Номер дела | 2-1941/2013 ~ М-573/2013 |
Дата суд акта | 22 февраля 2013 г. |
Категория гражданского дела | Прочие из публично-правовых отношений |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Стороны по делу | |
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Муниципальная избирательная комиссия Новосибирского района |
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Борматов В. В. |
ЗАЯВИТЕЛЬ | Алексеев Д. Ю. |
Представитель истца | Осипов О.Ю. |
Представитель и+о? | Русанов А.А. |
Представитель и+о? | Петраш А.П. |
Представитель и+о? | Бормотов В.В. |
Решение
Именем Российской Федерации
22 февраля 2013
Центральный районный суд г. Новосибирска
в составе председательствующего - судьи
при секретаре судебного заседания
с участием:
прокурора
представителя заявителя
представителя заинтересованного лица
представителя заинтересованного лица
Дело № 2-1941/2013
Галиной В.А.,
Топчиловой Н.Н.,
Горбачевой О.В.,
Осипова О.Ю.,
Русанова А.А.,
Петраша А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Алексеева ДЮ об отмене регистрации кандидата,
у с т а н о в и л :
Алексеев Д.Ю. обратился в суд с указанным заявлением, просит отменить регистрацию Борматова ВВ в качестве кандидата на должность главы Новосибирского района Новосибирской области.
В обоснование требований в заявлении указано, что решением Совета депутатов Новосибирского района Новосибирской области от 18.12.2012 № 1 на дату 10.03.2013 назначены досрочные выборы главы Новосибирского района Новосибирской области.
После публикации вышеуказанного решения началось выдвижение кандидатов и предвыборная агитация. В настоящее время муниципальной избирательной комиссией Новосибирского района зарегистрированы несколько кандидатов на должность главы Новосибирского района, в том числе заявитель Алексеев ДЮ и Борматов ВВ.
До регистрации в качестве кандидата на должность главы Новосибирского района БорматовВ.В. занимал должность и.о. главы Новосибирского района Новосибирской области. В связи с регистрацией в качестве кандидата Борматов В.В. в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 36 Закона Новосибирской области от 20.04.2007 № 99-ОЗ «О выборах глав муниципальных образований в Новосибирской области» освобожден от исполнения должностных обязанностей.
01.02.2013 Борматов В.В. принял активное участие в трех мероприятиях с участием избирателей, которые проводились губернатором Новосибирской области Юрченко В.А. на территории Новосибирского района в поселке Краснообск, в том числе:
в конкурсе молодых учителей Новосибирской области в составе делегации администрации Новосибирской области, которую возглавлял губернатор;
во встрече и чествовании ветеранов Краснообска, сидя за столом президиума рядом с губернатором;
в составе делегации администрации Новосибирской области в работе круглого стола с учеными Россельхозакадемии.
На всех трех публичных мероприятиях присутствовало большое количество жителей Краснообска, которые являются избирателями главы Новосибирского района.
В этот же день, 01.02.2013 все три публичных мероприятия с участием кандидата БорматоваВ.В. транслировались по телевидению на канале ОТС.
После трансляции вышеуказанный сюжет был выложен в интернете на сайте телеканала ОТС: otstv.ru/news/23551.
Таким образом, участие кандидата в публичных мероприятиях смогли увидеть десятки тысяч жителей Новосибирского района, являющихся избирателями главы Новосибирского района.
Борматов В.В. осознанно участвовал во встречах, поздравлениях и чествованиях с участием избирателей и губернатора области не как действующий и.о.главы Новосибирского района, а как кандидат в рамках избирательной кампании, поскольку на дату 01.02.2013 он находился в административном отпуске и по этой причине не мог выполнять своих служебных обязанностей.
Вышеуказанные действия кандидата Борматова В.В., совершенные им в процессе избирательной кампании, свидетельствуют о неоднократном использовании им преимуществ своего должностного положения исполняющего обязанности главы Новосибирского района.
Сознательно нарушая закон и принимая участие во всех трех публичных мероприятиях, организованных государственными и муниципальными органами власти, кандидат Борматов В.В. преследовал очевидную цель: во-первых, использовать помещения, занимаемые государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, для осуществления деятельности, способствующей его избранию на должность главы Новосибирской области, во-вторых получить бесплатный (то есть без оплаты из избирательного фонд кандидата) доступ к государственным, мунидипальным или иным средствах массовой информации в целях ведения предвыборной агитации, то есть создания положительного к себе отношения.
Заявитель полагает, что регистрация Борматова В.В. в качестве кандидата подлежит отмене, поскольку им существенно нарушены требования Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», а также Закона Новосибирской области от 30.11.2006 № 58-ОСД «О выборах глав муниципальных образований в Новосибирской области».
Заявитель Алексеев Д.Ю. в суд не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Представитель заявителя по доверенности Осипов О.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержал, дал соответствующие пояснения.
Заинтересованное лицо Борматов В.В. в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель Борматова В.В. по доверенности Русанов А.А. заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель Территориальной избирательной комиссии Новосибирского района Новосибирской области по доверенности Петраш А.П. полагал, что требования не обоснованны и удовлетворению не подлежат, представил в суд письменный отзыв.
Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля Нестяка В.С., исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидата), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидата) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательной округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно пункту 1 статьи 40 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
В пункте 5 статьи 40 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ перечислены ограничения, несоблюдение которых признается использованием преимуществ должностного или служебного положения, к каковым относится, в частности:
использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях (подпункт «б»);
доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, участников референдума, ведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом (подпункт «е»);
агитационное выступление в период избирательной кампании при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от форм собственности, за исключением политических партий (подпункт «ж»).
Аналогичные положения изложены в статье 36 Закона Новосибирской области от 20.04.2007 N 99-ОЗ "О выборах глав муниципальных образований в Новосибирской области".
Согласно разъяснениям пункта 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при решении вопроса о том, является ли использование служебного или должностного положения достаточным основанием для применения судом предусмотренных Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ неблагоприятных последствий для кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, необходимо, в частности, выяснять кратность, характер, содержание, цель совершения этих действий.
Судебным разбирательством установлено, что решением Совета депутатов Новосибирского района Новосибирской области от 18.12.2012 № 1 на 10.03.2013 назначены досрочные выборы главы Новосибирского района Новосибирской области.
18.01.2013 решением № 6/24 избирательной комиссии Новосибирского района Новосибирской области кандидатом на должность главы Новосибирского района Новосибирской области зарегистрирован Алексеев ДЮ, выдвинутый Новосибирским местным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (л.д.13).
25.01.2013 решением № 8/34 кандидатом зарегистрирован Борматов ВВ (л.д.15).
В связи с участием в выборах главы Новосибирского района Новосибирской области распоряжением администрации Новосибирского района Новосибирской области от 28.01.2013 №6рлв первому заместителю главы администрации Новосибирского района Борматову ВВ предоставлен отпуск и он освобожден от исполнения служебных обязанностей до особого распоряжения (л.д.14).
Как пояснил в ходе судебного разбирательства представитель заявителя 01.02.2013 в новостных сюжетах телекомпании ОТС г.Новосибирска освещались три мероприятия, проходившие в поселке Краснообск, Новосибирского района, Новосибирской области: конкурс молодых учителей, чествование ветеранов Краснообска, круглый стол с учеными Россельхозакадемии, при этом Борматов В.В. в сюжете показан участником указанных мероприятий. Данные фактические обстоятельства участниками процесса не оспаривались. Представитель заявителя полагает, что в результате указанной деятельности БорматовымВ.В. нарушены нормы избирательного законодательства, а именно подпункты «б», «е», «ж» пункта 5 статьи 40 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", аналогичные положения Закона Новосибирской области от 20.04.2007 N 99-ОЗ "О выборах глав муниципальных образований в Новосибирской области". Присутствуя на упомянутых мероприятиях, Борматов В.В., по мнению представителя заявителя, фактически осуществлял в период избирательной компании предвыборную агитацию в виде осуществления деятельности, способствующей созданию положительного отношения избирателей к кандидату (подпункт «е» пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 12.06.2002
N 67-ФЗ, подпункт 6 пункта 1 статьи 44 Закона Новосибирской области от 20.04.2007 N 99-ОЗ).
Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, при этом бремя доказывания нарушений избирательного законодательства, которые могут явиться основанием для отмены регистрации кандидата, возлагается на заявителя.
В ходе судебного разбирательства допрошен свидетель Нестяк В.С., который пояснил, что являясь заведующим лабораторией Сибирского научно-исследовательского института механизации и электрификации сельского хозяйства СО РАН, присутствовал 01.02.2013 в Круглом зале Дома ученых на встрече с губернатором Новосибирской области, организованной президиумом Российской академии сельскохозяйственных наук, на которой обсуждались стратегические направления развития Технопарка. Как предполагает свидетель, попасть на указанную встречу могли не все, но ему не известны случаи, чтобы кого-то не пустили на встречу, он не видел, чтобы кто-то проверял документы на входе в зал для того, чтобы установить личность участника встречи. Борматов В.В. приехал на встречу одновременно с губернатором и вместе с ним уехал, в ходе проведения мероприятия Борматов В.В. не выступал, как кандидат на должность главы Новосибирского района Новосибирской области не упоминался, вопросы избирательной компании участниками встречи не обсуждались. Между тем, свидетель полагает, что присутствие БорматоваВ.В. на встрече с губернатором является нарушением избирательного законодательства, поскольку его участие оказало «давление» на избирателей, которые присутствовали на встрече и имели возможность увидеть Борматова В.В. в средствах массовой информации.
Такая оценка действий Борматова В.В., по мнению суда, носит субъективный характер, преследует политические цели, обусловленные тем обстоятельством, что АлексеевД.Ю. и НестякВ.С. являются членами одной политической партии – Коммунистическая партия Российской Федерации, на предстоящих 10.03.2013 выборах от указанной партии баллотируются на должность главы Новосибирского района Новосибирской области и в депутаты Законодательного Собрания Новосибирской области, соответственно, о чем пояснил свидетель в ходе судебного разбирательства.
По ходатайству представителя заявителя участниками процесса просмотрен сюжет видеоновостей канала ОТС (областная телерадиовещательная сеть), расположенный в сети Интернет по адресу: http://otstv.ru/news/23551, с указанием времени трансляции: 01.02.2013 11:41.
Указанный видеосюжет размещен под заголовком «Губернатор Юрченко обсудил планы развития Кранообска» и имеет аннотацию: «Краснообск – особая территория, которая будет активно развиваться. Сегодня глава региона с рабочим визитом побывал здесь, посетил конкурс молодых педагогов, встретился с ветеранами и учеными. Что обсудили и к каким решениям пришли, расскажет наш корреспондент».
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 48 Федерального закона от 12.06.2002
N 67-ФЗ действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, профессиональной деятельности и указанные в подпункте "а" пункта 2 настоящей статьи, признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), а действия, указанные в подпунктах "б" - "е" пункта 2 настоящей статьи, - в случае, если эти действия совершены с такой целью неоднократно.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.10.2003 № 15-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан, предвыборная агитация отличается от информирования наличием в агитационной деятельности специальной цели - склонить избирателей в определенную сторону, обеспечить поддержку или, напротив, противодействие конкретному кандидату, избирательному объединению. Не может быть признано агитацией информирование избирателей через средства массовой информации без выявления соответствующей непосредственно агитационной цели. Действия, не имеющие целью побудить избирателей голосовать за кандидатов или против них, т.е. не обусловленные объективно подтвержденным умыслом добиться конкретного результата на выборах, не могут рассматриваться в качестве предвыборной агитации.
Ознакомившись с содержанием упомянутого контента, суд приходит к выводу о том, что новостной сюжет, показанный телекомпанией ОТС, не содержит упоминаний о Борматове В.В. как о кандидате, призывы голосовать за Борматова В.В. на предстоящих выборах отсутствуют, какой-либо агитационной направленности сюжет не имеет, освещает работу губернатора Новосибирской области, носит информационный характер. Доказательств наличия агитационной цели видеосюжета заявителем в суд не представлено.
В соответствии с положениями статьи 38 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Государственные органы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.
Государственное унитарное предприятие Новосибирской области «Дирекция Новосибирской областной телерадиовещательной сети» не подотчетна и.о. главы Новосибирского района Новосибирской области. Как пояснил представитель заинтересованного лица в ходе судебного разбирательства, Бормотов В.В. не является участником данной телекомпании, не входит в состав руководящих органов, соответственно, не имеет возможности влиять на редакционную политику. Данные обстоятельства участниками процесса не оспорены. Каких-либо доказательств того, что Борматов В.В. для выхода в эфир видеосюжета оказывал воздействие на редакцию средств массовой информации заявителем в суд не представлено.
Принимая во внимание, что видеосюжет не содержит информации, формирующей какое-либо мнение избирателей о Борматове В.В., как о кандидате, и не побуждает голосовать за кандидата, данный сюжет нельзя признать предвыборной агитацией в контексте положений пункта 2 стать