Номер дела 2-3293/2012 ~ М-1989/2012
Дата суд акта 14 ноября 2012 г.
Категория гражданского дела Социальные споры -> Иные социальные споры
Субъект РФ Новосибирская область
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Стороны по делу
ИСТЕЦ Лебедев А. И.
ОТВЕТЧИК Мэрия г. Новосибирска
ОТВЕТЧИК Администрация Центрального района г. Новосибирска
ТРЕТЬЕ ЛИЦО Правительство Новосибирской области
ТРЕТЬЕ ЛИЦО Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области
Представитель истца Табатчикова Е.А.
Представитель и+о? Антоньев А.С.
Представитель истца Марухевич И.С.
Представитель истца Гвоздева А.А.
Представитель и+о? Косинова О.Л.

Решение

Именем Российской Федерации

14 ноября 2012

Центральный районный суд г. Новосибирска

в составе председательствующего - судьи

при секретаре судебного заседания

с участием:

представителя истца

представителя ответчика

представителя ответчика

представителя третьего лица

представителя третьего лица

Дело № 2-3293/2012

Галиной В.А.,

Топчиловой Н.Н.,

Табатчиковой Е.А.,

Антоньева А.С.,

Марухевич И.С.,

Гвоздевой А.А.,

Косиновой О.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску Лебедева АИ к мэрии города Новосибирска, администрации Центрального района г.Новосибирска об обязании поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Лебедев А.И. обратился в суд с указанным иском, с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просит обязать администрацию Центрального района города Новосибирска поставить его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий; обязать мэрию города Новосибирска обеспечить благоустроенным жилым помещением пригодным для проживания.

В обоснование заявленных требований в иске указано, что Лебедев А.И. является участником Великой Отечественной войны, так же имеет знак «Житель блокадного Ленинграда». На основании Указа Президента от 07.05.2008 №714 истец, нуждающийся в улучшении жилищных условий, считает, что имеет право на социальную поддержку в виде обеспечения бесплатно жилым помещением. В постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий администрацией Центрального района города Новосибирска истцу отказано по причине обеспечения жилым помещением. Истец является собственником дома площадью 26,2 кв.м, расположенного по адресу г. Новосибирск, ул. Потанинская, 59а, однако согласно заключению по результатам обследования технического состояния, фундамент, стены, конструкция кровли, окна, полы дома находятся в аварийном состоянии, при таком техническом состоянии дом не пригоден для дальнейшего проживания в нем. Истец, ссылается на то, что не может проживать в вышеуказанном доме, обратился в суд.

Истец Лебедев А.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, почтовое отправление возвращено в адрес суда за истечением срока хранения.

Представитель истца по доверенности Табатчикова Е.А. заявленные требования поддеражала, дала соответствующие пояснения.

Представитель мэрии города Новосибирска по доверенности Антоньев А.С. в судебном заседании исковые требования не признал, ранее представил отзыв на исковое заявление, дал соответствующие пояснения.

Представитель администрация Центрального района города Новосибирска по доверенности Марухевич И.С. полагала, что исковые требования удовлетворению не подлежат, в связи с наличием у истца жилого помещения, отвечающего нормам жилищного законодательства.

Определением суда от 17.09.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Правительство Новосибирской области, представитель по доверенности Гвоздева А.А. в судебном заседании пояснила, что требования истца могут быть удовлетворены лишь при условии признания имеющегося у него на праве собственности жилого помещения не пригодным для проживания, в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации.

Так же к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, представитель по доверенности Косинова О.Л. в судебном заседании полагала, что исковые требования удовлетворению не подлежат, поддержала позицию представителей ответчиков.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.п.3 п.1 статьи 15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

В силу положений статьи 23.2 упомянутого закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки, в том числе полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,15,17-19,21 Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, категорий граждан, среди которых участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период.

Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» №714 от 07.05.2008 постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах».

Судебным разбирательством установлено, что Лебедев А.И, является участником Великой Отечественной войны, что подтверждается соответствующим удостоверением серии ВВ № 3705331 (л.д. 9).

Удостоверением Р-1979 подтверждается вручение знака «Житель блокадного Ленинграда» (л.д. 10).

Вследствие общего заболевания Лебедеву А.И. установлена вторая группа инвалидности бессрочно, о чем свидетельствует справка МСЭ-2011 № 0641073 от 15.04.2011 (л.д. 11).

Лебедеву А.И. на праве собственности принадлежит индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: г.Новосибирск, ул. Потанинская, 59а, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности 54 АГ 268249 (л.д. 13).

Данные обстоятельства сторонами не оспаривались.

Лебедев А.И. обратился в администрацию Центрального района города Новосибирска с заявлением о постановке его на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с проживанием в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

30.03.2012 по результатам рассмотрения обращения Лебедева А.И. администрацией Центрального района города Новосибирска заявление оставлено без удовлетворения поскольку площадь принадлежащего истцу дома более учетной нормы, установленной в размере 12 кв.м (л.д.8).

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях установлены ст. 51 Жилищного кодекса РФ. К таковым относится, среди прочих, проживание гражданина в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

В силу пункта 2 упомянутое положение распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Исходя из буквального толкования данного пункта, следует, что Положение от 28.01.2006 №47 распространяется, в том числе и на индивидуальные (частные) домовладения, находящиеся в собственности как граждан, так и юридических лиц.

Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом и отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (пункт 33).

Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащем сносу и реконструкции (пункт 34).

Несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (вжелезобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования (пункт 10).

Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом.

Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных (пункт 12).

Высота (от пола до потолка) комнат и кухни (кухни-столовой) в климатических районах IA, IБ, IГ, IД и IVа должна быть не менее 2,7м, а в других климатических районах - не менее 2,5м (пункт 22).

Судом установлено, что жилойдом,в котором проживает Лебедев А.И., приведенным требованиям не соответствует.

Данные обстоятельства подтверждаются заключением технической экспертизы зданий и сооружений ООО «Новосибсертификация», составленным 23.03.2012 по результатам обследования технического состояния жилого дома, расположенного по адресу: г.Новосибирск, ул. Потанинская, 59 а, установлено следующее.

Фундамент находится в аварийном состоянии, стены дома находятся в аварийном состоянии, что является нарушением требований СНиП 3.03.01-87. При дальнейшей эксплуатации дома требуется замена каркасно-щитовых конструкций с соблюдением требований норм теплотехники. При существующем состоянии дом для постоянного проживания не пригоден. Перекрытия находятся в аварийном состоянии, требуется замена всех несущих элементов перекрытия, конструкция кровли, полы находятся в аварийном состоянии, окна и двери находятся в ограниченно работоспособном состоянии. В целом состояние дома характеризуется как аварийное и по результатам обследования не может эксплуатироваться для постоянного круглогодичного проживания по причине износа конструкций. Физический износ здания составляет 77, 34 % (л.д. 38-62).

Как пояснял представитель истца в ходе судебного разбирательства для получения заключения на предмет непригодности указанного жилого дома для проживания Лебедев А.И. обращался в межведомственную комиссию, однако в обследовании жилого помещения было отказано, поскольку межведомственная комиссия дает заключения только в отношении жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности.

Данные обстоятельства подтверждаются письмом Департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства мэрии города Новосибирска от 15.03.2012 № 1-1581 (л.д.6).

С учетом изложенного оснований не доверять заключению специалистов ООО «Новосибсертификация» у суда не имеется, организация имеет соответствующее свидетельство о допуске к данным работам. Заинтересованности специалистов судом не усматривается, выводы заключения подтверждаются другими доказательствами, представленными в материалы дела, в том числе актом осмотра дома 59 по ул. Потанинская от 12.03.2012, составленном комиссией отдела по жилищным вопросам администрации Центрального района г.Новосибирска (л.д. 70).

Согласно п. 8 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Оценив совокупность представленных доказательств, руководствуясь принципом состязательности и равноправия сторон, а также положениями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, принимая во внимание, что ответчики отказались от назначения по делу судебной экспертизы, доказательств пригодности жилого помещения истца для проживания в суд не представили, суд считает представленное в материалы дела заключение ООО «Новосибсертификация» компетентным и достоверным.

Из материалов дела усматривается, что администрацией Центрального района г.Новосибирска Лебедеву А.И. отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с наличием в собственности истца жилого помещения площадью более учетной нормы (л.д.65).

Исходя из определения Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 №258-О-О, по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях считаются допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, которые могут привести к состоянию, требующему обеспечения их другим жильем.

При этом применение упомянутой статьи осуществляется во взаимосвязи с п.3 статьи 10 Гражданскогокодекса РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Доказательств наличия оснований для применения статьи 53 Жилищного кодекса РФ ответчиками суду не представлено.

Из положений статей 51 и 57 Жилищного кодекса РФ следует, что для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий достаточно установления факта несоответствия жилого помещения требованиям, установленным для жилых помещений, при этом не обязательно установление факта признания жилого помещения непригодными для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции, поскольку установление факта признания жилого помещения непригодными для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции является основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением.

Такое понимание данных норм закона применительно к ветеранам Великой Отечественной войны полностью соответствует целям, провозглашаемым Указом Президента РФ от 07.05.2008 №714 «Обобеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945годов» и преамбулой Федерального закона «О ветеранах», согласно которым участникам и инвалидам Великой Отечественной войны государством должны создаваться условия, обеспечивающие им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

Кроме того, в соответствии с п. 2 статьи 15 Федерального закона "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), также предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.

Таким образом, меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, установленные ветеранам войны, предоставляются инвалидам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

К лицам из числа военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22.06.1941 по 03.09.1945 не менее шести месяцев, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, применяются нормы права по предоставлению социальной поддержки по обеспечению жильем, установленные Федеральным законом «О ветеранах» для инвалидов Великой Отечественной войны, согласно которым инвалиды Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета один раз исходя из общей площади жилья на одного человека 36 кв.м, независимо от даты постановки на учет и их имущественного положения.

Суд считает достоверно установленным, что Лебедев А.И. является ветераном Великой Отечественной войны, имеет знак жителя блокадного Ленинграда; ему присвоена вторая группа инвалидности по общему заболеванию; проживает жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии у Лебедева А.И. надлежащих жилищных условий и наличии оснований для признания его нуждающимся в их улучшении, а, следовательно, имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с Законом Новосибирской области от 09.12.2005 № 354-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями", вводимого в действие ежег