Номер дела | 2-6095/2014 ~ М-4816/2014 |
Дата суд акта | 15 декабря 2014 г. |
Категория гражданского дела | Прочие исковые дела -> прочие (прочие исковые дела) |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Стороны по делу | |
ИСТЕЦ | Прокуратура Октябрьского района г. Новосибирска |
ИСТЕЦ | Мельник Д. А. |
ОТВЕТЧИК | Мэрия города Новосибирска |
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Правительство Новосибирской области |
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Министерство социального развития Новосибирской области |
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Администрация Октябрьского раойна г.Новосибирска |
Представитель ответчика | Колесникова В.А. |
Представитель ответчика | Лебедева Е.А. |
Представитель истца | Пиотровская А.Е. |
Российская федерация
Центральный районный суд города Новосибирска
630099, г. Новосибирск, ул. Горького, д.89
Дело № 2-6095, 6106/2014
16 декабря 2014 года
Центральный районный суд г. Новосибирска в составе:
судьи С.Л. Малахова
при секретаре О.А.Клыковой
с участием:
прокурора Д.А. Ермилова
представителей ответчиков В.А. Колесниковой
Е.А. Лебедевой
А.Е. Пиотровская
рассмотрев в открытом судебном заседании объединенное гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Новосибирска в интересах Мельник 000 и Мельник 000к мэрии г. Новосибирска, Министерству социального развития Новосибирской области о предоставлении жилого помещения
у с т а н о в и л:
Прокурор Октябрьского района г. Новосибирска в интересах Мельник 000 обратился в суд с иском к мэрии г. Новосибирска, Министерству социального развития Новосибирской области, просит суд обязать мэрию г. Новосибирска предоставить Мельник 000 жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, сроком на пять лет, в виде жилого дома или квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 кв.м. общей площади за счет средств бюджета субъекта - Новосибирской области.
В обоснование исковых требований указано следующее. Решением Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 28.05.1996 г. родители Мельник Д.А. и Мельник В.А. были лишены родительских прав в отношении детей. На основании решения Дзержинского районного совета народных депутатов г. Новосибирска от 25.12.2004 № 942 над несовершеннолетними Мельник Д.А. и Мельник И.А. 29.04.1988 г. назначен опекун Мельник 000 При лишении родительских прав за истцами было закреплено жилое помещение, которое впоследствии в результате поджара было признано непригодным для проживания. Истцам. В 2009 истцы были приняты на внеочередной учет, а в июне 2013 сняты с учеты в связи с включением в список детей сирот, подлежащих обеспечению жильем. Поскольку до настоящего времени истцы жильем не обеспечены, прокурор в их интересах обратился в суд с настоящим иском.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме, Мельник Д.А. и Мельник В.А. в судебное заседание не явились.
Представитель ответчика мэрии г. Новосибирска Колесникова В.А., действующая на основании доверенности, исковые требования, заявленные к мэрии, не признала, дала пояснения согласно письменному отзыву, из которого следует, что порядок предоставления жилого помещения определен законом. Органом исполнительной власти субъекта Федерации формируется список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Сводный список формируется на основании списков, представляемых органами местного самоуправления муниципального образования Новосибирской области. Лица, указанные в списках, включаются в сводный список в порядке очередности, исходя из времени постановки на учет нуждающихся. На основании сводного списка формируется финансирование затрат на приобретение жилых помещений. Распорядителем финансов является министерство социального развития Новосибирской области. Истцы включены в список, предоставление им жилья в внеочередном порядке не предусмотрено законодательством.
Представитель ответчика, Министерства социального развития Новосибирской области Лебедева Е.А., действующей на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования, заявленные к министерству, не признала, дала пояснения согласно письменным отзывам, в которых указала, что истцы включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. В связи с этим требования истцов не могут быть удовлетворены, поскольку нарушение их прав отсутствует.
Представитель третьего лица Правительства Новосибирской области Пиотровская А.Е. в судебном заседании разрешение исковых требований оставила на усмотрения суда, указав, что нарушение прав истцов нет, поскольку они включены в список лиц подлежащих обеспечению жильем в порядке очередности.
Представитель третьего лица администрации Октябрьского района г. Новосибирска в судебное заседание не явился, извещен, причины неявки суду не сообщил.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства в полном объеме, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, исходя из следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
На основании решения Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 28.05.1996 г. родители истца – мать 000 и отец 000 лишены родительских прав в отношении сыновей Мельник 000, 000 года рождения, и Мельник 000, 000 года рождения, а также дочери Мельник 000 000 года рождения.
Таким образом, судебным разбирательством установлено и не оспаривается ответчиками, что Мельник Д.А., 000 года рождения, имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании решения Исполнительного комитета Дзержинского районного совета народных депутатов от 25.12.1990 № 942 над несовершеннолетними Мельник Д.А., Мельник В.А., Мельник И.А. установлено опекунство Мельник 000.
Как следует из постановления администрации Октябрьского района г. Новосибирска от 14.03.1997 г. № 221 за несовершеннолетними Мельник Д.А., Мельник И.А., Мельник В.А. закреплена жилая площадь по адресу: ул. Дунайская, 000,кв.000. г. Новосибирск.
