Номер дела | 2а-5226/2017 |
Дата суд акта | 23 ноября 2017 г. |
Категория гражданского дела | Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления) |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Стороны по делу | |
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Тангбаев С. Н. |
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | УПФР в Дзержинском районе г. Новосибирска |
Представитель ответчика | Доровских Е.А. |
Дело № 2а-5226/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд города Новосибирска в составе:
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Тангбаева Сайдуллы Назаровича к Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Дзержинском районе г.Новосибирска о признании незаконным отказа в перерасчете пенсионных отчислений,
УСТАНОВИЛ:
Тангбаев С.Н. обратился в суд с административным иском к Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Дзержинском районе г.Новосибирска о признании незаконным отказа в перерасчете пенсионных отчислений, с учетом последних уточнений просит признать отказ УПФР в Дзержинском районе г.Новосибирска в перерасчете суммы пенсионных отчислений за 2014 год незаконным и необоснованным и обязать устранить допущенное нарушение.
В обоснование заявленного требования административный истец указывает, что он был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с /дата/ по /дата/, с /дата/ по /дата/, так как ранее проживал на <адрес>, то состоял на учете в УПФР в Дзержинского районе г.Новосибирска.
Дохода от предпринимательской деятельности у административного истца не было, в связи с чем, он принял решение о прекращении статуса индивидуального предпринимателя. В том период времени административный истец не подал декларацию о доходах, так как не знал, что в случае прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и отсутствия реального дохода нужно ее подавать.
В июле 2017 года административным истцом были поданы декларации о доходах за все периоды деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Из данных декларации следует, что административный истец не имел никакого дохода от предпринимательской деятельности.
После этого административный истец обратился в УПФР в Дзержинском районе г.Новосибирска с заявлением о перерасчете суммы начисленных страховых взносов, которые, как стало известно административному истцу, были начислены по максимальной ставке. Уведомлением от /дата/ административному истцу было отказано.
Административный истец полагает, что поданная декларация о доходах, хотя и несвоевременно является основанием к пересчету суммы ранее начисленных страховых взносов. Ответственность за несвоевременную подачу декларации наступает в административном порядке, однако она не должна выражаться в суммах, которые необоснованно высокие и оплатить их может только предприниматель с максимально высоким доходом.
Административный истец не возражает оплатить страховые взносы в той сумме, которая должна быть начислена в соответствии с реальными доходами.
ФЗ №212 «О страховых взносах в пенсионный фонд РФ» не содержит положения, при котором можно было бы начислить взносы по максимальной ставке лишь за сам факт несвоевременной подачи декларации о доходах.
Административный истец полагает, что после подачи декларации сумму страховых взносов должна быть исчислена по обычной ставке, предусмотренной для лиц с доходом менее 300000 руб. в год.
Административный истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме с учетом уточнений.
Представитель административного ответчика Доровских Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме.
Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что Тангбаев С.Н. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с /дата/ по /дата/ в УПФР в Дзержинском районе г. Новосибирска, что подтверждается выпиской из ЕГРИП от /дата/ № (л.д. 50-54).
УПФР в Дзержинском районе г.Новосибирска Тангбаеву С.Н. за 2014 год были определены страховые взносы на ОПС и ОМС, исходя из 8 МРОТ, в связи с отсутствием сведений о доходах индивидуального предпринимателя - 68928,88 руб. (л.д. 38).
Как следует из материалов дела, решением Дзержинского районного суда города Новосибирска от /дата/ с Тангабаева С.Н. в пользу УПФР взыскана задолженность по страховым взносам и пени в общей сумме 67951 руб. 43 коп. Данное решение вступило в законную силу (л.д. 40-44). При определении задолженности судом по решению от /дата/ были учтены ранее вынесенные судебные приказы по задолженности (68928,88-8616,11=60132, 77).
Определением Дзержинского районного суда г. Новосибирска от /дата/ в удовлетворении заявления Тангбаева С.Н. о пересмотре решения суда от /дата/ по вновь открывшим обстоятельствам (представление налоговой декларации об отсутствии дохода в июле 2017 года после принятия решения судом), было отказано (л.д. 45, 46).
Задолженность, взысканная по решению суда, была рассчитана УПФР на основании части 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", в связи с непредставлением необходимой отчетности в налоговые органы.
/дата/ Тангабевым С.Н. в ИФНС России по Дзержинскому району г.Новосибирска подана налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2014 год.
/дата/ Тангабев С.Н. обратился с заявлением в УПФР о перерасчете размера подлежащих уплате страховых взносов за 2014 год в связи с отсутствием у него дохода от предпринимательской деятельности (л.д. 25-27, 28-31, 32-36).
Из ответа УПФР в Дзержинском районе г.Новосибирска № от /дата/, расцененного административным истцом как решение об отказе в удовлетворении его заявления, следует, что федеральным законом №212-ФЗ не предусмотрено право органа контроля за уплатой страховых вносов производить перерасчет обязательств, сформированных в соответствии с ч.11 ст. 14 ФЗ №212, вследствие чего у территориальных органов ПФР отсутствуют основания для переформирования обязательств по страховым взносам в случае представления плательщиками страховых взносов сведений о доходах в налоговые органы после направления плательщику страховых взносов требования об уплате недоимки по страховым взносами, пеней и штрафов исходя из 8 МРОТ.
Поскольку сведения о доходах за 2014 год административным истцом не были представлены в ИФНС до конца расчетного периода, т.е. /дата/, а представлены только /дата/, перерасчет страховых взносов с учетом сведений о доходах в сумме 68928 руб. 88 коп. ПФР произведен не был (л.д. 37-39).
Доводы административного истца фактически сводятся к тому, что он имеет право на возврат денежных средств, взысканных по решению суда, что является необоснованным.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
На момент возникновения спорных отношений Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы выступали органами контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
С /дата/ данный закон признан утратившим силу в связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее по тексту ФЗ от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ), вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.
В соответствии со статьей 430 НК РФ плательщики (индивидуальные предприниматели) уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов н