Номер дела 2-109/2016 (2-2232/2015;) ~ М-1985/2015
Дата суд акта 3 апреля 2016 г.
Категория гражданского дела Споры, возникающие из пенсионного законодательства -> Иски физических лиц к ПФ... -> иные требования к ПФ РФ
Субъект РФ Новосибирская область
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Стороны по делу
ИСТЕЦ Кунгурцев В. И.
ОТВЕТЧИК Управление Пенсионного фонда РФ в Первомайском районе г. Новосибирска
Представитель истца Чистяков А.Ю.
Представитель ответчика Кочугова С.Е.
Представитель и+о? Бояго А.Н.

Дело №2-109/2016

Поступило в суд 17.11.2015

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ

РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ

4 апреля 2016 годаг. Новосибирск

Первомайский районный суд г.Новосибирска в составе:Председательствующего судьиКосарева Е.А.

при секретареШатовой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кунгурцева В. И. к Управлению Пенсионного Фонда РФ в Первомайском районе г. Новосибирска о назначении досрочной трудовой пенсии,

установил:

Кунгурцев В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Первомайском районе, в котором просит отменить решение УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ; включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды работы в Новосибирском командном речном училище в должностях механика- сменного капитана т/х «Альбатрос» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и сменного капитана- сменного механика т/х «Меридиан» с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; признать право на досрочную пенсию по старости; обязать УПФР в <адрес> назначить досрочную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований указывает на то, что ДД.ММ.ГГГГг. он обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> с заявлением о назначении досрочной пенсии. Решением УПФР в Первомайском районе г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении досрочной пенсии, спорные периоды работы не включены в стаж для назначения досрочной пенсии, поскольку работодатель не подтвердил особые условия труда. Общий трудовой стаж истца свыше 35 лет. Стаж, который учел УПФР составляет 9 лет 7 месяцев и 20 дней. Для назначения льготной пенсии, исходя из позиции указанной в решении УПФР, истцу не хватает 2 года 5 месяцев.

Истец полагает отказ в назначении пенсии необоснованным, поскольку работа истца в Новосибирском командном речном училище в должностях механика - сменного капитана т/х «Альбатрос» с 06.03.1995г. по ДД.ММ.ГГГГ и сменного капитана - сменного механика т/х «Меридиан» с 15.05.2008г. по настоящее время, дает право на льготную пенсию.

В судебном заседании истец Кунгурцев В.И. и его представитель исковые требования поддержали.

Истец пояснил, что в спорный период времени работал полную навигацию, с круглосуточным режимом работы, постоянно находился на судне, они поочередно с капитаном стояли на вахте, длящейся 6 часов, по две вахты за сутки. Маршруты следования судов определялись руководством в зависимости от задач учебной практики курсантов, он выполнял распоряжения руководства, при этом судно выполняло маршруты по реке Обь и Обскому водохранилищу. Несколько раз судно ходило в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ его перевели на работу в лабораторию, до этого времени его должность относилась к командному плавсоставу, к учебно-педагогических функций он не исполнял.

В судебном заседании представитель истца Чистяков А.Ю. полагал, что истец работал в спорный период на учебном судне в качестве члена экипажа, что относится к работе в плавсоставе на судах речного флота. Учебные судна, на которых работал истец, являются пассажирскими теплоходами, и не относятся к портовым суднам, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных суднам, суднам пригородного и внутригородского сообщения. Полагает, что исходя из буквального толкования нормы закона, указанный стаж должен быть включен в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, вне зависимости от того, что работодатель не подтвердил особые условия труда. Указал, что законодателем не установлено, какое время в период навигации судно может находиться в рейсе, а какое время находиться в порту, для определения особых условий труда, поэтому работодатель не может произвольно решать есть ли у работника право на досрочную пенсию.

Представитель ответчика Кочугова С.Е. в судебном заседании исковые требования не признала. Поддержала доводы письменных возражений(л.д.35-37). Указала, что ФБОУ ВПО «Новосибирская государственная академия водного транспорта», где работает истец, не предоставило уточняющей справки, подтверждающий особые условия работы. В сведениях индивидуального (персонифицированного) учета также отсутствует информация о стаже работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии в спорный период.

