Номер дела 2-2939/2018 ~ М-1742/2018
Дата суд акта 22 июня 2018 г.
Категория гражданского дела Прочие исковые дела -> прочие (прочие исковые дела)
Субъект РФ Новосибирская область
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Стороны по делу
ИСТЕЦ Марупова Д. А.
ОТВЕТЧИК Мэрия города Новосибирска
ОТВЕТЧИК Министерство финансов и налоговой политики НСО
ОТВЕТЧИК Министерство труда и социального развития НСО
ОТВЕТЧИК Правительство НСО
Представитель ответчика Белоус Н.А.
Представитель ответчика Петросян Е.О.
Представитель ответчика Лебедева Е.А.
Представитель ответчика Чернов С.А.

Российская федерация

Центральный районный суд города Новосибирска

Максима Горького, ул., д.89, г. Новосибирск, 630099

Дело №2-

2939

/2018

22

июня

2018 г.

Центральный районный суд города Новосибирска в составе:

судьи

Коцарь Ю.А.

при секретаре судебного заседания

Кулаковой К.С.

с участием истца

Маруповой Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маруповой ДА к мэрии города Новосибирска, министерству труда и социального развития Новосибирской области, министерству финансов и налоговой политики Новосибирской области, правительству Новосибирской области о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Марупова Д.А. обратилась в суд с иском к мэрии г. Новосибирска, в котором просит обязать мэрию г. Новосибирска предоставить ей благоустроенное жилое помещение на территории города Новосибирска по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование требований указала, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Однако, до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.

В порядке досудебной подготовки к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены правительство Новосибирской области, министерство труда и социального развития Новосибирской области, министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области.

Истец Марупова Д.А. в судебном заседании поддержала исковые требования, пояснила, что проживает совместно с супругом и малолетним ребенком по адресу: г. Новосибирск, ул., д. 10, кв. 83. Данная квартира не приватизирована. Помимо нее, супруга и малолетнего ребенка в указанной квартире проживают ее сестра с ребенком и два брата. Ее супруг имеет временную регистрацию в городе Новосибирске. В собственности ни у нее, ни у супруга, ни у их совместного ребенка недвижимого имущества нет.

Ответчик мэрия г. Новосибирска в судебное заседание своего представителя не направил, извещен надлежащим образом. Ранее представитель мэрии г. Новосибирска Белоус Н.А. представила письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому возражала против удовлетворения заявленных требований.

Ответчик правительство Новосибирской области в судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежащим образом. Ранее представитель правительства Новосибирской области Петросян Е.О. представила письменный отзыв на иск, в котором просила дело рассмотреть в свое отсутствие, возражала относительно заявленных требований, полагала правительство Новосибирской области ненадлежащим ответчиком.

Ответчик министерство труда и социального развития Новосибирской области в судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежащим образом, ранее представитель министерства труда и социального развития Новосибирской области Лебедева Е.А. представила письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому возражала против удовлетворения заявленных требований.

Ответчик министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области в судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежащим образом. Ранее представитель министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области Чернов С.А. представил отзыв на иск, в котором возражал относительно заявленных требований, просил дело рассмотреть в свое отсутствие.

Руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие сторон, уведомленных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.

Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что 28.05.1995 г. родилась Похомова ДА, родителями которой являются – Похомов А.Л. (отец) и Похомова Е.А. (мать), что следует из свидетельства о рождении от 06.06.1995 г. VI-ET №428623 (л.д. 5).

Похомова Е.А. умерла 18.06.2002 г. (л.д. 6).

Заочным решением Федерального районного суда общей юрисдикции Ленинского района г. Новосибирска от 14.11.2002 г. Похомов А.Л. был лишен родительских прав в отношении несовершеннолетних детей – Похомовой Д.А., 28.05.1995 года рождения, Похомова М.А., 04.11.1997 года рождения, Похомова Ю.А., 08.06.1999 года рождения, дети были переданы на воспитание органам опеки и попечительства (л.д. 51).

Похомов А.Л. умер 02.02.2008 г. (л.д. 7).

13.01.2015 г. Похомова Д.А. заключила брак с Маруповым Ш.Ш., после заключения брака Похомовой Д.А. была присвоена фамилия Марупова (л.д. 9).

Согласно приказу главы администрации Ленинского района г. Новосибирска от 11.11.2015 г. № 2710-од Марупова Д.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением в связи с установлением факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении (л.д. 8).

По состоянию на 01.04.2018 г. истец состоит в общегородском списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, под порядковым номером 738 (л.д. 36-38).

По сведениям АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Новосибирский центр инвентаризации и технического учета Марупова (Похомова) Д.А. не имеет в собственности недвижимого имущества в г. Новосибирске (л.д. 49).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости сведения о правах Маруповой Д.А. и Похомовой Д.А. на объекты недвижимости на территории Новосибирской обалсти отсутствуют (л.д. 47).

