Номер дела 2-143/2017 (2-4194/2016;) ~ М-3644/2016
Дата суд акта 9 апреля 2017 г.
Категория гражданского дела Споры, связанные с землепользованием -> Споры о праве собственности на землю -> иные споры о праве собственности на землю
Субъект РФ Новосибирская область
Результат ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Стороны по делу
ИСТЕЦ Рутенко Т. П.
ОТВЕТЧИК Мэрия г.Новосибирска
ОТВЕТЧИК Администрация Калининского района г.Новосибирска
ТРЕТЬЕ ЛИЦО Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии г. Новосибирска
Представитель ответчика Тихонов А.А.
Представитель ответчика Смагина Н.П.
Представитель ответчика Саулина К.С.
Представитель ответчика Петросян Е.О.
Представитель и+о? Каракулина Р.П.

Дело № 2-26/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 апреля 2017 года г. Новосибирск

Калининский районный суд г. Новосибирска

в с о с т а в е :

Председательствующего судьи Авериной О.А.

При секретаре Коневой И.И.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каракулина Р. П. к администрации <адрес>а <адрес>, Мэрии <адрес>, Министерству социального развития <адрес> и Министерству финансов и налоговой политики <адрес> о признании лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, понуждении включить в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, осуществлении финансирования на жилое помещение и предоставлении благоустроенного жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Каракулин Р.П. первоначально обратился в суд с иском к администрации <адрес>а <адрес> и Мэрии <адрес>, в котором просил обязать предоставить ему жилое помещение государственного жилищного фонда в пределах установленных социальных норм в черте <адрес> вне очереди.

В обоснование иска истец указал, что он, ДД.ММ.ГГГГ рождения, в ДД.ММ.ГГГГ в возрасте 4 лет администрацией <адрес>а <адрес> был определен в районную больницу р.<адрес>, т.к. его мать отказалась от него и убыла в неизвестном направлении. В дальнейшем его переводили из одного дома-интерната в другой. После окончания вспомогательной школы в р.<адрес> он поступил на учебу в ПТУ . Во время учебы ему никто не сообщил, что он имеет право на получение социального жилья. После окончания училища он поступил на работу, где также проживал в общежитии, в котором ему было предоставлено койко-место. В тридцатилетнем возрасте истец обратился в администрацию <адрес>а <адрес>, где ему пояснили, что он имеет право только на улучшение жилищных условий, в связи с чем истец написал заявление на улучшение жилищных условий и на основании постановления главы администрации <адрес>а <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р был включен в единую очередь нуждающихся в жилых помещениях. В настоящее время истец не имеет собственного жилья и проживает вместе с супругой и несовершеннолетним ребенком у родителей жены, т.к. проживать вместе с семьей в общежитии не представляется возможным. В соответствии со ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечение жильем указанной категории граждан относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Абзацем 2 ст. 8 указанного закона установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах ВС РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В ДД.ММ.ГГГГ истец окончил ПТУ , соответственно с этого момента перестал состоять на полном государственном обеспечении. Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. В Определении Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ - указывается, что отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вн очереди, а не в порядке какой-либо очереди. Иное толкование положений ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции. (л.д. 5-7).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31-33) к участию в деле в качестве ответчиков привлечены <адрес>, Министерство финансов и налоговой политики <адрес> и Министерство социального развития <адрес>

Впоследствии истец неоднократно изменял и уточнял свои исковые требования (л.д. 22-24, 63-66, 92-95, 119-122, 147) и в итоге просил восстановить ему срок на подачу заявления о включении его в список лиц из детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; признать его лицом из числа лиц, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте; обязать администрацию <адрес>а <адрес> включить его в список лиц из детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; обязать Министерство финансов и налоговой политики <адрес> произвести финансирование на выделение Каракулину Р.П. жилого помещения из специализированного жилищного фонда и обязать Мэрию <адрес> предоставить истцу за счет жилищного фонда <адрес> благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее 30 кв.м., в пределах <адрес>.

В обоснование уточнения исковых требований Каракулин Р.П. указал (л.д. 119-122), что при окончании ПТУ в ДД.ММ.ГГГГ каких-либо документов о наличии у него права на получение социального жилья, ему не выдали и не разъяснили ему его права. С целью реализации своего права на получение социального жилья истец обратился в администрацию <адрес>а <адрес>, но его не включили в список лиц относящихся к детям-сиротам, нуждающимся в получении жилого помещения, но при этом признали, что он нуждается в улучшении жилищных условий. Данное обстоятельство подтверждается приказом администрации <адрес>а <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. На день вынесения приказа истцу было 24 года. Таким образом, реализацию своего права на получение социального жилья как ребенок-сирота истец пытался реализовать до 23-летнего возраста, однако не был поставлен на учет по причине ненадлежащего исполнения своих обязанностей соответствующими органами и должностными лицами. В соответствии с ч.3 ст. 1 Закона Новосибирской обл. от 05.05.2013 года № 331-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…» право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 года, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В судебном заседании истец Каракулин Р.П. свои исковые требования поддержал в полном объеме и дал, пояснения аналогичные изложенному в исках.

Представитель ответчика администрации <адрес>а <адрес> Тихонов А.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 132) в судебное заседание не явился, извещен (л.д. 137), ранее представил отзыв на исковое заявление (л.д. 16).

Представитель ответчика Мэрии <адрес> Смагина Н.П., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 117), в судебное заседание не явилась, извещена (л.д. 139 – телефонограмма), ранее представила отзывы на исковое заявление (л.д. 26-29, 130-131, 140-141) и просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика Министерства социального развития <адрес>Саулина К.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 118), в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, представила отзыв на исковое заявление (л.д. 49-51) и дала соответствующие пояснения.

Представитель ответчика <адрес>Петросян Е.О., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года (л.д. 40) в судебном заседании также исковые требования не признала в полном объеме, представила отзывы на исковое заявление (л.д. 45-48, 115-116) и дала соответствующие пояснения.

Представитель ответчика Министерства финансов и налоговой политики <адрес> в судебное заседание не явился, извещен (л.д. 145), ранее представлены отзывы на исковое заявление (л.д. 61, 74-75), где также содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.

Представитель 3-го лица – администрации <адрес>а <адрес> в судебное заседание не явился, извещен, поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя 3-го лица (л.д. 144).

Суд, выслушав пояснения истца, представителей ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, полагает, что исковые требования Каракулина Р.П. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

На момент наступления совершеннолетия истца (20 сентября 1993 года) действовали положения Жилищного кодекса РСФСР, которые регулировали порядок и процедуру принятия граждан на учет, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Пунктом 3 ст. 60 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено, что, если в жилом помещении, из которого выбыли дети на воспитание в государственное детское учреждение, к родственникам или опекунам (попечителям), не остались проживать члены их семьи и помещение предоставлено другим гражданам или вселение в это помещение невозможно по иным причинам, то по окончании срока пребывания детей в государственном детском учреждении, а также по достижении совершеннолетия детей, возвратившихся от родственников или опекунов (попечителей), они обеспечиваются жилой площадью исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов.

Согласно п. 2 ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям, предоставляется жилое помещение вне очереди.

Вместе с тем, ст. 33 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.

Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту жительства или по месту работы (ст. 31 Жилищного кодекса РСФСР).

На момент обращения истца в суд действуют положения Закона, согласно которому детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, нуждающимся в жилом помещении однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абз. 1 п. 1 ст. 8).

Кроме того, из ст. 1 Закона следует, что дополнительные гарантии, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет. Соответственно, при достижении указанного возраста лицо не может претендовать на получение указанных дополнительных гарантий в связи с отсутствием одного из условий их предоставления.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно п. 9 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Из материалов дела следует, что истец Каракулин Р.П., родившийся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>а <адрес>, на момент обращения в суд достиг возраста 40 лет, возраста 23 лет достиг ДД.ММ.ГГГГ.

До достижения возраста 18 лет (ДД.ММ.ГГГГ) истец являлся ребенком, оставшимся без попечения родителей, поскольку в ДД.ММ.ГГГГ в возрасте четырех лет был определен в районную больницу, т.к. его мать – Каракулина З.П. отказалась от ребенка и убыла в неизвестном направлении, в последующем ребенок был определен в детский дом <адрес> (л.д. 9, 69 – справки администрации <адрес>а <адрес>).

Решением Исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 101) Каракулин Р.П. определен в детский дом.

Согласно архивных справок и ответа на запрос (л.д. 8, 10, 86, 103) Каракулин Р.П. с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ находился в Болотнинском Детском <адрес>, затем убыл в Тогучинский дошкольный детский дом <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ вновь прибыл в Болотнинский Детский <адрес> ДД.ММ.ГГГГ убыл в Колыванскую вспомогательную школу <адрес>, где обучался по сентябрь ДД.ММ.ГГГГ и находился на полном государственном обеспечении.

В период с ДД.ММ.ГГГГ истец обучался в Профессионально-техническом училище <адрес> (л.д. 135 – копия приказа).

Жилое помещение за истцом не закреплялось.

С ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрирован в общежитии по <адрес> <адрес> <адрес>, где ему было предоставлено койко-место (л.д. 25, 88 – выписка из домовой книги, л.д. 41 – копия поквартирной карточки, л.д. 151 – расписка в получении ордера).

ДД.ММ.ГГГГ Каракулин Р.П. обратился в администрацию <адрес>а <адрес> (л.д. 79) и постановлением администрации <адрес>а <адрес> -р от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 84) принят на учет общей очереди в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию <адрес>а <адрес> с заявлением о принятии на учет для целей предоставления жилых помещений государственног