Представитель третьего лица ФБОУ ВПО «Новосибирская государственная академия водного транспорта» Бояго А.Н. полагала, что исковые требования удовлетворению не подлежат. Подтвердила то обстоятельство, что истец работал с 06.03.1995г. по 30.05.2002г. в должности механика -сменного капитана т/х «Альбатрос», а с 15.05.2008г. по 02.10.2015г. в должности сменного капитана - сменного механика на т/х «Меридиан». Указанные судна являются учебными, курсанты проходят на них практику. Первоначально выданная справка, уточняющая характер работы Кунгурцева В.И. была отозвана, поскольку из записей сохранившихся судовых журналов следует, что в период навигации т/х «Меридиан» большую часть времени оставался на базе, осуществлял плавание по Новосибирскому водохранилищу.

Выслушав стороны, и исследовав письменные материалы дела суд приходит к следующим выводам.

ДД.ММ.ГГГГ Кунгурцев В.И. обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Первомайском районе г. Новосибирска с заявлением о назначении пенсии по старости(л.д.40,41).

Решением УПФР в Первомайском районе г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ Кунгурцеву В.И. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по п.9 части 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях». Как указано в решении общий трудовой стаж Кунгурцева В.И. составляет 35 лет 3 месяца 12 дней. Стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии составляет 9 лет 7 месяцев 20 дней(л.д.10-14). Периоды работы с 06.03.1995г. по 30.05.2002г. в должности механика -сменного капитана т/х «Альбатрос», а с 15.05.2008г. в должности сменного капитана - сменного механика на т/х «Меридиан» не включены в стаж на соответствующих видах работ, поскольку работодателем не подтвержден особый характер работ Кунгурцева В.И. за эти периоды. В выписке из лицевого счета застрахованного лица Кунгурцева В.И. за указанные периоды отсутствуют сведения об особых условиях труда.

Указанное решение было предметом обжалования в отделение Пенсионного фонда РФ по <адрес>, которое подтвердило его обоснованность, что подтверждается сообщением от ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.78).

В соответствии с п.9 части 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Исходя из указанной нормы, плавсостав судов речного флота пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ, от наименования их профессий и должностей. Не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца. Необходимо документальное подтверждение, что должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.

Согласно ч.1 ст.56, ч.1 ст.57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Согласно ст.26 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, в состав экипажа судна входят лица командного состава судна, судовая команда, а в состав экипажа пассажирского судна - также работники, обслуживающие пассажиров судна. К командному составу судна относятся капитан судна, командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда, их помощники, механики и электромеханики, помощники механиков и электромехаников, радиоспециалисты и врачи. Судовая команда состоит из работающих на судне лиц, которые не относятся к командному составу судна и обслуживающим пассажиров судна работникам.

Как следует из записей в трудовой книжки(л.д.15-18), и справки ФБОУ ВПО «Новосибирская государственная академия водного транспорта»(л.д.48-49) Кунгурцев В.И. работал в Новосибирском командном речном училище им.Дежнева в должности механика- сменного капитана т/х «Альбатрос» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и в ФБОУ ВПО «Новосибирская государственная академия водного транспорта» в должности сменного капитана- сменного механика т/х «Меридиан» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Регистрация Кунгурцева В.И в качестве застрахованного лица в УПФР произведена ДД.ММ.ГГГГ, в выписке из лицевого счета застрахованного лица Кунгурцева В.И. за спорные периоды отсутствуют сведения об особых условиях труда(л.д.57-64).

Периоды работы и (или) иной деятельности гражданина в качестве застрахованного лица вобязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Аналогичная норма предусмотрена в п.п. «б» п.4 и п.43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. В случаях, когда в трудовой книжке не содержатся необходимые сведения о характере и условиях труда, для назначения досрочной пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Согласно пункту 4 Порядка подтверждения периодов работы, утвержденного приказом Минздравсоцразвития н от 31.03.2011г., стаж на соответствующих видах работ подтверждается уточняющей справкой и иными документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов, соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно части 6 статьи 30 и части 8 статьи 35 ФЗ«О страховых пенсиях» периоды работы, предусмотренные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после ДД.ММ.ГГГГ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам.

Таким образом, стаж на соответствующих видах работ должен быть подтвержден уточняющей справкой, выдаваемой работодателем, и сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.