По сведениям МКУ г. Новосибирска «Городское жилищное агентство» Марупова (Похомова) Д.А. не использовала право приватизации жилья на территории г. Новосибирска Новосибирской области (л.д. 48).

Из материалов дела следует, что согласно распоряжению администрации Ленинского района г. Новосибирска от 26.11.2002 г. №3115 несовершеннолетняя Похомова Д.А. была определена в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; за ней было закреплено жилое помещение – однокомнатная квартира по адресу: г. Новосибирск, ул, д. 10, кв. 83 до достижения ею возраста 18 лет (л.д. 50).

Согласно представленному истцом ордеру №874117 от 18.06.1998 г. квартира №83 в доме №10 по ул. в г. Новосибирске была предоставлена Похомову А.Л. на семью, состоящую из 2-х человек – Похомова Е.А. (жена). Ордер был выдан на основании постановления администрации Кировского района г. Новосибирска от 13.07.1998 г. №386-р (л.д. 60).

Из материалов дела следует, что данная квартира по настоящее время не приватизирована. Согласно выписке из домовой книги по состоянию на 13.06.2018 г. в квартире по адресу: г. Новосибирск, ул., д. 10, кв. 83, жилой площадью 16,9 кв.м, зарегистрированы и проживают: Сагайдак А.А. (квартиросъемщик), Васина А.М. (дочь), Марупова Д.А. (сестра), Марупова Ш.Ш. (дочь сестры), Похомов М.А. (брат), Похомов Ю.А. (брат) (л.д. 65).

Согласно акту обследования жилого помещения от 29.09.2015 г. квартира по адресу: г. Новосибирск, ул., д. 10, кв. 83, является однокомнатной, расположена на первом этаже кирпичного многоквартирного дома, находится в муниципальной собственности, в ней зарегистрированы по месту жительства 6 человек. Размер общей площади жилого помещения, приходящейся на одного проживающего, составляет 5 кв.м. Санитарно-техническое состояние жилого помещения – хорошее, сделан ремонт. Имеется долг по оплате за наем, аренду – 28281,05 рубль.

Комиссией, проводившей обследование, признано невозможным проживание Маруповой Д.А. в указанном жилом помещении, поскольку она является членом семьи нанимателя жилого помещения и обеспечена общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи менее учетной нормы. Данное решение комиссии оформлено протоколом №9 от 06.10.2015 г. заседания межведомственной комиссии по установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются (л.д. 43-45).

Судом также установлено, что Марупова Д.А. состоит в браке с Маруповым Ш.Ш. с 13.01.2015 г. (л.д. 9). От данного брака имеет несовершеннолетнего ребенка Марупову Ш.Ш., 06.10.2014 года рождения (л.д. 58).

Супруг Маруповой Д.А. – Марупов Ш.Ш. является гражданином Республики Узбекистан, имеет временную регистрационную по месту пребывания по адресу: г. Новосибирск, ул., д. 14, кв. 33 (л.д. 59).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости Марупов Ш.Ш. не имеет в собственности недвижимого имущества на территории Новосибирской области (л.д. 61).

По сведениям МКУ г. Новосибирска Марупов Ш.Ш. не использовал право на приватизацию на территории г. Новосибирска Новосибирской области (л.д. 64).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости Марупова Ш.Ш. не имеет в собственности недвижимого имущества на территории Новосибирской области (л.д. 62).

По сведениям МКУ г. Новосибирска Марупова Ш.Ш. не использовала право на приватизацию на территории г. Новосибирска Новосибирской области (л.д. 63).

Таким образом, материалами дела подтверждено, что ни Марупова Д.А., ни члены ее семьи – супруг Марупов Ш.Ш. и дочь Марупова Ш.Ш. не обеспечены жилыми помещениями.

Положениями статьи 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно статьи 98.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8 ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не обеспечены жилыми помещениями.

При этом ни статья 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В соответствии со статьей 1 закона Новосибирской области № 490-ОЗ от 24 ноября 2014 года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 4 Закона Новосибирской области от 24 ноября 2014 года № 490-ОЗ, органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов Новосибирской области субвенций из областного бюджета Новосибирской области

Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Новосибирской области, урегулированы Законом Новосибирской области от 05.06.2013 г. №331-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон Новосибирской области от 05.06.2013 г. №331-ОЗ).

В силу пункта 1 статьи 2 Закона Новосибирской области от 05.06.2013 г. №331-ОЗ список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями формируется и ведется уполномоченным органом. Форма списка устанавливается уполномоченным органом.

Пунктом 8 статьи 2 Закона Новосибирской области от 05.06.2013 г. №331-О предусмотрено, что включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления о включении указанных лиц в список, а в случае их совпадения - в алфавитном порядке.

В соответствии со статьей 5 Закона Новосибирской области от 05.06.2013 г. №331-О финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется за счет средств областного бюджета Новосибирской области.

Как указано выше, содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.