Номер дела 2-1090/2013 (2-5258/2012;) ~ М-3774/2012
Дата суд акта 30 января 2013 г.
Категория гражданского дела Другие жилищные споры
Субъект РФ Новосибирская область
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Стороны по делу
ИСТЕЦ Лейман А. В.
ИСТЕЦ Лейман А. Н.
ОТВЕТЧИК Мэрия г. Новосибирска
ОТВЕТЧИК Администрация Железнодорожного района г. Новосибирска
Представитель ответчика Алексеенко П.И.

Дело № 2-1090/13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 января 2013 г. Новосибирск

Железнодорожный районный суд г. Новосибирска

в составе:

Председательствующего судьи Пименовой О.А.,

При секретаре Головко Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Леймана Алексея Викторовича, Лейман Александры Николаевны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери Лейман Яны Алексеевны, к мэрии г. Новосибирска, администрации Железнодорожного района г. Новосибирска о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л :

Лейман А.В., Лейман А.Н., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери Лейман Я.А., обратились в Железнодорожный районный суд г. Новосибирска с иском к мэрии г. Новосибирска, администрации Железнодорожного района г. Новосибирска, уточнив исковые требовании, просят суд признать за ними право общей долевой собственности (по 1/3 доли) в порядке приватизации на жилое помещение ** в ***. В обоснование указывают, что с **** их семья проживает в указанном помещении на основании договора ** социального найма жилого помещения в муниципальном общежитии от **** и договора ** найма жилого помещения в общежитии от ****. Помещение было предоставлено Лейману А.В., как работнику МУ ДЗ по ЖКХ администрации Железнодорожного района г. Новосибирска. Общежитие по адресу: *** соответствии с Постановлением мэрии г. Новосибирска от **** было принято в муниципальный жилищный фонд. С целью приватизации занимаемого жилого помещения они обратились в мэрию города с заявлением о заключении договора о передаче безвозмездно в собственность жилого помещения. В удовлетворении заявления было отказано по причине того, что в соответствии со ст. 4 ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» помещения, находящиеся в общежитиях, приватизации не подлежат.

В судебном заседании истцы исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика мэрии г. Новосибирска в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомленным о рассмотрении дела. Данное обстоятельство подтверждается почтовым уведомлением о вручении судебной корреспонденции.

Представитель ответчика администрации Железнодорожного района г. Новосибирска Алексеенко П.И. исковые требования не признал, пояснив, что помещения, расположенные в зданиях общежития в соответствии со ст. 4 ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизации не подлежат. Истцы вселены в помещение после 2005 года.

Заслушав истцов, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что с **** истцы, а их дочь с рождения (****), проживают в жилом помещении **, расположенном по адресу: ***, на основании договора социального найма специализированного жилого помещения в муниципальном общежитии от **** (л.д. 9) и договора найма жилого помещения в общежитии от **** (л.д. 8). Комната предоставлена Лейману А.В., как работнику МУ ДЗ по ЖКХ администрации Железнодорожного района г. Новосибирска, что не оспаривается.

Согласно Постановлению мэрии г. Новосибирска от **** ** и Распоряжения Департамента имущества и земельных отношений администрации НСО от **** **-р здание по *** передано в муниципальную собственность.

Право на приватизацию жилого помещения истцы не использовали, что подтверждается справками МУ «Городское жилищное агентство».

Письмом от **** в приватизации занимаемого жилого помещения мэрией города истцам отказано со ссылкой на то, что жилые помещения, находящиеся в общежитиях, не подлежат приватизации в силу ст. 4 Закона «О приватизации жилищного фонда».

В силу ст. 7 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из буквального смысла ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления утрачивают статус общежитий и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Здание общежития ранее принадлежало ФГУП Западно-Сибирская железная дорога МПС России и было передано в муниципальную собственность; при этом, оно было передано в муниципальную собственность до ****, т.е. до введения в действие ЖК РФ, и следовательно оно утратило статус общежития.

Соответственно проживающие в таких жилых помещениях граждане, которым они были предоставлены на законных основаниях, при этом независимо от того, до или после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации им было предоставлено данное жилое помещение, приобретают в отношении данных жилых помещений все права и обязанности, предусмотренные для нанимателя жилого помещения по договору социального найма.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 11.04.2011 N 4-П "По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в связи с жалобой граждан Е и е" статья 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащаяся в ней норма - по смыслу, придаваемому ей сложившейся правоприменительной практикой, - не допускает возможность применения норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, если эти жилые помещения были предоставлены гражданам на законных основаниях после 1 марта 2005 года (даты введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) и здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления от 3 ноября 1998 года N 25-П и от 5 апреля 2007 года N 5-П, Определение от 15 мая 2007 года N 378-О-П), соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от любых проявлений дискриминации, означает - помимо недопустимости установления в законе какого-либо различия, исключения или предпочтения, основанного на признаках расы, пола, религии, политических убеждений, национальной принадлежности, социального происхождения или каких-либо других обстоятельств, - запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Исходя из этого, государство должно гарантировать равенство прав граждан, находящихся в одинаковых условиях, в данном случае - проживающих на законных основаниях в жилых домах, ранее использовавшихся в качестве общежитий, независимо от даты передачи таких домов в ведение органов местного самоуправления (до или после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) и при условии законного вселения в жилое помещение и в тех случаях, если оно имело место после 1 марта 2005 года.

К жилым помещениям специализированного жилищного фонда часть 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации относит, в том числе, жилые помещения в общежитиях. Согласно статье 94 Жилищного кодекса Российской Федерации для использования в качестве общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома либо части домов; жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения; жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.

Кроме того, согласно Правилам отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42) использование жилого помещения в качестве общежития допускается только после его отнесения к данному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, которое подлежит направлению в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Здание по *** не относится к специализированному жилищному фонду. Муниципальным образованием, как собственником жилых помещений, из специализированного жилищного фонда, спорное помещение истцам не предоставлялось. Решение органа управления об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду не принималось, право собственности на общежитие по указанному адресу муниципальным образование не зарегистрировано, что не опровергнуто ответчиками.

Ранее действовавший статус общежития был утрачен в силу закона. Изменение правового режима жилого помещения обусловлено передачей здания, в котором оно расположено, в ведение органов местного самоуправления.

С учетом изложенного жилые помещения (квартиры, комнаты) в домах, которые использовались в качестве общежитий, принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, могут быть приватизированы на общих основаниях. В данном случае ч. 1 ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не ограничивает возможность приватизации таких помещений.

Независимо от наименования заключенных с истцами договоров, к отношениям по пользованию спорным жилым помещением, предоставленном на законном основании, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности; статья 2 Федерального закона от 4 июля 1991 № 1541-1, с последующими изменениями и дополнениями, «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает право граждан Российской Федерации, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность.

В соответствии со ст. 6 указанного закона, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных помещений: органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилой фонд на праве хозяйственного ведения, государственными и муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Согласно ст. 7 вышеуказанного закона, передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 04 июля 1991 № 1541-1 в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.

Таким образом, судом установлено, что истцы проживают в жилом помещении **, расположенном в *** в ***, на основании договора социального найма. Они не использовали свое право на приватизацию и не могут реализовать право на приобретение в собственность принадлежащего им на условиях социального найма жилого помещения по не зависящим от них причинам - отказ мэрии г. Новосибирска.

В силу закона жилой *** в г. Новосибирске в г. Новосибирске утратил статус общежития. Право собственности кого-либо на спорное жилое помещение не зарегистрировано. Соответственно, истцы имеют право на приобретение занимаемого ими жилого помещения в собственность; отказ мэрии *** в приватизации занимаемого по договору социального найма помещения нарушает их конституционные права.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования удовлетворить.

Признать за Лейманом А. В., Лейман А. Н., Лейман Яной А. в порядке приватизации право общей долевой собственности по 1/3 доли за каждым на жилое помещение - комнату **, общей площадью 18,8 кв.м., расположенное по адресу: ***.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Новосибирский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд.

Судья О.А. Пименова