оспариваемом пункте гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи.

Разрешение требования о предоставлении жилой площади закон не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в первоочередном или внеочередном порядке, от времени постановки их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и не содержит положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности. Поэтому доводы представителя ответчика о том, что предоставление жилого помещения истцу вне очереди нарушит права и законные интересы иных лиц, не могут быть приняты судом во внимание.

Органом, обязанным предоставить Беляуш М.Ю. жилое помещение является мэрия г.Новосибирска, так как в силу п. 4 ч. 1 ст. 1 Закона Новосибирской области от 05.12.2005г.
№354-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению граждан жилыми помещениями», органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями лиц, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу пп. 1 п. 1 ст. 4 указанного Закона органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета Новосибирской области.

Определяя размер жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу, суд исходит из того, что пунктом 4.2 Положения о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования города Новосибирска, утвержденного решением городского Совета Новосибирска от 28.09.2005 №94, установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

Таким образом, мэрия г. Новосибирска обязана предоставить Беляуш М.Ю. благоустроенное жилое помещение за счет средств бюджета Новосибирской области на условиях договора социального найма в размере не менее 15 кв.м общей площади.

Функции по осуществлению государственного управления в сфере опеки и попечительства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы министерству социального развития Новосибирской области, которое является главным распорядителем и получателем средств областного бюджета Новосибирской области на реализацию указанных функций.

Исследовав совокупность представленных доказательств, суд считает требования иска обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Дзержинского района г.Новосибирска, обратившегося в интересах Беляуш МЮ, о предоставлении жилого помещения – удовлетворить.

Обязать мэрию города Новосибирска предоставить Беляуш МЮ, 25.01.1990 года рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 15 кв.м на территории г. Новосибирска на условиях договора социального найма.

Настоящее решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.

Судья В.А.Галина