Номер дела 2-187/2015 (2-6101/2014;) ~ М-4813/2014
Дата суд акта 9 марта 2015 г.
Категория гражданского дела Прочие исковые дела -> прочие (прочие исковые дела)
Субъект РФ Новосибирская область
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Стороны по делу
ИСТЕЦ Прокуратура Октябрьского района г. Новосибирска
ИСТЕЦ Маликов А. Е.
ОТВЕТЧИК Мэрия города Новосибирска
ОТВЕТЧИК Министерство социального развития Новосибирской области
ТРЕТЬЕ ЛИЦО Правительство Новосибирской области
ТРЕТЬЕ ЛИЦО Администрация Октябрьского раойна г.Новосибирска
Представитель ответчика Колесникова В.А.
Представитель ответчика Рахвалова Д.О.

Российская федерация

Центральный районный суд города Новосибирска

630099, г. Новосибирск, ул. Горького, д.89

Дело № 2-187/2015

10 марта 2015 года

Центральный районный суд г. Новосибирска в составе:

судьи С.Л. Малахова

при секретаре О.А.Клыковой

с участием:

прокурора Д.А. Ермилова

представителей ответчиков В.А. Колесниковой

Д.О. Рахваловой

рассмотрев в открытом судебном заседании объединенное гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Новосибирска в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Маликова 000к мэрии г. Новосибирска, Министерству социального развития Новосибирской области о предоставлении жилого помещения

у с т а н о в и л:

Прокурор Октябрьского района г. Новосибирска в интересах Маликова А.Е. обратился в суд с иском к мэрии г. Новосибирска, Министерству социального развития Новосибирской области, просит суд обязать Министерство социального развития Новосибирской области включить Маликова А.Е., 000 г.р. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, со дня его обращения в администрацию Октябрьского района г. Новосибирска с соответствующим заявлением, обязать мэрию г. Новосибирска предоставить Маликову А.Е. на территории г. Новосибирска жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, заключенному сроком на пять лет, в виде жилого дома или квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 кв.м. общей площади за счет средств бюджета субъекта - Новосибирской области.

В обоснование исковых требований указано следующее. Постановлением Жайылской районной госадминистрации № 435 от 15.08.2001 года опекуном над Маликовым А.Е., 30.12.1988 г.р. назначена бабушка – 000 Необходимость передачи под опеку вызвана смертью отца Маликова А.Е. – 000 года и в связи с неизвестным местонахождением его матери. 000 года мать Маликова А.Е. – 000 умерла. При определении под опеку жилое помещение за Маликовым не закреплялось. При обращении Маликова А.Е. в администрацию Октябрьского района г. Новосибирска с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, Маликову А.Е. было отказано, в связи с достижением 23-х летнего возраста. Поскольку истец полагает отказ неправомерным, так как до настоящего времени Маликов А.Е. жильем не обеспечен, прокурор в его интересах обратился в суд с настоящим иском.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме.

Маликов А.Е. исковые требования поддержал в полном объеме, дал соответствующие пояснения.

Представитель ответчика мэрии г. Новосибирска Колесникова В.А., действующая на основании доверенности, исковые требования, заявленные к мэрии, не признала, дала пояснения согласно письменному отзыву, из которого следует, что порядок предоставления жилого помещения определен законом. Органом исполнительной власти субъекта Федерации формируется список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Сводный список формируется на основании списков, представляемых органами местного самоуправления муниципального образования Новосибирской области. Лица, указанные в списках, включаются в сводный список в порядке очередности, исходя из времени постановки на учет нуждающихся. На основании сводного списка формируется финансирование затрат на приобретение жилых помещений. Распорядителем финансов является министерство социального развития Новосибирской области. Предоставление Маликову А.Е. в внеочередном порядке не предусмотрено законодательством.

Представитель ответчика, Министерства социального развития Новосибирской области Рахвалова Д.О., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования, заявленные к министерству, не признала, дала соответствующие пояснения.

Представитель третьего лица Правительства Новосибирской области в судебное заседание не явился, уведомлен о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, представил суду письменный отзыв на исковое заявление.

Представитель третьего лица администрации Октябрьского района г. Новосибирска в судебное заседание не явился, извещен, причины неявки суду не сообщил.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства в полном объеме, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, исходя из следующего.

Согласно статье 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Судом установлено, что Маликов А.Е., 000года рождения, имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается постановлением Жайылской районной госадминистрации № 435 от 15.08.2001 года, согласно которого опекуном над Маликовым А.Е., 000г.р., назначена его бабушка – 000

Установления опеки связано со смертью родителей Маликова: его отца 000 - 000 г.р. (л.д. 6, 9) и матери 000 года, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д. 10).

