Номер дела 2-3286/2018 ~ М-2089/2018
Дата суд акта 12 июля 2018 г.
Категория гражданского дела Споры, возникающие из семейных правоотношений -> Иные споры, возникающие при реализации Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Субъект РФ Новосибирская область
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Стороны по делу
ИСТЕЦ не указан
ОТВЕТЧИК не указан
Представитель ответчика Степанова М.С.
Представитель ответчика Мизина Е.Г.
Представитель ответчика Петросян Е.О.
Представитель ответчика Чернов С.А.
Представитель и+о? Евграшину А.В.

Российская федерация

Центральный районный суд города Новосибирска

Максима Горького, ул., д.89, г. Новосибирск, 630099

Дело №2-

3286

/2018

12

июля

2018 г.

Центральный районный суд города Новосибирска в составе:

судьи

Коцарь Ю.А.

при секретаре судебного заседания

Вардересян Т.А

с участием истца

Евграшиной М.В.

представителей ответчиков

Степановой М.С.,

Мизиной Е.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Евграшиной МВ к мэрии города Новосибирска, министерству труда и социального развития Новосибирской области, министерству финансов и налоговой политики Новосибирской области, правительству Новосибирской области о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Евграшина М.В. обратилась в суд с иском к мэрии г. Новосибирска, правительству Новосибирской области, министерству труда и социального развития Новосибирской области, министерству финансов и налоговой политики Новосибирской области, в котором просит обязать мэрию г. Новосибирска предоставить ей благоустроенное жилое помещение на территории города Новосибирска по договору найма специализированного жилого помещения в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование требований указала, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Однако, до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.

Истец Евграшина М.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, дала соответствующие пояснения.

Представитель ответчика мэрии города Новосибирска Степанова М.С., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, дала пояснения согласно письменным возражениям.

Представитель ответчика министерства труда и социального развития Новосибирской области Мизина Е.Г., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, дала пояснения согласно письменным возражениям.

Ответчик правительство Новосибирской области в судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежащим образом. Ранее представитель правительства Новосибирской области Петросян Е.О. представила письменный отзыв на иск, в котором просила дело рассмотреть в свое отсутствие, возражала относительно заявленных требований, полагала правительство Новосибирской области ненадлежащим ответчиком.

Ответчик министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области в судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежащим образом. Ранее представитель министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области Чернов С.А. представил отзыв на иск, в котором возражал относительно заявленных требований, просил дело рассмотреть в свое отсутствие.

Руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие сторон, уведомленных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.

Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что 27.05.1997 г. родилась Тумас Мария Викторовна, родителями которой являются – Тумас В.В. (отец) и Тумас Е.Г. (мать), что подтверждается свидетельством о рождении от 27.04.2006 года I-ET (л.д. 8).

Заочным решением Ленинского районного суда г. Новосибирска от 05.03.2008 г. Тумас Е.Г. и Тумас В.В. были лишены родительских прав в отношении дочери Тумас М.В., 27.05.1997 года рождения (л.д. 7).

Из представленной в материалы дела справки МКУ Центр «Теплый дом» от 14.05.2018 г. следует, что Евграшина (Тумас) М.В. проживала и являлась воспитанницей МКУС(К) д/дом №6 (переименовано в МКУ Центр «Теплый дом» с 24.08.2015 г.) в период с 30.12.2008 г. по 02.09.2013 г. и находилась на полном государственном обеспечении (л.д. 14).

Согласно приказу главы администрации Ленинского района г. Новосибирска от 25.12.2015 г. № 3132-од Тумас М.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением в связи с тем, что она не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения (л.д. 12).

16.08.2017 г. Тумас М.В. заключила брак с Евграшиным А.В., после заключения брака Тумас М.В., была присвоена фамилия Евграшина (л.д. 9).

По сведениям АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Новосибирский центр инвентаризации и технического учета Евграшина (Тумас) М.В. не имеет в собственности недвижимого имущества в г. Новосибирске (л.д. 17).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости сведения о правах Евграшиной (Тумас) М.В. на объекты недвижимости на территории Новосибирской области отсутствуют (л.д.16).

По сведениям МКУ г. Новосибирска «Городское жилищное агентство» Евграшина (Тумас) М.В. не использовала право приватизации жилья на территории г. Новосибирска Новосибирской области (л.д. 15).

Из материалов дела следует, что согласно приказу администрации Ленинского района г. Новосибирска от 04.08.2006 г. несовершеннолетняя Тумас М.В. была определена в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; за ней было закреплено право пользования комнатой, жилой площадью 14 кв.м, в пятикомнатной квартире № по ул. Блюхера, д. г. Новосибирска до ее совершеннолетия (л.д. 10).

