Номер дела 2-2930/2018 ~ М-1696/2018
Дата суд акта 14 июня 2018 г.
Категория гражданского дела Прочие исковые дела -> прочие (прочие исковые дела)
Субъект РФ Новосибирская область
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Стороны по делу
ИСТЕЦ Прокурор Ленинского района г. Новосибирска
ОТВЕТЧИК Мэрия города Новосибирска
ОТВЕТЧИК Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Мэрии города Новосибирска
ТРЕТЬЕ ЛИЦО Муниципальное казенное учреждение г. Новосибирска "Горсвет"
Представитель истца Сниккарс А.Н.
Представитель ответчика Рядкова Я.В.

Дело № 2-2930/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 июня 2018 г. г. Новосибирск

Центральный районный суд города Новосибирска в составе:

судьи

Коцарь Ю.А.

секретаря судебного заседания

Кулаковой К.С.

при участии представителя истца

Сниккарс А.Н.

представителя ответчика

Рядковой Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района города Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц к мэрии города Новосибирска, департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска о понуждении к устранению нарушений требований законодательства,

у с т а н о в и л:

Прокурор Ленинского района г. Новосибирска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска, мэрии г. Новосибирска, в котором просит обязать мэрию г. Новосибирска и департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска оборудовать пешеходный переход, обозначенный дорожными знаками 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход» Правил дорожного движения РФ, расположенный на ул. Титова в районе здания № 93, дублирующими дорожными знаками 5.19.1 «Пешеходный переход» в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», ограждениями перильного типа в полном объеме в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»; установить ответчику срок для совершения указанных действий.

Представитель истца - помощник прокурора Центрального района г. Новосибирска Сниккарс А.Н. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, на их удовлетворении настаивала.

Представитель ответчика - департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска - Рядкова Я.В. в судебном заседании согласилась с выявленными прокурором нарушениями законодательства, указала, что исправить выявленные нарушения не представляется возможным в связи с отсутствием финансирования, просила предоставить срок для устранения указанных недостатков в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Ответчик мэрия города Новосибирска в судебное заседание своего представителя не направил, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Третье лицо МКУ г. Новосибирска «Горсвет» в судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежащим образом, о причинах неявки не сообщило.

Руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон, уведомленных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.

Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом установлено, что в прокуратуру Ленинского района г. Новосибирска поступило обращение начальника Отдела ГИБДД Управления МВД России по г. Новосибирску Маслюка Е.В. о нарушении законодательства безопасности дорожного движения (л.д. 7-10).

Согласно справке от 30.03.2018 г., составленной государственным инспектором ОГИБДД Управления МВД России по г. Новосибирску Матвеевым Д.С., на регулируемом пешеходном переходе через проезжую часть по ул. Титова в районе дома №93, имеющей две полосы направления в одну сторону, отсутствует дублирующий дорожный знак 5.19.1 над проезжей частью, чем нарушен п. 5.1.6 ГОСТ Р52289-2004; перед пешеходными переходами пешеходные ограждения перильного типа установлены не в полном объеме, чем нарушен п. 4.5.2.6 ГОСТ Р 52766-07 (л.д. 4).

Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела фотоматериалами (л.д. 5).

Согласно п. 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2004 Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств (утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст) на дорогах с двухсторонним движением с двумя и более полосами для движения в данном направлении, а также на дорогах с односторонним движением с тремя и более полосами знак 5.19.1 дублируют над проезжей частью.

У наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием должны быть установлены ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа с двух сторон дороги на расстоянии не менее 50 м в обе стороны от пешеходного перехода (п. 4.5.2.6 ГОСТ Р 52766-07 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования).

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона РФ от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона РФ от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (ч. 1 ст. 34 Федерального закона РФ от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности»).

Согласно п. 5 ч. 4 ст. 42 Устава города Новосибирска, принятому решением городского Совета Новосибирска от 27.06.2007 N 616, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесено к полномочиям мэрии города Новосибирска в области градостроительной деятельности, строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, торгового и бытового обслуживания населения города Новосибирска.

В соответствии с п. 5 ч. 9 Устава города Новосибирска к вопросам местного значения города Новосибирска относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для выполнения обязанностей по осуществлению дорожной деятельности решением городского Совета г. Новосибирска № 654 от 27.06.2007 «Об утверждении положения о департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска» был учрежден департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска, который является структурным подразделением (отраслевым органом) мэрии города Новосибирска.

Согласно пункту 2.1 Положения «О департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска», утвержденного Решением городского Совета Новосибирска от 27.06.2007 г. N 654, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска, а также обеспечение осуществления иных полномочий мэрии в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Неудовлетворительное состояние вышеуказанных участков дорог отрицательно влияет на безопасность дорожного движения и создает опасность причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, выявленные прокурором нарушения департаментом транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска требований законодательства в области безопасности дорожного движения нашли свое подтверждение по представленным материалам дела. Данный факт ответчиком не опровергнут. Доказательств надлежащего содержания автомобильной дороги в районе ул. Титова, д. 93 данный ответчик суду не представил.

Способом, которым в данном случае могут быть защищены права неопределенного круга лиц в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В связи с чем, суд находит заявленные требования законными и подлежащими удовлетворению именно к департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска, поскольку именно указанный ответчик, как отраслевой орган мэрии г. Новосибирска, является ответственным за надлежащее осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска и обеспечение безопасности дорожного движения на них. По указанным мотивам суд возлагает обязанность по устранению выявленных нарушений законодательства в области безопасности дорожного движения на департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска. Оснований для удовлетворения требований истца к мэрии г. Новосибирска суд не находит.

С учетом обстоятельств дела, характера выявленных нарушений и данных представителем департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска пояснений, суд считает возможным установить срок ответчику для исполнения настоящего решения суда в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В силу части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Поскольку департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска является органом муниципальной власти, финансирование которого осуществляется за счет бюджетных средств, а использование предоставленного финансирования обусловлено проведением определенных законом процедур, суд полагает возможным установить срок для исполнения решения суда – шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Ленинского района города Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц к мэрии города Новосибирск, департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска о понуждении к устранению нарушений требований законодательства удовлетворить частично.

Обязать Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать регулируемый пешеходный переход, обозначенный дорожными знаками 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход», расположенный в районе дома 93 по улице Титова в городе Новосибирске, дублирующими дорожными знаками 5.19.1 «Пешеходный переход» в соответствеии с ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», огражденьями перильного типа в полном объеме, в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

Исковые требования прокурора Ленинского района города Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц к мэрии города Новосибирск о понуждении к устранению нарушений требований законодательства оставить без удовлетворения.

Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд вынесший решение.

Мотивированное решение суда составлено 09 июля 2018 года.

Судья (подпись) Ю.А. Коцарь

КОПИЯ

Подлинное решение находится в материалах дела № 2-2930/2018, находящегося в Центральном районном суде г. Новосибирска

Судья Ю.А. Коцарь