13.01.2008 жилое помещение по вышеуказанному адресу было повреждено в результате пожара, что подтверждается актом о пожаре ОГПН Октябрьского района г. Новосибирска от 13.01.2008 г.
Приказом администрации Октябрьского района № 909-од от 06.07.2009 было отменено постановление № 221 о закреплении за несовершеннолетними Мельниковыми жилого помещения по ул. Дунайская, 000.
Приказом № 1178-од от 28.08.2009 администрации Октябрьского района г. Новосибирска Мельник Д.А. и Мельник В.А. приняты на внеочередной учет детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Впоследствии приказом № 1302-од от 27.06.2013 администрации Октябрьского района г. Новосибирска Мельник Д.А. и Мельник В.А. сняты с вышеуказанного учета очередности
Приказом администрации Октябрьского района № 1305-од от 28.06.2013 истцы включены в список детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Приказом № 1178-од от 28.08.2009 администрации Октябрьского района г. Новосибирска Мельник Д.А. и Мельник В.А. приняты на внеочередной учет детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Впоследствии приказом № 1302-од от 27.06.2013 администрации Октябрьского района г. Новосибирска Мельник Д.А. и Мельник В.А. сняты с вышеуказанного учета очередности.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Пункт 4 указанной статьи устанавливает обстоятельства, при которых признается невозможным проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.
К таким обстоятельствам закон относит проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); непригодность жилых помещений для постоянного проживания или несоответствие установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации; а также иные обстоятельства.
Как установлено выше, при лишении родительских прав родителей за Мельниковыми было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: ул. Дунайская, 000,кв.000., которое в последствии было повреждено в результате пожара 13.01.2008 г..
Вышеуказанное закрепленное жилье после пожара было обследовано комиссией из состава специалистов администрации Октябрьского района г. Новосибирска, которая по результату обследования составила Акт от 14.11. 2013 обследования жилого помещения, нанимателем или членом семьи нанимателя по договору социального найма либо собственником которого является несовершеннолетний, относящийся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или лицо из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как следует из выводов комиссии в доме по ул. Дунайская, 000 никто не проживает, нет окон, крыши и дверей. Санитарно – техническое состояние жилого помещения неудовлетворительное.
На основании вышеуказанного Акта от 14.11. 2013 Межведомственная комиссия Октябрьского района приняла решение 19.11.2013 о признании факта невозможности проживания Мельник Д.А., Мельник И.А. и Мельник В.А. по вышеуказанному адресу.
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Новосибирской области сведений о зарегистрированных правах Мельник Д.А. и Мельник В.А. на недвижимое имущество в г. Новосибирске не имеется.
Кроме того, не использовано истцами и право приватизации жилья на территории г. Новосибирска, что подтверждается справками МКУ г. Новосибирска «Городское жилищное агентство» № 495940 и № 495940 от 29.01.2014.
Таким образом, до настоящего времени истцам пригодное для проживания жилое помещение органами власти предоставлено не было.
Приказом администрации Октябрьского района № 1305-од от 28.06.2013 истцы включены в список детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Доводы ответчиков об отсутствии нарушения прав истцов в связи с включением их в указанный выше список суд полагает ошибочными.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства. При этом право носит заявительный характер. С момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом. Ненадлежащее исполнение соответствующим органом власти установленных законом обязанностей не может служить препятствием для реализации гражданином его прав, в том числе жилищных.
Следовательно, исходя из обстоятельства, что право истцов на обеспечении жилым помещением было ими реализовано, что подтверждается принятием их на учет в 2009 году, т.е. до 01.01.2013г до момента вступления в силу изменений в законодательство, регулирующие отношения по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилых помещений., суд приходит к выводу о, что к рассматриваемым правоотношениям подлежит применению законодательство, действующее до 01.01.2013 г. случаю
В силу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент постановки на учет истцов вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «Дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей сирот и детей являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу части 8 указанного закона N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилым помещением Мельник Д.А. и Мельник В.А. было ими реализовано до принятия в вступления в законную силу Федерального закона № 15-ФЗ от 29.02.2012 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что поскольку внеочередное предоставление жилых помещений лицам, отнесенным к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривалось действующим на момент постановки истцов на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения законодательством, однако до настоящего времени указанное право Мельник Д.А. и Мельник В.А. не было реализовано по независящим от них причинам, на мэрию г. Новосибирска подлежит возложение обязанности предоставить истцам жилые помещения по договору найма специализированного жилого помещения на основании части 1 статьи 1 Закона Новосибирской области от 05.07.2013 № 331-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в городе Новосибирске, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 квадратных метров общей площади на одного человека.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
Обязать мэрию города Новосибирска предоставить в течении месяца после вступления решения в законную силу Мельник 000, 000 года рождения, Мельник 000, 000 года рождения жилые помещения по договору найма специализированного жилого помещения в виде жилого дома или квартиры в городе Новосибирске, благоустроенных применительно к усло