Согласно выписке из домовой книги по состоянию на 11.05.2018 г. в квартире по адресу: г. Новосибирск, ул. Блюхера, дом, квартира, жилой площадью 12,7 кв.м, зарегистрированы и проживают: Тумас В.И. (собственник), Тумас В.В. (сын), Тумас Е.Г. (жена сына), Евграшина М.В. (внучка), Евграшин А.А. (правнук). Собственником жилого помещения является Тумас В.И., который приходится истцу дедушкой (л.д. 20).

Согласно акту обследования жилого помещения от 25.11.2015 г. комната по адресу: г. Новосибирск, ул. Блюхера, дом, квартира, является комнатой расположенной в пятикомнатной благоустроенной квартире в пятиэтажном доме с надстройкой мансарды, комнаты изолированные. Общая площадь 19,54 кв.м. Комната находится в собственности Тумас В.И., в ней зарегистрированы по месту жительства 3 человека – Тумас В.И., Тумас В.В. (сын), Тумас М.В. (внучка). Размер общей площади жилого помещения, приходящейся на одного проживающего, составляет 6,5 кв.м. Санитарно-техническое состояние жилого помещения – хорошее, необходим косметический ремонт. Долгов за жилое помещение и коммунальные услуги нет (л.д. 21).

Комиссией, проводившей обследование, признано невозможным проживание Тумас М.В. в указанном жилом помещении, поскольку она является членом семьи нанимателя жилого помещения и обеспечена общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи менее учетной нормы. Данное решение комиссии оформлено протоколом № 28 от 26.11.2015 г. заседания межведомственной комиссии по установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются (л.д. 19).

Судом также установлено, что Евграшина М.В. состоит в браке с Евграшиным А.В. с 16.08.2017 г. (л.д. 9). От данного брака имеет несовершеннолетнего ребенка Евграшина А.А., 08.09.2017 года рождения (л.д. 18).

Согласно выписке из домовой книги по состоянию на 09.07.2018 г. Евграшин А.В. (квартиросъемщик) и Евграшин А.А.(сын) зарегистрированы по адресу: г. Новосибирск, ул. Титова, дом, квартира.

Как пояснил в судебном заседании представитель мэрии г. Новосибирска, квартира по адресу: г. Новосибирск, ул. Титова, дом, квартира была предоставлена Евграшину А.В. как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в 2014 г. Данное жилое помещение Евграшин А.В. занимает на основании договора найма специализированного жилого помещения. В собственности Евграшина А.В. данное жилое помещение не находится.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости Евграшин А.В. не имеет в собственности недвижимого имущества на территории Новосибирской области (л.д. 55).

По сведениям МКУ г. Новосибирска «Городское жилищное агентство» Евграшин А.В. не использовал право на приватизацию на территории г. Новосибирска Новосибирской области (л.д. 53).

Согласно справке АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Евграшин А.В. не имеет в собственности объектов недвижимости в г. Новосибирске (л.д. 54).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости Евграшин А.А. не имеет в собственности недвижимого имущества на территории Новосибирской области (л.д. 56).

По сведениям МКУ г. Новосибирска «Городское жилищное агентство» Евграшин А.А. не использовал право на приватизацию на территории г. Новосибирска Новосибирской области (л.д. 52).

Таким образом, материалами дела подтверждено, что ни Евграшина М.В., ни члены ее семьи – супруг Евграшин А.В. и сын Евграшин А.А. - не обеспечены жилыми помещениями.

Положениями статьи 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно статьи 98.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8 ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не обеспечены жилыми помещениями.

При этом ни статья 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В соответствии со статьей 1 закона Новосибирской области № 490-ОЗ от 24 ноября 2014 года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 4 Закона Новосибирской области от 24 ноября 2014 года № 490-ОЗ, органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов Новосибирской области субвенций из областного бюджета Новосибирской области

Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Новосибирской области, урегулированы Законом Новосибирской области от 05.06.2013 г. №331-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон Новосибирской области от 05.06.2013 г. №331-ОЗ).

В силу пункта 1 статьи 2 Закона Новосибирской области от 05.06.2013 г. №331-ОЗ список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями формируется и ведется уполномоченным органом. Форма списка устанавливается уполномоченным органом.

Пунктом 8 статьи 2 Закона Новосибирской области от 05.06.2013 г. №331-О предусмотрено, что включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления о включении указанных лиц в список, а в случае их совпадения - в алфавитном порядке.

В соответствии со статьей 5 Закона Новосибирской области от 05.06.2013 г. №331-О финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется за счет средств областного бюджета Новосибирской области.

Как указано выше, содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений