Номер дела 2-6442/2014 ~ М-5162/2014
Дата суд акта 3 декабря 2014 г.
Категория гражданского дела Жалобы на неправ. дейст. (безд.) - органов государственной власти, органов местного самоуправления
Субъект РФ Новосибирская область
Результат ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Стороны по делу
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО Управление Росреестра по Новосибирской области
ЗАЯВИТЕЛЬ Новосибирская Региональная общественная организация "Общественная Безопасность"
Представитель ответчика Вылегжанина В.В.

Центральный районный суд города Новосибирска

Максима Горького, ул., д.89, г. Новосибирск, 630099

Гражданское дело № 2-6442/2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04.12.2014 года г. Новосибирск

Центральный районный суд г. Новосибирска

в составе:

Председательствующего судьи О.В.Чистовой

При секретаре О.А.Стариковой

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску НРОО «Общественная Безопасность» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области о признании незаконным отказа регистрирующего органа осуществить действия по регистрации недвижимого имущества на основании решения третейского суда,

установил:

НРОО «Общественная Безопасность» обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (Управление Росреестра по Новосибирской области), в котором просит признать действия Управления Росреестра по Новосибирской области, выразившиеся в уклонении от государственной регистрации права на объект недвижимого имущества по адресу: Новосибирская область, противоправными, влекущими нарушение права гражданина, собственника недвижимого имущества Троян В.Ф. на удостоверение государством, в лице государственного регистрирующего органа права собственности на объект недвижимого имущества на основании решения третейского суда, данное решение не основано на законе, принято вопреки действующего законодательства и влечет нарушение прав Троян В.Ф. в будущем; признать решение Управления Росреестра по Новосибирской области об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 23.06.2014 принятым государственным регистратором Е.А. Лимановой необоснованным и отменить решение в полном объеме; обязать регистрирующий орган осуществить государственную регистрацию права на основании вступившего в законную силу решения третейского суда от 18.03.2014 г.

В обоснование иска истец указал, что, отказывая в государственной регистрации объекта недвижимого имущества государственный орган вышел за рамки полномочий, а именно: на проверку полномочий третейского суда, образование третейского суда, на наличие третейского соглашения, указал на необходимость предоставления исполнительного листа, выдаваемого государственным судом, истребовал дополнительные правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества. Между тем, по мнению истца, решение третейского суда является основанием для регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право Троян В.Ф. на жилой дом уже возникло в момент вынесения решения. Со стороны Управления имеет место уклонение в государственной регистрации прав.

В судебное заседание НРОО «Общественная Безопасность» своего представителя не направил, о времени и месте судебного заседания извещен телефонограммой. (л.д.62)

Представитель ответчика Управление Росреестра по Новосибирской области Вылегжанина В.В., действующая на основании доверенности от 04.09.2014 года сроком на один год, в судебном заседании пояснила, что заявленные требования необоснованны и не подлежат удовлетворению, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.

Суд считает возможным в соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотреть в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующим выводам.

Судебным разбирательством установлено, что 18.03.2014 года Новосибирским областным третейским судом вынесено решение, которым признано за Троян В.Ф. право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: Новосибирская область,. (л.д.40-46)

На основании вынесенного решения 06.05.2014 года Сейдаметов М.Э., действующий по доверенности в интересах Троян В.Ф., обратился в Управление Росреестра по Новосибирской области с заявлением о государственной регистрации прав на недвижимое имущества и сделок с ним (л.д.38-39), представил квитанцию, доверенность, кадастровый паспорт помещения, решение Новосибирского областного третейского суда, о чем была выдана расписка. (л.д.37)

23.05.2014 года государственный регистратор прав принял решение о приостановлении государственной регистрации прав. (л.д.19-20)

23.06.2014 года государственным регистратором прав принято решение об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. (л.д.21-22)

В соответствии с п. 1 ст. 254 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст.5 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации) участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, иные лица в предусмотренных федеральным законом случаях, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, с одной стороны, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, - с другой.

В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.

С заявлением о государственной регистрации прав на здание по адресу: Новосибирская область, Новосибирская Региональная Общественная Организации Общество Защиты Прав Потребителей «Общественная Безопасность» не обращалась. Каких-либо действий в отношении данной организации управление не производило. Статья 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и иные законы не устанавливают возможность обращения в суд данной организации в защиту прав других лиц.

Согласно п. 1 ст. 13 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:

прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;

правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом;

внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

Пункт 1 ст. 19 Закона о регистрации устанавливает, государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. В день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав государственный регистратор обязан подготовить в письменной форме уведомление о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения и выдать или направить его заявителю (заявителям) в порядке, установленном пунктом 5 настоящей статьи. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. В случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель (заявители) уведомляется (уведомляются) о его (об их) праве представить такие документы по собственной инициативе.

Согласно абз. 10, 13 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:

не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;

ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.

Поскольку государственный регистратор прав совершал все необходимые действия в соответствии с действующим законодательством в установленный законом срок: 23.05.2014 года принял решение о приостановлении государственной регистрации прав, 23.06.2014 года принято решение об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, довод истца об уклонении от государственной регистрации прав со стороны Управления не принимается судом.

Как следует из сообщения об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущества и сделок с ним, в государственной регистрации права собственности на здание, общей площадью 155,3 кв.м., расположенное по адресу: Новосибирская область, отказано на основании абзаца 10, 13 пункта 1 ст.20 Закона о регистрации, по следующим причинам:

- не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав.

- ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. (л.д.21-22)

Правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с названным Федеральным законом осуществляется в соответствии с п.1 ст.13,17 Закона о регистрации.

На государственную регистрацию заявителем представлено заявление о государственной регистрации права собственности на здание, общей площадью 155,3 кв.м., расположенное по адресу: Новосибирская область, на основании решения Новосибирского областного третейского суда от 18.03.2014г.

В соответствии с законодательством о третейских судах, третейский суд - это постоянно действующийтретейскийсудилитретейскийсуд, образованный сторонами для решения конкретного спора.

Согласно ст. 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» третейские суды не входят в систему государственных судов, установленную Конституцией Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального законаот 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» спор может быть передан на разрешениетретейскогосудапри наличии заключенного между сторонамитретейского соглашения.

Третейскоесоглашение заключается в письменной форме, если иная форматретейскогосоглашения не предусмотрена настоящим Федеральным законом или иным федеральным законом.Третейскоесоглашение считается заключенным в письменной форме, если оно содержится в документе, подписанном сторонами, либо заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием других средств электронной или иной связи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения. Ссылка в договоре на документ, содержащий условие о передаче спора на разрешениетретейскогосуда, является третейскимсоглашением при условии, что договор заключен в письменной форме и данная ссылка такова, что делаеттретейское соглашение частью договора.

На государственную регистрацию заявителем не было представлено третейское соглашение, по форме и содержанию соответствующее требованиям действующего законодательства.

Кроме того, согласно ст.31 Федерального законаот 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» стороны, заключившиетретейское соглашение, принимают на себя обязанность добровольно исполнять решениетретейского суда.

Согласно ст. 44 вышеуказанного федерального законарешениеТретейского судаисполняется добровольно в порядке и сроки, которые установлены в данном решении. Если в решениитретейскогосудасрок не установлен, то оно подлежит немедленному исполнению. Если решение третейского суда не исполнено добровольно в установленный срок, то оно подлежит принудительному исполнению.

Принудительное исполнение решения третейского суда осуществляется поправиламисполнительного производства, действующим на момент исполнения решения третейского суда, на основе выданного компетентным судом исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда. Заявление о выдаче исполнительного листа подается в компетентный суд стороной, в пользу которой было вынесено решение.

Исполнительный лист, выданный государственным судом на принудительное исполнение решения третейского суда о признании права собственности на жилой дом, на государственную регистрацию Троян В.Ф. представлен не был.

Кроме того, на государственную регистрацию не представлены документы, подтверждающие образование третейского суда в соответствии с п. 3-5 ст. 3 Федерального законаот 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации».

В соответствии с требованиями п. 1 ст. 17 и ст. 28 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», права на недвижимое имущество, установленные решением третейского суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях, в силу п. 1 ст. 13 указанного закона к компетенции Управления Федеральной регистрационной службы по Новосибирской области относится правовая экспертиза представленных на регистрацию документов и проверка законности сделок.

С учетом вышеизложенного, на государственную регистрацию прав на основании решения третейского суда должны были быть представлены документы, являющиеся основаниям для государственной регистрации в силу п.1 ст.17 Закона о регистрации.

Согласно представленному решению Новосибирского областного третейского суда от 18.03.2014г., предметом рассмотрения являлся спор между Голубевым И.Ю. и Троян В.Ф. о праве собственности на индивидуальный жилой дом по адресу: Новосибирская область,.

Троян В.Ф. обратился с иском в суд о признании за ним права собственности на вышеуказанный жилой дом, и в обоснование своих доводов представил в суд документы подтверждающие, что данный дом был построен за его счет и фактически им используется.

Пункт 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" устанавливает, что если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.

На государственную регистрацию не были предоставлены документы, подтверждающие факт создания спорного жилого дома в соответствии со ст. 25 и 25.3 Закона о регистрации. А именно, правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешение на строительство вышеуказанного объекта.

В соответствии с п. 4, 5 ст. 25.3 Закона о регистрации если заявитель не представил указанные документы самостоятельно, то такие документы запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе местного самоуправления.

На основании вышеизложенного, во исполнение п. 2 ч.1 ст.7 Федерального закона № 210-ФЗ от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в Администрацию Раздольненского сельсовета Новосибирского района Управлением Росреестра по Новосибирской области были направлены межведомственные запросы о том:

- выдавалось ли разрешение на строительство жилого дома, расположенного по адресу: Новосибирская область,

- предоставлялся (отводился) ли Трояну В.Ф. земельный участок для строительства жилого дома, расположенного по адресу: Новосибирская область,

Администрация Раздольненского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области сообщила, что документов подтверждающих предоставление (отвод) земельного участка Троян В.Ф. в администрации нет, а разрешение на строительство жилого дома на имя Троян В.Ф. не выдавалось. (л.д.50)

Вышеуказанные документы также не были представлены заявителем самостоятельно в срок проведения государственной регистрации.

На основании вышеизложенного, отказ Управления Росреестра по Нов