Номер дела 2-3258/2018 ~ М-2051/2018
Дата суд акта 12 июля 2018 г.
Категория гражданского дела Прочие исковые дела -> прочие (прочие исковые дела)
Субъект РФ Новосибирская область
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Стороны по делу
ИСТЕЦ Прокурор Октябрьского района города Новосибирска
ОТВЕТЧИК Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска
ТРЕТЬЕ ЛИЦО МКУ г. Новосибирска «Горсвет»
Представитель истца Сниккарс А.Н.
Представитель ответчика Рядкова Я.В.

Дело № 2-3258/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 июля 2018 года город Новосибирск

Центральный районный суд города Новосибирска в составе:

судьи

Коцарь Ю.А.

при секретаре судебного заседания

Кулаковой К.С.

с участием прокурора

Сниккарс А.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района города Новосибирска в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска о понуждении к устранению нарушений требований законодательства,

у с т а н о в и л:

Прокурор Октябрьского района г. Новосибирска обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска, в котором просит возложить на ответчика обязанность не позднее 31.08.2018 г. совершить действия по приведению участков дорог в Октябрьском районе г. Новосибирска в соответствие с действующим законодательством, а именно:

- обеспечить наличие горизонтальной дорожной разметки 1.1, 1.2, 1.5, 1.12, 1.14.1 в районе дома №32 по улице Зыряновская города Новосибирска;

- восстановить ограничивающее пешеходное ограждение перильного типа на пешеходном переходе через улицу Зыряновская в районе дома №32 по улице Зыряновская города Новосибирска;

- обеспечить наличие горизонтальной дорожной разметки 1.1, 1.5 в районе дома №228 по улице Бориса Богаткова города Новосибирска;

- обеспечить наличие горизонтальной дорожной разметки 1.1, 1.5, 1.14.1 в районе дома №143 по улице Автогенная города Новосибирска;

- обеспечить наличие горизонтальной дорожной разметки 1.1, 1.3, 1.5, 1.12, 1.14.1 в районе дома №122/2 к. 4 по улице Выборная города Новосибирска;

- оборудовать пешеходный переход через улицу Выборная (в районе дома №122/2 к. 4 по улице Выборная города Новосибирска) в соответствии с требованиями п. 4.5.2 ГОСТ Р 52766-2007 (установить ограничивающее пешеходное ограждение перильного типа, оборудовать островок безопасности, обеспечить наличие дублирующих дорожных знаков 5.19.1 над проезжей частью);

- оборудовать остановку общественного транспорта «НГПУ» (в районе дома №122/2 к. 4 по улице Выборная города Новосибирска) в соответствии с требованиями п. 5.3.3 ГОСТ Р 52766-2007 (обустроить заездные «карманы», обеспечить возвышение посадочной площадки над остановочной площадкой – 20 см);

- обеспечить наличие горизонтальной дорожной разметки 1.14.1 на нерегулируемом пешеходном переходе через улицу Автогенную (в районе пересечения улиц Автогенная и Крамского города Новосибирска);

- обеспечить наличие горизонтальной дорожной разметки 1.14.1 на нерегулируемом пешеходном переходе через улицу Автогенную (в районе пересечения улиц Автогенная и Угловая города Новосибирска).

- обеспечить наличие и исправное состояние стационарного электрического освещения на следующих участках автомобильной дороги по улице Автогенная города Новосибирска:

-на участке дороги от пересечения улиц Автогенная и Кирова до дома №82 по улице Автогенная;

- на участке дороги от дома №182 по улице Красноармейская до пересечения улиц Автогенная и Воинская;

- на участке дороги от пересечения улиц Автогенная и Панфиловцев до пересечения улиц Автогенная и Никитина (в том числе в зоне пешеходных переходов: на пересечении улиц Автогенная и Крамского, на пересечении улиц Автогенная и Угловая, в районе дома №143 по улице Автогенная).

Представитель истца – старший помощник прокурора Центрального района г. Новосибирска Сниккарс А.Н. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, на их удовлетворении настаивала.

Представитель ответчика департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. Ранее представитель ответчика Рядкова Я.В. дала пояснения, в которых согласилась с выявленными прокурором нарушениями законодательства, указала, что исправить выявленные нарушения не представляется возможным в связи с отсутствием финансирования, просила предоставить срок для устранения указанных недостатков - в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Третье лицо МКУ г. Новосибирска «Горсвет» в судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщено.

Руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон, уведомленных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.

Суд, выслушав пояснения представителя истца, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения сотрудниками ГИБДД Управления МВД России по г. Новосибирску установлены нарушения требований законодательства в области безопасности дорожного движения в Октябрьском районе г. Новосибирск (л.д. 8-12).

А именно, сотрудниками ГИБДД установлено отсутствие: горизонтальной дорожной разметки 1.1, 1.2, 1.5, 1.12, 1.14.1 в районе дома №32 по улице Зыряновская города Новосибирска; ограничивающего пешеходного ограждение перильного типа на пешеходном переходе через улицу Зыряновская в районе дома №32 города Новосибирска; горизонтальной дорожной разметки 1.1, 1.5 в районе дома №228 по улице Бориса Богаткова города Новосибирска; горизонтальной дорожной разметки 1.1, 1.5, 1.14.1 в районе дома №143 по улице Автогенная города Новосибирска; горизонтальной дорожной разметки 1.1, 1.3, 1.5, 1.12, 1.14.1 в районе дома №122/2 к. 4 по улице Выборная города Новосибирска; ограничивающих пешеходных ограждений перильного типа, островка безопасности, дублирующих дорожных знаков 5.19.1 над проезжей частью на пешеходном переходе через улицу Выборная (в районе дома №122/2 к. 4 по улице Выборная города Новосибирска); заездных «карманов», посадочной площадки над остановочной площадкой на остановке общественного транспорта «НГПУ» (в районе дома №122/2 к. 4 по улице Выборная города Новосибирска); горизонтальной дорожной разметки 1.14.1 на нерегулируемом пешеходном переходе через улицу Автогенную (в районе пересечения улиц Автогенная и Крамского города Новосибирска); горизонтальной дорожной разметки 1.14.1 на нерегулируемом пешеходном переходе через улицу Автогенную (в районе пересечения улиц Автогенная и Угловая города Новосибирска).

Кроме того выявлено отсутствие стационарного наружного освещения: на участке дороги от пересечения улиц Автогенная и Кирова до дома №82 по улице Автогенная; на участке дороги от дома №182 по улице Красноармейская до пересечения улиц Автогенная и Воинская; на участке дороги от пересечения улиц Автогенная и Панфиловцев до пересечения улиц Автогенная и Никитина (в том числе в зоне пешеходных переходов: на пересечении улиц Автогенная и Крамского, на пересечении улиц Автогенная и Угловая, в районе дома №143 по улице Автогенная).

Наличие указанных нарушений следует из представленных в материалы дела актов проверки от 04.05.2018 г. и акта выявленных недостатков от 28.02.2018 г. (л.д. 17-21).

Установленные нарушения являются нарушениями требований ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 52766-2007.

Обстоятельства наличия указанных нарушений также подтверждаются представленными в материалы дела фотоматериалами (л.д. 46-47).

Основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации закреплены в Федеральном законе РФ от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

В соответствии со статьей 1 Федерального закона РФ от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами данного Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В силу части 4 статьи 6 Федерального закона РФ от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Данные полномочия являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона РФ от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона РФ от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (ч. 1 ст. 34 Федерального закона РФ от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности»).

Согласно п. 5 ч. 4 ст. 42 Устава города Новосибирска, принятому решением городского Совета Новосибирска от 27.06.2007 N 616, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесено к полномочиям мэрии города Новосибирска в области градостроительной деятельности, строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, торгового и бытового обслуживания населения города Новосибирска.

В соответствии с п. 5 ч. 9 Устава города Новосибирска к вопросам местного значения города Новосибирска относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Решением городского Совета Новосибирска от 27.06.2007 N 654 учреждено структурное подразделение (отраслевой орган) мэрии города Новосибирска - департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска, утверждено Положение о департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска (приложение).

Согласно указанному Положению, Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска является структурным подразделением (отраслевым органом) мэрии города Новосибирска (пункт 1.1 Положения). Департамент является юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (пункт 1.3 Положения).

Одной из основных задач Департамента, в соответствии с пунктом 2.1 Положения, является дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска, а также обеспечение осуществления иных полномочий мэрии в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 6 Положения определено, что финансовое обеспечение деятельности департамента осуществляется за счет средств бюджета города Новосибирска.

На основании п. 6.1.1 ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств (утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст) разметка дорог устанавливает режимы, порядок движения, является средством визуального ориентирования водителей и может применяться как самостоятельно, так и в сочетании с другими техническими средствами организации дорожного движения.

В соответствии с п. 6.2.3 ГОСТ Р 52289-2004 горизонтальная дорожная разметка "1.1" разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах.

Из п. 6.2.7 ГОСТ Р 52289-2004 следует, что разметку 1.5 применяют для: разделения транспортных потоков противоположных направлений (осевая линия) на дорогах, имеющих две полосы движения в обоих направлениях, на участках дорог, где зоны с видимостью встречного автомобиля менее допустимой не перекрывают друг друга, кроме случаев, указанных в 6.2.3 и 6.2.13; обозначения границ полос движения при их числе две или более для одного направления, кроме случаев, указанных в 6.2.3 и 6.2.13.

Пунктом 6.2.4 ГОСТ Р 52289-2004 установлено, что разметку 1.2 применяют для обозначения: края проезжей части (краевая линия); левой границы полосы для движения велосипедов, выделенной по правому краю проезжей части.

Согласно п. 6.2.5 ГОСТ Р 52289-2004 разметку 1.3 применяют для разделения транспортных потоков противоположных направлений (осевая линия) на участках дорог, имеющих четыре и более полос движения в обоих направлениях, включая переходно-скоростные и дополнительные полосы.

Пунктом 6.2.14 ГОСТ Р 52289-2004 установлено, что разметку 1.12 (стоп-линия) применяют перед перекрестком при наличии знака 2.5 «Движение без остановки запрещено», в местах, где движение регулируется светофором, и перед железнодорожными переездами.

В соответствии с п. 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004 разметку 1.14.1 и 1.14.2 применяют для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами.

Согласно ГОСТ Р 52289-2004 дорожное ограждение отнесено к техническим средствам организации дорожного движения, при этом дорожное ограждение - это устройство, для предотвращения съезда транспортного средства с обочины и мостового сооружения (моста, путепровода, эстакады и т.п.), переезда через разделительную полосу, столкновения со встречным транспортным средством, наезда на массивные препятствия и сооружения, расположенные на обочине и в полосе отвода дороги, на разделительной полосе (удерживающее ограждение для автомобилей), падения пешеходов с мостового сооружения или насыпи (удерживающие ограждения для пешеходов), а также для упорядочения движения пешеходов и предотвращения выхода животных на проезжую часть (ограничивающее ограждение) (п. 3.11).

Таким образом, ограничивающие пешеходные ограждения являются одним из элементов обустройства автомобильных дорог, относятся к техническим средствам организации движения и предназначены для регулирования движения пешеходов и обеспечения их безопасности.

Согласно п. 4.5.2.6 ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования (утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст) у наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием должны быть установлены ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа с двух сторон дороги на расстоянии не менее 50 м в обе стороны от пешеходного перехода.

В силу п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, под пешеходным переходом понимается участок проезжей части, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу.

В соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 знак 5.19.1 устанавливают справа от дороги, знак 5.19.2 - слева. На дорогах с разделительной полосой (полосами) знаки 5.19.1, 5.19.2 устанавливают на разделительной полосе соответственно справа или слева от каждой проезжей части.

Согласно п. 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2004 на дорогах с двухсторонним движением с двумя и более полосами для движения в данном направлении, а также на дорогах с односторонним движением с тремя и более полосами знак 5.19.1 дублируют над проезжей частью.

В соответствии с п.п. 3.1.1 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования. ОСТ 218.1.002-2003», утвержденные распоряжением Минтранса РФ от 23 мая 2003 года N ИС-460-р, на автомобильных дорогах I - III категорий в состав автобусной остановки входят, в том числе: автопавильон, остановочная площадка, посадо