Номер дела 2-2941/2018 ~ М-1750/2018
Дата суд акта 27 июня 2018 г.
Категория гражданского дела Споры, возникающие из семейных правоотношений -> Иные споры, возникающие при реализации ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (материнский (семейный) капитал)
Субъект РФ Новосибирская область
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Стороны по делу
ИСТЕЦ не указан
ОТВЕТЧИК не указан
Представитель и+о? Гвоздева А.А.
Представитель ответчика Прокопова М.А.
Представитель ответчика Лебедева Е.А.
Представитель ответчика Чернов С.А.

Российская федерация

Центральный районный суд города Новосибирска

Максима Горького, ул., д.89, г. Новосибирск, 630099

Дело №2-

2941

/2018

27 июня 2018 г.

Центральный районный суд города Новосибирска в составе:

судьи

Коцарь Ю.А.

при секретаре судебного заседания

Кулаковой К.С.

с участием истца

Виноградовой А.О.,

представителя ответчика

Гвоздевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Виноградовой АО к мэрии города Новосибирска, министерству труда и социального развития Новосибирской области, министерству финансов и налоговой политики Новосибирской области, правительству Новосибирской области о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Виноградова А.О. обратилась в суд с иском к мэрии г. Новосибирска, в котором просит обязать ответчика предоставить ей благоустроенное жилое помещение на территории города Новосибирска по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование требований указала, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Однако, до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.

В порядке досудебной подготовки к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены правительство Новосибирской области, министерство труда и социального развития Новосибирской области, министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области.

Истец Виноградова А.О. в судебном заседании поддержала исковые требования, дала соответствующие пояснения.

В судебном заседании представитель правительства Новосибирской области Гвоздева А.А. исковые требования не признала, поддержала возражения, изложенные в письменном отзыве на иск.

Ответчик мэрия г. Новосибирска в судебное заседание своего представителя не направил, извещен надлежащим образом. Ранее представитель мэрии г. Новосибирска Прокопова М.А. представила письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому возражала против удовлетворения заявленных требований.

Ответчик министерство труда и социального развития Новосибирской области в судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежащим образом. Ранее представитель министерства труда и социального развития Новосибирской области Лебедева Е.А. представила письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому возражала против удовлетворения заявленных требований.

Ответчик министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области в судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежащим образом. Ранее представитель министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области Чернов С.А. представил отзыв на иск, согласно которому возражал относительно заявленных требований, просил дело рассмотреть в свое отсутствие.

Руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие сторон, уведомленных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.

Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, 18.01.1998 г. родилась Баталова А.О., ее родителями являются Баталов О.В. (отец) и Виноградова С.А. (мать) (л.д. 6).

Заочным решением Кировского районного суда г. Новосибирска от 26.10.2012 г., вступившим в законную силу, Виноградова (Кучеренко) С.А. и Баталов О.В. лишены родительских прав в отношении Баталовой А.О., 18.01.1998 года рождения. Несовершеннолетняя Баталова А.О. передана на воспитание попечителю Виноградову Р.А. С Виноградовой (Кучеренко) С.А. в пользу Виноградова Р.А. взысканы алименты на содержание несовершеннолетней Баталовой А.О. (л.д. 7-9).

Приказом администрации Кировского района г. Новосибирска от 06.07.2012 г. №1257-од попечителем над несовершеннолетней Баталовой А.О. был назначен Виноградов Р.А. (л.д. 72).

Приказом администрации Дзержинского района г. Новосибирска от 24.11.2015 г. №1565-од Баталова А.О. была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (л.д. 11).

30.01.2018 г. Баталова А.О. сменила фамилию на Виноградова А.О. (д.д. 10).

Приказом администрации Дзержинского района г. Новосибирска от 13.04.2018 г. №437-од были внесены изменения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, путем замены учетных данных Баталовой А.О. на Виноградову А.О. (л.д. 52).

По состоянию на 01.04.2018 г. истец состоит в общегородском списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, под порядковым номером 745 (л.д. 36-38).

По сведениям АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Новосибирский центр инвентаризации и технического учета Виноградова (Баталова) А.О. не имеет в собственности недвижимого имущества в г. Новосибирске (л.д. 86).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости сведения о правах Виноградовой А.О., Баталовой О.А. на объекты недвижимости на территории Новосибирской области отсутствуют (л.д. 49, 83).

По сведениям МКУ г. Новосибирска «Городское жилищное агентство» Виноградова (Баталова) А.О. не использовала право приватизации жилья на территории г. Новосибирска Новосибирской области (л.д. 85).

В настоящее время истец проживает по адресу: г. Новосибирск, ул. д. 148/1, кв. 293. Собственником данного жилого помещения является Алимов В.О. (л.д. 91-92).

Данное жилое помещение истец занимает по договору найма жилого помещения, что следует из представленных в материалы дела договора найма жилого помещения от 16.11.2017 г. и от договора аренды квартиры от 17.5.2018 г., согласно которым Алимов В.О. предоставляет истцу указанное жилое помещение по адресу: г. Новосибирск, ул., д. 148/1, кв. 293 во временное пользование для проживания.

Таким образом, сведений о наличии у истца жилых помещений, в отношении которых истец имеет право владения, пользования и распоряжения, в материалы дела не представлено. Также в материалах дела отсутствуют сведения о том, что Виноградова А.О. является нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.

Положениями статьи 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно статьи 98.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8 ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не обеспечены жилыми помещениями.

При этом ни статья 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В соответствии со статьей 1 закона Новосибирской области № 490-ОЗ от 24 ноября 2014 года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 4 Закона Новосибирской области от 24 ноября 2014 года № 490-ОЗ, органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов Новосибирской области субвенций из областного бюджета Новосибирской области

Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Новосибирской области, урегулированы Законом Новосибирской области от 05.06.2013 г. №331-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон Новосибирской области от 05.06.2013 г. №331-ОЗ).

В силу пункта 1 статьи 2 Закона Новосибирской области от 05.06.2013 г. №331-ОЗ список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями формируется и ведется уполномоченным органом. Форма списка устанавливается уполномоченным органом.

Пунктом 8 статьи 2 Закона Новосибирской области от 05.06.2013 г. №331-О предусмотрено, что включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления о включении указанных лиц в список, а в случае их совпадения - в алфавитном порядке.

В соответствии со статьей 5 Закона Новосибирской области от 05.06.2013 г. №331-О финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется за счет средств областного бюджета Новосибирской области.

Как указано выше, содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части обеспечения социально незащищенных граждан жилыми помещениями основано на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Указанный учет свидетельствует о наличии предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.

При этом формирование списка не устанавливает предоставление жилых помещений в порядке очередности.

Само по себе отсутствие финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору специализированного найма жилого помещения.

Таким образом, институт обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предполагает предоставление жилого помещения во внеочередном порядке, не связывая такое предоставление со временем постановки.

При таких обстоятельствах, суд полагает требование истца о предоставлении жилого помещения законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Органом, обязанным предоставить Виноградовой А.О. жилое помещение, является мэрия г. Новосибирска в силу Закона Новосибирской области «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению граждан жилыми помещениями». При этом обеспечение жилыми помещениями данной категории граждан относится к расходным обязательствам Новосибирской области.

Определяя размер жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу, суд исходит из положений Закона Новосибирской области «Об обеспечении