Номер дела | 2-1090/2013 (2-5258/2012;) ~ М-3774/2012 |
Дата суд акта | 30 января 2013 г. |
Категория гражданского дела | Другие жилищные споры |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Стороны по делу | |
ИСТЕЦ | Лейман А. В. |
ИСТЕЦ | Лейман А. Н. |
ОТВЕТЧИК | Мэрия г. Новосибирска |
ОТВЕТЧИК | Администрация Железнодорожного района г. Новосибирска |
Представитель ответчика | Алексеенко П.И. |
Дело № 2-1090/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 января 2013 г. Новосибирск
Железнодорожный районный суд г. Новосибирска
в составе:
Председательствующего судьи Пименовой О.А.,
При секретаре Головко Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Леймана Алексея Викторовича, Лейман Александры Николаевны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери Лейман Яны Алексеевны, к мэрии г. Новосибирска, администрации Железнодорожного района г. Новосибирска о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л :
Лейман А.В., Лейман А.Н., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери Лейман Я.А., обратились в Железнодорожный районный суд г. Новосибирска с иском к мэрии г. Новосибирска, администрации Железнодорожного района г. Новосибирска, уточнив исковые требовании, просят суд признать за ними право общей долевой собственности (по 1/3 доли) в порядке приватизации на жилое помещение ** в ***. В обоснование указывают, что с **** их семья проживает в указанном помещении на основании договора ** социального найма жилого помещения в муниципальном общежитии от **** и договора ** найма жилого помещения в общежитии от ****. Помещение было предоставлено Лейману А.В., как работнику МУ ДЗ по ЖКХ администрации Железнодорожного района г. Новосибирска. Общежитие по адресу: *** соответствии с Постановлением мэрии г. Новосибирска от **** было принято в муниципальный жилищный фонд. С целью приватизации занимаемого жилого помещения они обратились в мэрию города с заявлением о заключении договора о передаче безвозмездно в собственность жилого помещения. В удовлетворении заявления было отказано по причине того, что в соответствии со ст. 4 ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» помещения, находящиеся в общежитиях, приватизации не подлежат.
В судебном заседании истцы исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика мэрии г. Новосибирска в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомленным о рассмотрении дела. Данное обстоятельство подтверждается почтовым уведомлением о вручении судебной корреспонденции.
Представитель ответчика администрации Железнодорожного района г. Новосибирска Алексеенко П.И. исковые требования не признал, пояснив, что помещения, расположенные в зданиях общежития в соответствии со ст. 4 ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизации не подлежат. Истцы вселены в помещение после 2005 года.
Заслушав истцов, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что с **** истцы, а их дочь с рождения (****), проживают в жилом помещении **, расположенном по адресу: ***, на основании договора социального найма специализированного жилого помещения в муниципальном общежитии от **** (л.д. 9) и договора найма жилого помещения в общежитии от **** (л.д. 8). Комната предоставлена Лейману А.В., как работнику МУ ДЗ по ЖКХ администрации Железнодорожного района г. Новосибирска, что не оспаривается.
Согласно Постановлению мэрии г. Новосибирска от **** ** и Распоряжения Департамента имущества и земельных отношений администрации НСО от **** **-р здание по *** передано в муниципальную собственность.
Право на приватизацию жилого помещения истцы не использовали, что подтверждается справками МУ «Городское жилищное агентство».
Письмом от **** в приватизации занимаемого жилого помещения мэрией города истцам отказано со ссылкой на то, что жилые помещения, находящиеся в общежитиях, не подлежат приватизации в силу ст. 4 Закона «О приватизации жилищного фонда».
В силу ст. 7 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из буквального смысла ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления утрачивают статус общежитий и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Здание общежития ранее принадлежало ФГУП Западно-Сибирская железная дорога МПС России и было передано в муниципальную собственность; при этом, оно было передано в муниципальную собственность до ****, т.е. до введения в действие ЖК РФ, и следовательно оно утратило статус общежития.
