Номер дела | 2-60/2013 (2-1820/2012;) ~ М-212/2012 |
Дата суд акта | 5 февраля 2013 г. |
Категория гражданского дела | Иски о возмещении ущерба от ДТП (кроме увечий и смерти кормильца) |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Стороны по делу | |
ИСТЕЦ | Сироткин К. П. |
ОТВЕТЧИК | Открытое страховое акционерное общество "Ингосстрах" |
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Сироткин Л. К. |
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Симанов А. И. |
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Открытое страховое акционерное общество "Россия" |
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Общество с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" |
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Золотарев В. В. |
Представитель истца | Лапутько И.А. |
Представитель ответчика | Шабанов М.А. |
российская федерация
центральный районный суд <адрес>
630099, г. Н о в о с и б и р с к, ул. М. Г о р ь к о г о, <адрес>
05.02. 2013 г.
Дело №-
1820
/2013
председательствующего судьи Пиотровской Ю.Е.,
секретаря судебного заседания Семенихиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сироткина К.П. к ОСАО «Ингосстрах» о взыскании страхового возмещения,
у с т а н о в и л :
Истец Сироткин К.П. обратился суд с иском, в котором просит взыскать с ответчика в свою пользу сумму страхового возмещения в размере 50821 руб., расходы по оценке ущерба 6 690 руб., почтовые расходы в размере 401 руб. 36 коп., расходы по оплате услуг представителя 15000 руб. и расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 937 руб. 37 коп.
В обосновании требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ в 17.10 около <адрес> в <адрес> произошло дорожно-транспортное происшествие (далее ДТП) с участием автомобилей Мерседес Бенц госномер О 762 ТК под управлением Симанова А.И., Ниссан Икс Трайл госномер Х 551 РВ под управлением Золотарева В.В. и ВАЗ 21043 госномер Е 833 КН под управлением Сироткина Л.К. В результате ДТП принадлежащий истцу автомобиль ВАЗ 21043 поврежден. Считает виновным в данном ДТП водителя Симанова Л.К., который при развороте из крайнего правого ряда налево не уступил дорогу автомобилю ВАЗ, после чего произошло столкновение с автомобилем Ниссан. Ответчик ОСАО «Ингосстрах», где застрахована гражданская ответственность владельца автомобиля Мерседес, отказал в выплате страхового возмещения, ссылаясь на то, что вина участников ДТП не установлена для чего необходимо обратиться в суд.
В судебном заседании представитель истца Лапутько И.А. иск поддержал, дал соответствующие пояснения.
Представитель ответчика ОСАО «Ингосстрах» Шабанов М.А. иск не признал, дал соответствующие пояснения.
Третье лицо Золотарев В.В. дал пояснения относительно обстоятельств ДТП.
Истец Сироткин К.П., третьи лица Симанов А.И., Сироткин Л.К., ОСАО «Россия», ООО «Росгосстрах» в судебное заседание не явились, извещены.
Выслушав пояснения, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 17.10 около <адрес> в <адрес> произошло дорожно-транспортное происшествие (далее ДТП) с участием автомобилей Мерседес Бенц госномер О 762 ТК под управлением Симанова А.И., Ниссан Икс Трайл госномер Х 551 РВ под управлением Золотарева В.В. и ВАЗ 21043 госномер Е 833 КН под управлением Сироткина Л.К. В результате ДТП автомобили повреждены.
Данные обстоятельства подтверждаются административным материалом по факту ДТП, исследованном в судебном заседании.
На момент ДТП гражданская ответственность владельца автомобиля Мерседес Бенц госномер О 762 ТК была застрахована в ОСАО «Ингосстрах», что подтверждено страховым полисом ВВВ № сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в установленном порядке договор страхования не расторгнут.
Согласно ч.1 ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
Согласно ч.3 ст.1079 ГК РФ вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях (статья 1064).
Согласно ч.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ст.1 Федерального закона №40-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обязательном страховании гражданской ответственности…» страховой случай - наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховую выплату.
Водитель автомобиля ВАЗ-2104 Сироткин Л.К. в письменных объяснениях (л.д.98) и административном материале указал, что ДД.ММ.ГГГГ двигался по <адрес> со стороны <адрес> в сторону <адрес> со скоростью 40 км/час, в процессе движения увидел автомобиль Мерседес, который выезжал справа с прилегающей территории на <адрес> с прилегающей территории с Л. поворотом. Сироткин Л.К. предпринял торможение, но избежать столкновения не удалось. После столкновения с автомобилем Мерседес, его автомобиль отбросило на полосу встречного движения, где он столкнулся с автомобилем Ниссан, который двигался во встречном направлении.
В письменных объяснениях в ходе рассмотрения настоящего дела (л.д.98) Сироткин Л.К. пояснил, что автомобиль Мерседес двигался впереди него с правым включенным поворотом по первой полосе ряда, данный автомобиль заехав в правый парковочный карман, резко начал делать разворот, не меняя при этом указатель поворота, тем самым создав аварийную ситуацию, т.к. он двигался сзади со скоростью 35-40 км/ час с дистанцией 15-20 метров, чтобы предотвратить столкновение начал тормозить, но столкновения избежать не удалось, на дороге гололед, произошел удар в Л. переднюю дверь автомобиля Мерседес. От столкновения автомобиль ВАЗ отбросило на встречную полосу, где произошло столкновение с автомобилем Ниссан.
Водитель Симанов А.И. пояснил, что на автомобиле Мерседес госномер О 762 ТК двигался по <адрес> со стороны <адрес> в сторону <адрес>, в районе <адрес> остановился с включенным Л. указателем поворота в середине дороги, перед этим заблаговременно перестроился в крайнюю правую полосу, намеревался совершить разворот, чтобы припарковать автомобиль на парковочной площадке на противоположной стороне дороги, во встречном направлении двигался автомобиль Ниссан, когда Ниссан приблизился, он почувствовал удар в Л. сторону своего автомобиля и увидел автомобиль ВАЗ, который после столкновения с его автомобилем на встречной стороне дороги столкнулся с автомобилем Ниссан. До столкновения с ВАЗ на перекрестке стоял около 7 секунд.
Водитель Золотарев В.В. пояснил, что на автомобиле Ниссан двигался по <адрес> в сторону <адрес> со скоростью около 30 км/час, впереди автомобилей не было, увидел автомобиль Мерседес, который двигался с дворовой территории противоположной стороны дороги, он проехал на середину дороги и одновременно видел автомобиль ВАЗ, который двигался во встречном направлении по <адрес>, увидев Мерседес автомобиль ВАЗ начал уходить налево, чтобы избежать столкновения. Из-за снега по краям проезжей части дороги, ширина дороги позволяла двигаться только одному автомобилю. Мерседес остановился в середине дороги, чтобы пропустить его автомобиль Ниссан, в этот момент автомобиль ВАЗ совершил наезд на автомобиль Мерседес в его Л. часть, от удара ВАЗ отбросило по касательной на встречную полосу, от чего произошло столкновение с его автомобилем. Перед столкновением водитель ВАЗ начал тормозить и его заносило.
В связи с наличием противоречий в пояснениях водителей, участников ДТП определением суда назначена автотехническая экспертиза.
Заключением эксперта ООО «Новосибирское бюро судебной технико-экономической экспертизы» сделаны выводы (л.д.112-123) :
1. Механизм дорожно-транспортного происшествия имевшего место ДД.ММ.ГГГГ в 17.10 на <адрес> в <адрес> с участием автомобилей Мерседес Бенц р/зн. О 762 ТК, Нисан Икс Трайл р/зн. X 551 РВ и ВАЗ 21043 р/зн. Е 833 КН был следующим: до столкновения с автомобилем Мерседес Бенц, водитель автомобиля ВАЗ 21043 двигался по <адрес> со стороны <адрес> в сторону <адрес> со скоростью около 40 км/ч (со слов водителя) в пути следования, в 4.3м. от мнимой правой границы проезжей части <адрес> и в 5.6м. от Л. границы выезда от <адрес> происходит попутное, угловое столкновение с автомобилем Мерседес Бенц, который двигался в попутном с автомобилем ВАЗ 21043 направлении (исходя из последних пояснений водителя автомобиля ВАЗ 21043 - л.