Справка, уточняющая особый характер работы и условия труда Кунгурцева В.И., выданная ФБОУ ВПО «Новосибирская государственная академия водного транспорта»(л.д.30-32) отозвана ДД.ММ.ГГГГ как ошибочно выданная(л.д.39). При этом ФБОУ ВПО «Новосибирская государственная академия водного транспорта» выдана новая справка(л.д.48-49) подтверждающая принятие на работу Кунгурцева В.И. на должность сменного капитана- сменного механика с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды ввода и вывода с эксплуатации теплохода в период работы Кунгурцева В.И., периоды его отпусков (в межнавигационный период). Справка содержит информацию, что Кунгурцев В.И. работал на учебном теплоходе «Меридиан», режим работы круглосуточный, двухсменный. За указанные периоды работы Кунгурцев В.И. на военных сборах, в учебных отпусках, на курсах повышения квалификации с отрывом от производства не находился, прогулов не имел. Таким образом, указанная справка содержит информацию, содержащуюся в ранее отозванной справке, уточняющая особый характер работы и условия труда Кунгурцева В.И., за исключением указания, то данная работа включается в стаж, дающий право для назначения досрочной пенсии.

Также суду представлены свидетельство о праве собственности на судно- пассажирский теплоход с названием «Меридиан», принадлежащее Российской Федерации, зарегистрировано право оперативного управления ФБОУ ВПО «Новосибирская государственная академия водного транспорта». В свидетельстве о минимальном составе экипажа судна учтена должность капитана-механика, судоводителя-судомеханника(л.д.88-92).

В выписке из штатного расписания ФБОУ ВПО «Новосибирская государственная академия водного транспорта» на учебный теплоход «Меридиан» на навигационный период 2015 г., экипаж судна состоит из 8 человек, в том числе учтена должность сменного капитана-сменного механика, относящейся к командному составу(л.д.93).

Кроме этого, в судебном заседании обозревались сохранившиеся судовые журналы учебного теплохода «Меридиан» за навигационные периоды 2009,2010,2011,2014 г., подтверждающие круглосуточный режим работы, сменой вахт в 06, 12, 18, и 00 часов, время нахождения судна на стоянке на техническом участке реки Обь и базе ФБОУ ВПО «Новосибирская государственная академия водного транспорта», передвижение судна по маршрутам с базы к речному вокзалу <адрес>, населенным пунктам <адрес> НСО, преимущественно <адрес>, островам Новосибирского водохранилища, <адрес>(один раз за навигацию 2011 г.).

В материалы дела представлены копии приказов ФБОУ ВПО «Новосибирская государственная академия водного транспорта» о вооружении теплоходов, и определении районов плавания(л.д.70-73).

Сопоставив время ввода и вывода из эксплуатации учебного теплохода «Меридиан», указанной в справке ФБОУ ВПО «Новосибирская государственная академия водного транспорта», со сведениями ФБУ «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей»(л.д.86,87), судом установлено, что ввод судна в эксплуатацию производился до открытия навигации, а вывод судна из эксплуатации производился после закрытия навигации, за исключением навигации 2013 г, когда судно введено в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ.

Из этого судом делается вывод, что Кунгурцев В.И. отработал на учебном теплоходе «Меридиан» полный навигационный период за 2009, 2010,2011, 2012 и 2014 года, и не полные навигации в 2008,2013 и 2015 года.

В соответствии с п.13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте учитывается с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность стажа на соответствующих видах работ в соответствующем календарном году составила полный год.

Вопросы использования судна по его назначению относятся к компетенции судовладельца. Из представленных документов следует, что ФБОУ ВПО «Новосибирская государственная академия водного транспорта» определило использование теплохода «Меридиан» как учебное судно. Данное учебное судно по своим качественным характеристикам, выполняемой работе, и региону плавания не относится к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.

Таким образом, имеющимися материалами дела подтверждено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учебный теплоход «Меридиан», на котором работал Кунгурцев В.И. в плавсоставе в течение полного рабочего дня, находилось в полной эксплуатационной готовности(за исключением навигации 2013 г.) и в период навигации выполняло работы согласно его предназначения за пределами акватории порта. При таких обстоятельствах указанный период времени подлежит включению в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии.

То обстоятельство, что работодатель не подтвердил льготный характер труда истца в спорный период, и не предоставил сведения индивидуального(персонифицированного) учета о занятости на работах, дающих право на досрочное назначение пенсии, не может нарушать законных прав Кунгурцева В.И..

Как следует из п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.

Доводы представителя ФБОУ ВПО «Новосибирская государственная академия водного транспорта» о больших периодах времени нахождения судна на базе не могут служить критерием, позволяющим сделать вывод об отсутствии особых условий труда на учебном теплоходе «Меридиан», поскольку приказов о переводе работников в период навигации, в том числе истца, на другую работу не издавалось. Тогда как периоды работы предшествующие рейсам, и следовавшие за рейсами(стоянки, межрейсовое техническое обслуживание) включаются в стаж для досрочного назначения пенсии плавсоставу судов речного фл