Номер дела | 2а-924/2016 (2а-7305/2015;) ~ М-7628/2015 |
Дата суд акта | 9 февраля 2016 г. |
Категория гражданского дела | Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Стороны по делу | |
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Гамза А. В. |
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Призывная комиссия Центрального округа г.Новосибирска |
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Отдел Военного комиссариата Новосибирской области по Октябрьскому и Центральному административному округу г.Новосибирска |
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Администрация Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области |
Представитель истца | Данилов Д.А. |
Представитель ответчика | Пругова А.Н. |
Дело №2а-924/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 февраля 2016 годаг.Новосибирск
Октябрьский районный суд г. Новосибирска в составе:
Председательствующего судьи Мяленко М.Н.,
При секретаре Боровко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Гамза А.В. к ЮЛ1, ЮЛ2, ЮЛ3 и ЮЛ4 об оспаривании действий,
У С Т А Н О В И Л:
Гамза А.В. обратился в суд с административным иском к ЮЛ1, ЮЛ2, ЮЛ3 и ЮЛ4 и с учетом уточнения требований просит: признать решение ЮЛ2 от <данные изъяты>. о зачислении в запас Гамза А.В., как не прошедшего военную службу, не имевшего на то законных оснований, незаконным; обязать ЮЛ2 вынести решение о зачислении в запас Гамза А.В., как не прошедшего военную службу, в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу по достижении им возраста <данные изъяты>; обязать ЮЛ1 выдать военный билет Гамза А.В. в связи с зачислением в запас, как не прошедшего военную службу, в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что /дата/. состоялось заседание ЮЛ2, в ходе которого принято решение о зачислении Гамза А.В. в запас, как не прошедшего военную службу, не имея на то законных оснований. Истец считает данное решение незаконным, поскольку Гамза А.В. не прошел военную службу до достижения им возраста <данные изъяты> на законных основаниях, вследствие предоставления отсрочек от призыва на военную службу. В период с /дата/ по /дата/ Гамза А.В. обучался на очной форме в ЮЛ5 а потому в соответствии с п.2 ст.24 ФЗ от 28.03.1998г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в период с /дата/ по /дата/. имел право на получение отсрочки от призыва на военную службу в связи с обучением по очной форме в ЮЛ5 – образовательной организации имеющей государственную аккредитацию программ специалитета. После окончания университета Гамза А.В. обучался в интернатуре при ЮЛ5 по специальности <данные изъяты> с /дата/. по /дата/., что также дает право на отсрочку от призыва на военную службу. Во время обучения истец состоял на воинском учете в военно-учетном подразделении ЮЛ5, что подтверждается справкой от /дата/. №. Обучение истца в интернатуре подтверждается дипломом о послевузовском профессиональном образовании (интернатура) №, регистрационный № от /дата/ а также справкой № от /дата/. Таким образом, согласно п.6.1 ст. 163 ФЗ от 02.07.2013г. № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Гамза А.В. с /дата/. по /дата/. имел право на получение отсрочки от призыва на военную службу в связи с обучением по основным профессиональным образовательным программам послевузовского медицинского образования в интернатуре при ЮЛ5 по специальности <данные изъяты> /дата/. Гамза А.В. исполнилось <данные изъяты>, вследствие чего истец призыву на военную службу не подлежал. Таким образом, Гамза А.В. не прошел военную службу до достижения им возраста <данные изъяты> на законных основаниях, вследствие предоставления отсрочек от призыва на военную службу, в связи с чем, подлежал зачислению в запас с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу по достижении им возраста <данные изъяты>
Также административный истец указал, что решение ЮЛ2 нарушает его права, поскольку предоставление справки взамен военного билета при трудоустройстве будет охарактеризовывать Гамза А.В. как недобросовестного гражданина, уклоняющегося от исполнения воинской обязанности, что существенно повлияет на возможность дальнейшей реализации его трудовых прав.
В судебном заседании административный истец и его представитель Данилов Д.А. заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель административных ответчиков ЮЛ1, ЮЛ2 – Пругова А.Н. в судебном заседании заявленные истцом требования не признала, пояснила, что Гамза А.В. состоит на воинском учете в ЮЛ1 с /дата/. /дата/. решением ЮЛ6 Гамза А.В. признан «А» - годным к военной службе, той же датой предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до /дата/. (на время учебы в ЮЛ5), в соответствии с пп. «б» п.2 ст. 24 ФЗ от 28.03.1998г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». /дата/. Гамза А.В. лично под роспись получил повестку, согласно которой обязан был /дата/. явиться в ЮЛ1 для прохождения медицинского освидетельствования и призывной комиссии. В установленный повесткой срок Гамза А.В. не явился. Сотрудниками отдела были приняты все возможные меры по розыску Гамза А.В., в том числе в адрес ЮЛ7 направлено обращение об установлении местонахождения гражданина, оповещение силами сотрудников ЮЛ1, которые положительных результатов не принесли. /дата/. (по достижении <данные изъяты>) подготовлен материал на заседание ЮЛ2 для принятия заключения о признании гр.Гамза А.В. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований и решения о зачислении в запас. /дата/. Гамза А.В. принес в ЮЛ1 справку от /дата/. № о том, что он /дата/. по /дата/. обучался в клинической интернатуре в ЮЛ5. По окончании действия первой отсрочки /дата/. Гамза А.В. не прибыл на заседание ЮЛ2, не представил документы об обучении. В результате чего, ЮЛ2 в отношении него решений о предоставлении отсрочки для учебы в интернатуре не выносила. /дата/. Гамза А.В. прибыл в ЮЛ1 за оформлением военного билета, после чего был направлен на ЮЛ2 для принятия заключения о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований и решения о зачислении в запас. /дата/. решением ЮЛ2 Гамза А.В. в соответствии с п.1.1. ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» зачислен в запас, как не прошедший военную службу, не имея на то законных оснований. Также указала, что ЮЛ2 является органом, который организует призыв на военную службу, данный орган принимает решение о призыве на военную службу, освобождения от призыва на военную службу, выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Решения ЮЛ2 могут быть обжалованы в соответствии с нормами действующего законодательства, при этом, суд не вправе понуждать ЮЛ2 принять решение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву на законных основаниях, поскольку это входит в компетенцию ЮЛ2.
Представитель административного ответчика ЮЛ3 и ЮЛ4 в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, направил в суд письменный отзыв, просит рассмотреть дело в их отсутствие, также указал, что к полномочиям ЮЛ3 не относятся вопросы, связанные с организацией призыва граждан Российской Федерации на военную службу. ЮЛ3 является председателем ЮЛ2 на период работы ЮЛ2
Выслушав пояснения административного истца и его представителя, представителя административных ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указано, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в РФ иностранных граждан осуществляется Федеральным законом N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
В соответствии с частью 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Согласно пункту 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года N 663, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 01 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Из материалов дела следует, что Гамза А.В., /дата/ года рождения, принят на воинский учет в ЮЛ1 /дата/. (л.д.47 оборот) и подлежал призыву на военную службу до достижения им <данные изъяты>
Согласно выписке из протокола заседаний ЮЛ2 № от /дата/. Гамза А.В., будучи годным к военной службе, зачислен в запас, как не прошедший военную службу, не имевший на то законных оснований (л.д.53).
/дата/. заявитель достиг возраста <данные изъяты> и был снят с воинского учета призывников по достижению <данные изъяты> возраста. Воинскую обязанность и несение воинской службы не осуществлял, на военную службу не призывался.
Как усматривается из учетной карточки призывника, на основании решения призывной комиссии № от /дата/. Гамза А.В. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по подп. «а» п.2 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до /дата/. (л.д. 46-47).
Статья 10 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" закрепляет обязанности граждан по воинскому учету, к которым, в частности, относятся обязанности: состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания) в военном комиссариате; явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет; сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания; явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из РФ на срок более шести месяцев или въезде в РФ.
Кроме того, граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства или места пребывания, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет.
Как видно из материалов личного дела призывника, /дата/. Гамза А.В. была вручена повестка о явке в военный комиссариат /дата/. (л.д.48).
Между тем, как указано выше, Гамза А.В. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до /дата/
Согласно архивной справки ЮЛ5 от /дата/. № (л.д.8-9), приказом № от /дата/. Гамза А.В. зачислен студентом первого курса <данные изъяты> факультета с /дата/. Решением государственной комиссии Гамза А.В. присвоена квалификация <данные изъяты> с /дата/.
Таким образом, до /дата/. Гамза А.В. имел право на получение отсрочки от призыва на военную службу в связи с обучением по очной форме в ЮЛ5, что сторонами в ходе судебного разбирательства не оспаривалось.
Также из личного дела Гамза А.В. следует, что Гамза А.В. вызов о явке в военный комиссариат на /дата/., /дата/. вручить не представилось возможным. Повестки вручались по адресу: <адрес>. В ходе проводимой проверки дома никого не оказалось (л.д.50,51).
Согласно выписки из домовой книги на квартиру <адрес>, Гамза А.В. с /дата/. по настоящее время зарегистрирован по указанному адресу по месту жительства.
Порядок организации взаимодействия военных комиссариатов и органов внутренних дел определен Инструкцией "Об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности", утвержденной Приказом Министра обороны РФ N 366, МВД РФ N 789, ФМС РФ N 197 от 10 сентября 2007 года (далее - Инструкция), в соответствии с п. 2 которой военные комиссары субъектов Российской Федерации, министры внутренних дел, начальники главных управлений (управлений) внутренних дел по субъектам Российской Федерации в работе по розыску граждан, не исполняющих воинскую обязанность, в том числе уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу, прохождения военной службы или военных сборов, и в обеспечении мероприятий, связанных с воинским учетом и призывом на военную службу: а) организуют взаимодействие военных комиссариатов субъектов Российской Федерации и органов внутренних дел по субъектам Российской Федерации; б) разрабатывают (до 20 января) и реализуют ежегодные планы взаимодействия; в) проводят ежемесячно в период первоначальной постановки граждан на воинский учет и призыва на военную службу совместные совещания; г) подводят два раза в год (в январе и июле) итоги совместной работы с составлением соответствующих протоколов, анализируют выявленные недостатки и принимают меры по их устранению.
Подпунктами "ж" и "з" п. 4 Инструкции предусмотрено, что военные комиссары направляют в ходе проведения очередного призыва граждан на военную службу письменные обращения в соответствующий горрайорган внутренних дел об обеспечении прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, персонально указанных в письменном обращении граждан, оповестить которых в установленном порядке не представилось возможным, с приложением повесток, подлежащих вручению им в случае установления фактического местонахождения; осуществляют в установленном порядке учет направленных в горрайорганы внутренних дел письменных обращений и результатов их рассмотрения.
Начальники горрайорганов внутренних дел или лица, исполняющие их обязанности при получении письменных обращений военных комиссаров об обеспечении прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, принимают необходимые меры по установлению фактического местонахождения этих граждан и вручения им повестки для прибытия в военный комиссариат на эти мероприятия; направляют в военные комиссариаты материалы о проведенных мероприятиях по установлению фактического местонахождения граждан, не исполняющих воинскую обязанность, в том числе уклоняющихся от мероприятий, связанных с постановкой на воинский учет и призывом на военную службу,