д. 99) по правой полосе для движения и неожиданно (заехав предварительно в правый «карман») стал осуществлять маневр разворота. С целью предотвращения дорожно-транспортно происшествия, водитель автомобиля ВАЗ 21043 применил торможение (со слов водителя) однако ввиду того, что дистанция до автомобиля Мерседес Бенц составляла 15-20 метров, избежать столкновения с автомобилем Мерседес Бенц не удалось и правая передняя часть автомобиля ВАЗ 21043 вступила в контактное взаимодействие с Л. боковой частью автомобиля Мерседес Бенц, угол между продольными осями транспортных средств в момент контактного взаимодействия (исходя из повреждений полученных транспортными средствами в результате столкновения и отраженных на фотографиях с изображениями поврежденных транспортных средств имеющихся в представленных на исследование материалах) составлял, вероятно около 20°, установить угол под которым располагались продольные оси транспортных средств в момент столкновения относительно осевой линии дороги не представляется возможным, так как никаких следов оставленных транспортными средствами в районе места ДТП не зафиксировано. После столкновения автомобилей Мерседес Бенц и ВАЗ 21043. автомобиль Мерседес Бенц сместился вперед и вправо (передняя часть автомобиля Мерседес Бенц в процессе столкновения была развернута по ходу часовой стрелки мнимого циферблата), а автомобиль ВАЗ 21043 продолжил смещение влево, на полосу встречного движения, где в 0.7м. от правого края проезжей части <адрес>, по ходу движения от <адрес> в сторону <адрес> происходит встречное, угловое столкновение с движущимся во встречном направлении, со скоростью 40км/ч (со слов водителя автомобиля Нисан Икс Трайл) автомобилем Нисан Икс Трайл, в момент столкновения продольные оси транспортных средств располагались по отношению друг к другу под углом, вероятно близким по своему значению к 150°. В процессе столкновения автомобилей Нисан Икс Трайл и ВАЗ 21043 передняя часть автомобиля ВАЗ 21043 была развернута влево, по ходу движения автомобиля (против хода часовой стрелки мнимого циферблата) в результате чего автомобиль ВАЗ 21043 выехал за пределы правого края проезжей части <адрес> (по ходу движения от <адрес> в сторону <адрес>), автомобиль Нисан Икс Трайл в результате столкновения с автомобилем ВАЗ 21043 сместился вправо по ходу своего движения и выехал за пределы правого края проезжей части <адрес> положение транспортных средств участвовавших в рассматриваемом дорожно-транспортном происшествии зафиксировано на схеме к протоколу осмотра места дорожно-транспортного происшествия. Установить фактические скорости движения транспортных (ввиду отсутствия на схеме следов торможения транспортных средств), а также в статике или в динамике находился на момент столкновения с автомобилем ВАЗ 21043 автомобиль Мерседес Бенц (ввиду того, что повреждения имеющиеся на автомобилях ВАЗ 21043 и Мерседес Бенц могли быть образованы как при статическом состоянии автомобиля Мерседес Бенц, так и при динамическом состоянии автомобиля Мерседес Бенц - движении с малой скоростью) не представляется возможным.
В результате проведенного расчета с учетом сведений содержащихся в пояснениях водителей установлено, что удаление автомобиля ВАЗ 21043 от места столкновения с автомобилем Мерседес Бенц, если исходить из версии водителя автомобиля ВАЗ 21043 относительно механизма развития произошедшего ДТП, составляло величину 50.8м.
В результате проведенного расчета установлено, что остановочный путь автомобиля ВАЗ 21043 при скорости движения 40км/ч, в данных дорожных условиях составляет величину 41.3м.
При сопоставлении величины удаления на котором находился водитель автомобиля ВАЗ 21043 от места столкновения с автомобилем Мерседес Бенц в момент начала осуществления водителем автомобиля Мерседес Бенц маневра разворота из правого «кармана» (если исходить из версии водителя автомобиля ВАЗ 21043 относительно механизма развития произошедшего ДТП) с величиной остановочного пути автомобиля ВАЗ 21043 при скорости движения 40км/ч в данных дорожных условиях установлено, что водитель автомобиля ВАЗ 21043 в момент начала осуществления водителем автомобиля Мерседес Бенц маневра разворота из правого «кармана» (если исходить из версии водителя автомобиля ВАЗ 21043 относительно механизма развития произошедшего ДТП) имел техническую возможность предотвратить столкновение с автомобилем Мерседес Бенц, так как величина удаления на котором находился водитель автомобиля ВАЗ 21043 от места столкновения с автомобилем Мерседес Бенц в момент начала осуществления водителем автомобиля Мерседес Бенц маневра разворота из правого «кармана» (если исходить из версии водителя автомобиля ВАЗ 21043 относительно механизма развития произошедшего ДТП) больше величины остановочного пути автомобиля ВАЗ 21043 при скорости движения 40км/ч в данных дорожных условиях. Sa (50.8) > Sо(41.3м).
Таким образом, водитель автомобиля ВАЗ 21043 в момент начала осуществления водителем автомобиля Мерседес Бенц маневра разворота из правого «кармана» (если исходить из версии водителя автомобиля ВАЗ 21043 относительно механизма развития произошедшего ДТП) имел техническую возможность предотвратить столкновение с автомобилем Мерседес Бенц.
2. В рассматриваемой дорожно-транспортной ситуации, с учетом результатов исследования проведенного по первому вопросу, водителям в своих действиях следовало руководствоваться следующими требованиями Правил дорожного движения:
- водителю автомобиля ВАЗ 21043 требованиями п. 10.1 Правил дорожного движения;
водителю автомобиля Мерседес Бенц (при условии, что водитель автомобиля Мерседес Бенц начал осуществлять маневр разворота из правого«кармана» - если исходить из версии водителя автомобиля ВАЗ 21043 относительно механизма развития произошедшего ДТП) требованиями п. 8.1, 8.5 Правил дорожного движения:
- водителю автомобиля Нисан Икс Трайл требованиями п. 10.1 Правил дорожного движения.
3.Действия водителя автомобиля ВАЗ 21043 требованиям п. 10.1 Правил дорожного движения не соответствовали;
- действия водителя автомобиля Мерседес Бенц требованиям п. 8.1, 8.5 Правил дорожного движения не соответствовали (при условии, что водитель автомобиля Мерседес Бенц начал осуществлять маневр разворота из правого «кармана» - если исходить из версии водителя автомобиля ВАЗ 21043 относительно механизма развития произошедшего ДТП);
- в действиях водителя автомобиля Мерседес Бенц несоответствий требованиям п. 8.1. 8.5 Правил дорожного движения нет, если водитель автомобиля Мерсдес Бенц заблаговременно занял крайнее положение на проезжей части, стоял пропуская транспорт движущийся во встречном направлении (если исходить из версии водителя автомобиля Мерседес Бенц относительно механизма развития произошедшего ДТП):
- в действиях водителя автомобиля Нисан Икс Трайл несоответствий требованиям п. 10.1 Правил дорожного движения не усматривается;
- действия водителя автомобиля ВАЗ 21043, находятся в причинной связи с произошедшим дорожно-транспортным происшествием (столкновением автомобиля ВАЗ 21043 с автомобилем Мерседес Бенц, последующем столкновением автомобилей ВАЗ 21043 и Нисан Икс Трайл);
- действия водителя автомобиля Мерседес Бенц (при условии, что водитель автомобиля Мерседес Бенц начал осуществлять маневр разворота из правого «кармана» - если исходить из версии водителя автомобиля ВАЗ 21043 относительно механизма развития произошедшего ДТП), находятся в причинной связи с произошедшим дорожно-транспортным происшествием (столкновением автомобиля ВАЗ 21043 с автомобилем Мерседес Бенц, последующем столкновением автомобиля ВАЗ 21043 и Нисан Икс Трайл);
- действия водителя автомобиля Мерседес Бенц, если водитель автомобиля Мерсдес Бенц заблаговременно занял крайнее положение на проезжей части, стоял пропуская транспорт движущийся во встречном направлении (если исходить из версии водителя автомобиля Мерседес Бенц относительно механизма развития произошедшего ДТП в причинной связи с произошедшим дорожно-транспортным происшествием (столкновением автомобиля ВАЗ 21043 с автомобилем Мерседес Бенц, последующем столкновением автомобиля ВАЗ 21043 и Нисан Икс Трайл) не находятся;
- действия водителя автомобиля Нисан Икс Трайл в причинной связи с произошедшим дорожно-транспортным происшествием не находятся.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1090 утверждены Правила дорожного движения. (далее ПДД)
Согласно п.8.1 ПДД перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны - рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.
Согласно п.8.3 ПДД при выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги - пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.
В п.8.5 ПДД предусмотрено, что перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном напра