Номер дела 2-3148/2013 ~ М-1866/2013
Дата суд акта 20 мая 2013 г.
Категория гражданского дела Споры из нар. пенс. зак. - иски физ.лиц к Пенсионному фонду РФ
Субъект РФ Новосибирская область
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Стороны по делу
ИСТЕЦ Грищук Л. П.
ОТВЕТЧИК Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Новосибирска
Представитель ответчика Аксененко И.В.

Дело № 2-3148/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 мая 2013 года город Новосибирск

Ленинский районный суд города Новосибирска в лице судьи Васильева Д.С.

при секретаре судебного заседания Гусаковой Е.В.

с участием истицы Грищук Л.П., представителя ответчика Аксененко И.В.

рассмотрел гражданское дело по иску Грищук Ларисы Петровны к государственному учреждению Управлению ПФР в Ленинском районе города Новосибирска,

УСТАНОВИЛ:

Грищук Л.П. обратилась в суд с иском к государственному учреждению Управлению ПФР в Ленинском районе города Новосибирска о включении в стаж работы периодов нахождения на курсах повышения квалификации, отпуска по уходу за ребенком до трех лет, в должности заведующего фельдшерским акушерским пунктом – фельдшером, обязании ответчика досрочно назначить пенсию по старости с момента обращения.

Свой иск мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении и выплате пенсии. Решением от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении ее заявления отказано по мотиву недостаточности специального медицинского стажа. По выводам ответчика, этот стаж составил 25 лет 09 месяцев 24 дня при требуемом 30 лет. К этим выводам ответчик пришел, поскольку не засчитал в специальный медицинский стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации, отпуска по уходу за ребенком, а также нахождения ее в должности заведующего фельдшерско-акушерского пункта-фельдшера. Решение о незачете этих периодов незаконно. Повышение квалификации является выполнением служебных обязанностей, поскольку медицинский работник обязан повышать квалификацию. Согласно действующему на момент начала ее отпуска по уходу за ребенком законодательству эти периоды включались в специальный стаж. Поскольку закон обратной силы не имеет, оснований для применения действующего трудового законодательства к данным отношениям нет. Что касается периода работы заведующим фельдшерско-акушерским пунктом-фельдшером, то следует учитывать, что в соответствии со Списком должностей, действующим на момент занятия этой должности, в специальный стаж включались периоды работы среднего медицинского персонала, к которым относятся фельдшеры.

В судебном заседании истица Грищук Л.П. доводы иска поддержала.

Представитель ответчика ГУ Управление ПФР по <адрес> Аксененко И.В. против удовлетворения иска возражала, в представленном отзыве указала, что ныне действующим законодательством возможность включения в специальный медицинский стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации и в отпуске по уходу за ребенком. Должность заведующего фельдшерско-акушерского пункта не предусмотрена Списком должностей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781.

Суд, выслушав объяснения и изучив материалы дела, приходит к следующему.

Из материалов дела видно, что истице Грищук Л.П. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с незачетом в специальный медицинский стаж следующих периодов:

- нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц 16 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц 12 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц 13 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц 16 дней) – всего 6 месяцев 1 день;

- нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 1 месяц 6 дней);

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 года 4 месяца 10 дней) – в должности заведующего фельдшерско-акушерского пункта поселка Витаминка Новосибирской центральной районной больницы.

Оценивая обоснованность отказа пенсионного органа зачесть в специальный стаж периода нахождения на курсах повышения квалификации суд учитывает, что согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Кроме того, повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы медицинским работником (статья 54 Основ законодательства об охране здоровья граждан).

Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем отказ суда во включении в стаж работы по специальности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации нельзя признать соответствующим вышеназванным положениям закона.

В соответствии с разъяснением пункте 27 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).

Истица Грищук Л.П. ушла в отпуск по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Грищук Л.П. работала заведующей фельдшерско-акушерским пунктом поселка <данные изъяты> «<данные изъяты>».

В приказе главного врача Новосибирского района от ДД.ММ.ГГГГ первоначально было указано, что Литвиненко (Грищук) Л.П. принята на должность «<данные изъяты><данные изъяты>».

В данный приказ внесены исправления, с расшифровкой сокращения «ф-р» как фельдшер (л.д.13).

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной <адрес>ной больницей, Грищук Л.П. в указанный период работала полный рабочий день на полную ставку в штатной должности «<данные изъяты>».

В соответствии с разъяснением, данным в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при определении права на досрочную пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ (введен Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ) лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на досрочную пенсию по старости при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, - при наличии не менее 30 лет стажа. Исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке. Судам следует учитывать, что указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 названных Правил).

Согласно действующему ранее регулированию (Перечень учреждений, организаций и должностей, утвержденный Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 N 1397) работа в учреждениях скорой помощи в должности фельдшера независимо от наименования должности включалась в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности были включены в Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464.

В наименовании должностей, предусмотренных в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066, указаны должности среднего медицинского персонала: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (или фельдшер, или медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер, медицинским пунктом - медицинская сестра (или фельдшер); фельдшер.

Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, в специальный стаж подлежит включению работа среднего медицинского персонала в должностях: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра (фельдшер); фельдшер.

При этом в законодательстве определение термина "средний медицинский персонал" не раскрывается, в связи с чем следует руководствоваться по аналогии Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения", где к медперсоналу отнесены руководители учреждений, в том числе пунктом 2 "заведующий отделением", а в соответствии с примечанием N 1 наименование должностей дополняется наименованием раздела работы, руководство которым он осуществляет. В ранее принятых Номенклатурах дана та же редакция.

Грищук Л.П. являясь заведующим фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшером, относилась к среднему медперсоналу, то есть ее должность предусматривалась действующим Списком должностей.

При условии включения указанных выше периодов (5 лет 11 месяцев 17 дней) специальный медицинский стаж истицы (с учетом зачтенного пенсионным органом стажа 25 лет 9 месяцев 24 дня) составит 31 год 9 месяцев 11 дней, то есть более 30 лет, в связи с чем отказ в назначении пенсии является незаконным.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд