Номер дела 2-1589/2016 ~ М-8975/2015
Дата суд акта 10 апреля 2016 г.
Категория гражданского дела Споры, возникающие из пенсионного законодательства -> Иски физических лиц к ПФ... -> иные требования к ПФ РФ
Субъект РФ Новосибирская область
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Стороны по делу
ИСТЕЦ Матузок Е. Л.
ОТВЕТЧИК Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Новосибирска
Представитель истца Лазарев И.В.
Представитель ответчика Крашенинникова Д.Н.

Дело № 2-1589/2016 копия

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 апреля 2016 года город Новосибирск

Ленинский районный суд г. Новосибирска в лице судьи Никифоровой Е.А.,

при секретаре судебного заседания Машутовой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Матузок Е.Л. к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ по Ленинскому району г.Новосибирска о признании права на досрочное назначение страховой пенсии,

у с т а н о в и л :

Матузок Е.Л. обратилась с иском к государственному учреждению Управлению ПФР в Ленинском районе города Новосибирска, в котором просила признать незаконным решение от 15.12.2015 №737235/15, признать право на назначение досрочной страховой пенсии по п. 13 ч. 1 ст. 30 ФЗ №400 «О страховых пенсиях»; обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж Матузок Е.Л. периоды работы в ОАО «Авиакомпания Сибирь» с 28.06.2005 по 07.12.2011 в должности бортпроводника, в ООО «Северный ветер» с 19.12.2011 по 28.02.2015 в должности старшего бортпроводника, в ООО «Авиакомпания «Икар» с 16.03.2015 по 30.09.2015 в должности бортпроводника и назначить страховую пенсию с 02 декабря 2015г.

В обоснование исковых требований истец указала, что 02.12.2015 обратилась в Управление ПФР в Ленинском районе г.Новосибирска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, однако решением УПФР ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы. В стаж не были включены указанные периоды работы в должности бортпроводника по тем основаниям, что они не относятся к летному составу гражданской авиации. Истец не согласен с названным решением, ссылаясь на то, что кабинный экипаж воздушного судна (бортоператоры и бортпроводники) входит в состав экипажа воздушного судна (летный состав), так как в соответствии с п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса РФ экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников), поэтому имеет право на досрочное назначение пенсии.

В судебном заседании представитель истца Лазарев И.В. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика Крашенинникова Д.Н.в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, предоставила письменные возражения (л.д. 70) согласно которым в силу ст. 22 Воздушного кодекса Союза ССР, ст. 56 Воздушного кодекса РФ, бортпроводники составляют не летный экипаж, а кабинный, следовательно, не пользуются правом на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой в летном составе гражданской авиации. Работа бортпроводника не связана с управлением воздушным судном, не требует специальных познаний по техническому обеспечению полетов и специальной квалификации, а направлена на выполнение мероприятий по обеспечению безопасности полета, обслуживания пассажиров и приема-сдачи коммерческой загрузки, что существенно отличается от основных функций членов летного состава экипажа воздушного судна. Следовательно, работа в должности бортпроводника, старшего бортпроводника, бортпроводника-инструктора, старшего бортпроводника-инструктора дает право на пенсионное обеспечение согласно Списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, следующим лицам: мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец, согласно трудовой и летной книжкам в период с 28.06.2005 по 07.12.2011 работала в ОАО «Авиакомпания Сибирь» в должности бортпроводника, с 19.12.2011 по 28.02.2015 в ООО «Северный ветер» в должности старшего бортпроводника, с 16.03.2015 по 30.09.2015 в ООО «Авиакомпания «Икар» в должности бортпроводника.

Согласно п.п. "з" п. 1 Постановления Правительства РФ от 18 июля 2002 г. N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей", с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в летном составе гражданской авиации, применяется Список должностей работников летного состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459. Согласно пункту первому данного Списка к должностям работников летного состава отнесены члены экипажей воздушных судов.

Таким образом, пенсионное законодательство, не определяя перечня должностей летного состава гражданской авиации, относит к лицам, приобретающим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, всех членов экипажей воздушных судов и летательных аппаратов независимо от того, в какой должности они работают, тем самым устанавливая самостоятельное правовое регулирование в области пенсионного обеспечения. Поэтому, право на пенсию по старости досрочно в связи с работой в гражданской авиации приобретают члены экипажей воздушных судов гражданской авиации, которые в соответствии с другими федеральными законами или ведомственными нормативными правовыми актами отнесены к членам экипажа воздушных судов гражданской авиации.

В силу п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса Российской Федерации экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников). Состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа (п. 2 ст. 56 ВК РФ).

Из данных нормативных актов следует, что бортпроводники относятся к кабинному экипажу и в совокупности с летным экипажем образуют экипаж воздушного судна.

Проанализировав указанные положения, суд приходит к выводу о том, что основным критерием для определения права истца на назначение досрочной пенсии являлось осуществление полетов в составе экипажа воздушного судна независимо о принадлежности к летному либо кабинному экипажу.

Истец занимал в спорные периоды должности экипажа воздушного судна, принимал непосредственное участие в выполнении полетов, произведя налет часов, дающий ему право на назначение досрочной трудовой пенсии по основаниям п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, в связи с чем, решение пенсионного фонда от 15.12.2015 является незаконным, а исковые требования подлежат удовлетворению.

Из представленных письменных доказательств (летная книжка, справки о налете) следует, что количество летных часов соответствует специальному стажу более 20 лет, что является основанием для назначения досрочно страховой пенсии.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Матузок Е.Л. удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда в Ленинском районе г.Новосибирска №737235/15от 15 декабря 2015г.

Признать за Матузок Е.Л. право на назначение досрочной страховой пенсии.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда в РФ в Ленинском районе г.Новосибирска включить в специальный трудовой стаж Матузок Е.Л. периоды работы в ОАО «Авиакомпания Сибирь» с 28.06.2005 по 07.12.2011 в должности бортпроводника, в ООО «Северный ветер» с 19.12.2011 по 28.02.2015 в должности старшего бортпроводника, в ООО «Авиакомпания «Икар» с 16.03.2015 по 30.09.2015 и назначить страховую пенсию с 02 декабря 2015г.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с момента принятия судом решения в окончательной форме.

Решение принято судом в окончательной форме 25.04.2016.

Судья (подпись) Е.А. Никифорова

Подлинник решения находится в деле № 2-1589/2016 Ленинского районного суда г. Новосибирска.