Номер дела | 2-1012/2012 (2-5871/2011;) ~ М-5328/2011 |
Дата суд акта | 4 апреля 2012 г. |
Категория гражданского дела | Прочие исковые дела -> прочие (прочие исковые дела) |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Стороны по делу | |
ИСТЕЦ | Зуева О. В. |
ОТВЕТЧИК | Мэрия города Новосибирска |
ОТВЕТЧИК | Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области |
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Администрация Октябрьского района г. Новосибирска |
Представитель и+о? | Петросян Е.О. |
Решение
Именем Российской Федерации
04 апреля 2012г.
Центральный районный суд г. Новосибирска
в составе председательствующего - судьи
секретаря судебного заседания
с участием:
истца
представителя третьего лица
Дело № 2-1012/2012
Галиной В.А.,
Топчиловой Н.Н.,
Зуевой О.В.,
Петросян Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Зуевой О.В. к мэрии города Новосибирска, Министерству социального развития Новосибирской области о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Зуева О.В. обратилась в суд с указанным иском, просит обязать мэрию г. Новосибирска предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 15 кв.м. на территории г. Новосибирска на условиях договора социального найма за счет средств бюджета Новосибирской области.
В обоснование заявленных требований в иске указано, что Зуева О.В. родилась 00г. в СИЗО № 1 г. Новосибирска в период содержания под стражей ее матери. Родителями истца являются Зарубина Н.Г. и Зарубин В.Н., при этом сведения об отце указаны в свидетельстве о рождении со слов матери. До 1987г. истец находилась с матерью в УФ 91/9, откуда была передана в Черепановский специализированный дом ребенка. Решением исполнительного комитета Черепановского районного совета народных депутатов Новосибирской области № 273п/I от 31.08.1989г. истец была определена на полное государственное обеспечение. С 1989г. по 1993г. истец находилась в Болотнинском детском доме, с 1993г. по 1994г. – в Купинской школе-интернат ЗПР, с 1994г. по 2003г. – в Чумаковской вспомогательной школе–интернат Куйбышевского района НСО, с 2003г. по 2005г. – проходила обучение в Новосибирском профессиональном училище-интернате для инвалидов. Решением Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 12.05.1998г. мать истца Зарубина Н.Г. была лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей. Приказом главы администрации Октябрьского района г. Новосибирска № 1298-од от 24.09.2008г. истец была поставлена на внеочередной учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма. Поскольку государство до настоящего времени не исполнило своих обязательств по обеспечению истца жильем, Зуева О.В. обратилась в суд для восстановления нарушенного права.
Определением суда от 15.12.2011г. Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области было заменено на Министерство социального развития Новосибирской области (л.д. 34).
В судебном заседании Зуева О.В. заявленные требования поддержала, дала пояснения, аналогичные доводам искового заявления.
Представитель мэрии города Новосибирска в суд не явился, направил отзыв, в котором иск не признал (л.д. 27-28).
Представители Министерства социального развития Новосибирской области, администрации Октябрьского района г. Новосибирска в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Представитель третьего лица Правительства Новосибирской области по доверенности Петросян Е.О. в судебном заседании относительно заявленных требований не возражала.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Судебным разбирательством установлено, что Зуева (до регистрации брака Зарубина – л.д. 7) О.В. родилась 00г. в г. Новосибирске. Согласно свидетельству о рождении родителями истца являются Зарубин В.Н. и Зарубина Н.Г. (л.д. 6).
Согласно справке ФБУ ИК-9 ГУ ФСИН России по Новосибирской области № 55/9/3-77 от 19.04.2011г. мать истца Зарубина Н.Г. отбывала наказание в ФБУ ИК-9 ГУФСИН России по Новосибирской области, после отбытия наказания была освобождена 14.06.1996г. (л.д. 9). На основании решения Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 12.05.1998г. Зарубина Н.Г. была лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних сыновей Зарубина В., Хорева А. и дочери Зарубиной О. (л.д. 16).
До 1987г. Зуева О.В. находилась с матерью в исправительном учреждении, 05.02.1987г. поступила в Черепановский специализированный дом ребенка из УФ 91/9 (л.д. 8).
Решением Черепановского районного Совета народных депутатов Новосибирской области № 273 п/I от 31.08.1989г. Зуева О.В. определена на полное государственное обеспечение (л.д. 10), жилая площадь за ней не закреплялась (л.д. 17).
06.07.1989г. из Черепановского детского дома истец направлена в Болотнинский детский дом дошкольный (л.д. 11), 06.07.1993г. – в Купинскую школу-интернат ЗПР (л.д. 12), 25.08.1994г. – в Чумаковскую школу-интернат Куйбышевского района Новосибирской области (л.д. 13). 26.08.2003г. истец направлена в Новосибирское профессиональное училище – интернат для инвалидов (л.д. 14-15).
Согласно выписке из приказа администрации Октябрьского района г. Новосибирска №1298-од от 24.09.2008г. Зуева (Зарубина) О.В. принята на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 18).
Однако, как пояснила истец в ходе судебного разбирательства, в предоставлении жилого помещения впоследствии ей было отказано, поскольку на момент постановки на учет Зуевой О.В. исполнилось 23 года.
Исследовав и оценив совокупность представленных доказательств, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Зуева О.В. имеет статус ребенка-сироты, с момента нахождения в Черепановском детском доме находилась на полном государственном обеспечении.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Обязательным условием для предоставления жилого помещения является постановка на учет независимо от оснований (общий учет, льготный учет, внеочередное предоставление).
Администрацией Октябрьского района г.Новосибирска Зуева О.В. поставлена на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Правомерность постановки на учет в настоящее время не оспорена, приказ администрации №1298-од от 24.09.2008г. не отменен.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.
Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста не может само по себе являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.
Следовательно, достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является.
Органом, обязанным предоставить Зуевой О.В. жилое помещение является мэрия г.Новосибирска в силу п. 4 ч. 1 ст. 1 Закона Новосибирской области от 09.12.2005г. № 354-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению граждан жилыми помещениями», согласно которому органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях).
В силу пп. 1 п. 1 ст. 4 указанного Закона органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета Новосибирской области.
Положением о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования города Новосибирска, утвержденного решением городского Совета Новосибирска от 28.09.2005г. № 94, пунктом 4.2 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Таким образом, мэрия г. Новосибирска обязана предоставить Зуевой О.В. благоустроенное жилое помещение за счет средств бюджета Новосибирской области на условиях договора социального найма в размере не менее 15 кв.м общей площади.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.196-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л :
Обязать мэрию города Новосибирска предоставить Зуевой О.В. 00г. рождения вне очереди благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 15 кв.м на территории города Новосибирска на условиях договора социального найма за счет средств бюджета Новосибирской области.
Настоящее решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.
Мотивированное решение составлено 26.04.2012г.
Судья В.А. Галина