При определении под опеку жилое помещение за Маликовым А.Е. не закреплялось.

Для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилье, Маликов А.Е. как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей первоначально обратился в 2012 году с соответствующим заявлением в администрацию Октябрьского района г. Новосибирска. Письмом от 17.12.2012 ему было отказано в связи с представлением документов, не подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Впоследствии Маликов повторно обратился с заявлением в декабре 2013 г. (л.д. 67). Однако в предоставлении государственной услуги ему было отказано письмом от 19.05.2014 года, на основании достижения им возраста, превышающего 23 года (л.д. 16).

При определении под опеку жилое помещение за Маликовым А.Е. не закреплялось.

В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

В соответствии с п. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для их проживания в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к лицам, имеющим право на внеочередное получение жилья по социальному найма в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ в новой редакции (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В связи с указанными изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ утратил силу с 1 января 2013 года пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с частью 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Вместе с тем в силу статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ настоящий закон вступил в силу с 01.01.2013 г. Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

При таком положении, истец на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ должен был обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот.

По смыслу части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на истца лишь при наличии доказательств его обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.

Согласно пункта 1 статьи 1 Закона Новосибирской области от 05 июня 2013 г. N 331-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, заключаемым сроком на пять лет, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 квадратных метров общей площади на одного человека.

Обозначенным Законом Новосибирской области государственные полномочия Новосибирской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления.

Как следует из материалов дела, и, исходя из положений ФЗ N 159 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Маликов А.Е. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно выписки из домовой книги Маликов А.Е. с 27.12.2007 года зарегистрирован в квартире бабушки – 000., принадлежащей ей на праве собственности (л.д. 19) по адресу Алтайский край, Троицкий район, п. Октябрьский, ул. 000 д. 000, кв. 000 (л.д. 18).

Согласно уведомления Управления Росреестра по Алтайскому краю сведений о зарегистрированных правах Маликова А.Е. на недвижимое имущество в г. Новосибирске не имеется.

Из представленных в материалы дела документов, показаний свидетеля 000 следует, что Маликов А.Е. с 2007 года проживает на территории г. Новосибирска, что подтверждается справкой НВВКУ (л.д. 63), справкой с места жительства, выданной НГАСУ (Сибстрин) от 14.07.2014 года (л.д. 20), свидетельством о регистрации по месту пребывания № 9852 (л.д. 65), свидетельством о регистрации по месту пребывания № 4353 (л.д. 64), свидетельством о регистрации по месту пребывания № 789 (л.д. 62), а так же справкой ЗАО «ФинСиб» о том, что Маликов А.Е. работает в должности экспедитора с 08.12.2014 года по настоящее время (л.д. 66). Кроме того из показаний свидетеля 000. следует, что Маликов А.Е. с 2011 года не выезжал для проживания за пределы Новосибирской области, с 2013 года Маликов А.Е. проживает совместно со свидетелем по ул. Революции, д000, кв. 000, по договору аренды жилого помещения.

Согласно уведомлениям Управления Росреестра по Алтайскому краю и Управления Росреестра по Новосибирской области сведений о зарегистрированных правах Маликова А.Е. на недвижимое имущество на указанных территориях не имеется.

Кроме того, не использовано истцом и право приватизации жилья на территории г. Новосибирска, что подтверждается справками МКУ г. Новосибирска «Городское жилищное агентство» № 504297 от 17.07.2014 года (л.д. 21).

Для получения благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, согласно ФЗ N 159 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Закона Новосибирской области от 05.06.2013 года № 331-ОЗ, в 2012 году Маликов А.Е. обратился с соответствующим заявлением в администрацию Октябрьского района г. Новосибирска (л.д. 67). Однако в предоставлении государственной услуги ему было отказано письмом от 19.05.2014 года, на основании достижения им возраста, превышающего 23 года (л.д. 16).

Таким образом, до настоящего времени пригодное для проживания жилое помещение органами власти Маликову А.Е. предоставлено не было.

Право детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа установлено статьей 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Согласно пункту 9 указанной нормы право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Аналогичные по сути положения содержатся и в Закона Новосибирской области от 05.06.2013 года № 331-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей" (статья 1).

Исходя из системного анализа приведенных норм, возможность их распространения на Маликова А.Е. зависела от наличия у него нереализованного на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ (01 января 2013 года) права на обеспечение жильем, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно положениям части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции действовавшей до 01 января 2013 года) обеспечению жильем подлежали дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имевшие закрепленного жилого помещения.

Соответственно Маликов А.Е., как не имеющий закрепленного помещения, обладал потенциальным правом на обеспечение жилым помещением, в силу приведенного выше пункта 9 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21