Соответственно проживающие в таких жилых помещениях граждане, которым они были предоставлены на законных основаниях, при этом независимо от того, до или после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации им было предоставлено данное жилое помещение, приобретают в отношении данных жилых помещений все права и обязанности, предусмотренные для нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 11.04.2011 N 4-П "По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в связи с жалобой граждан Е и е" статья 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащаяся в ней норма - по смыслу, придаваемому ей сложившейся правоприменительной практикой, - не допускает возможность применения норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, если эти жилые помещения были предоставлены гражданам на законных основаниях после 1 марта 2005 года (даты введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) и здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления от 3 ноября 1998 года N 25-П и от 5 апреля 2007 года N 5-П, Определение от 15 мая 2007 года N 378-О-П), соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от любых проявлений дискриминации, означает - помимо недопустимости установления в законе какого-либо различия, исключения или предпочтения, основанного на признаках расы, пола, религии, политических убеждений, национальной принадлежности, социального происхождения или каких-либо других обстоятельств, - запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Исходя из этого, государство должно гарантировать равенство прав граждан, находящихся в одинаковых условиях, в данном случае - проживающих на законных основаниях в жилых домах, ранее использовавшихся в качестве общежитий, независимо от даты передачи таких домов в ведение органов местного самоуправления (до или после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) и при условии законного вселения в жилое помещение и в тех случаях, если оно имело место после 1 марта 2005 года.
К жилым помещениям специализированного жилищного фонда часть 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации относит, в том числе, жилые помещения в общежитиях. Согласно статье 94 Жилищного кодекса Российской Федерации для использования в качестве общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома либо части домов; жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения; жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.
Кроме того, согласно Правилам отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42) использование жилого помещения в качестве общежития допускается только после его отнесения к данному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, которое подлежит направлению в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Здание по *** не относится к специализированному жилищному фонду. Муниципальным образованием, как собственником жилых помещений, из специализированного жилищного фонда, спорное помещение истцам не предоставлялось. Решение органа управления об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду не принималось, право собственности на общежитие по указанному адресу муниципальным образование не зарегистрировано, что не опровергнуто ответчиками.
Ранее действовавший статус общежития был утрачен в силу закона. Изменение правового режима жилого помещения обусловлено передачей здания, в котором оно расположено, в ведение органов местного самоуправления.
С учетом изложенного жилые помещения (квартиры, комнаты) в домах, которые использовались в качестве общежитий, принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, могут быть приватизированы на общих основаниях. В данном случае ч. 1 ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не ограничивает возможность приватизации таких помещений.
Независимо от наименования заключенных с истцами договоров, к отношениям по пользованию спорным жилым помещением, предоставленном на законном основании, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности; статья 2 Федерального закона от 4 июля 1991 № 1541-1, с последующими изменениями и дополнениями, «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает право граждан Российской Федерации, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность.
В соответствии со ст. 6 указанного закона, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных помещений: органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилой фонд на праве хозяйственного ведения, государственными и муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Согласно ст. 7 вышеуказанного закона, передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 04 июля 1991 № 1541-1 в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
Таким образом, судом установлено, что истцы проживают в жилом помещении **, расположенном в *** в ***, на основании договора социального найма. Они не использовали свое право на приватизацию и не могут реализовать право на приобретение в собственность принадлежащего им на условиях социального найма жилого помещения по не зависящим от них причинам - отказ мэрии г. Новосибирска.
В силу закона жилой *** в г. Новосибирске в г. Новосибирске утратил статус общежития. Право собственности кого-либо на спорное жилое помещение не зарегистрировано. Соответственно, истцы имеют право на приобретение занимаемого ими жилого помещения в собственность; отказ мэрии *** в приватизации занимаемого по договору социального найма помещения нарушает их конституционные права.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования удовлетворить.
Признать за Лейманом А. В., Лейман А. Н., Лейман Яной А. в порядке приватизации право общей долевой собственности по 1/3 доли за каждым на жилое помещение - комнату **, общей площадью 18,8 кв.м., расположенное по адресу: ***.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Новосибирский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд.
Судья О.А. Пименова