Номер дела 2-3258/2014 ~ М-2871/2014
Дата суд акта 7 августа 2014 г.
Категория гражданского дела Прочие исковые дела -> прочие (прочие исковые дела)
Субъект РФ Новосибирская область
Результат ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Стороны по делу
ИСТЕЦ Леонова Н. В.
ОТВЕТЧИК ФГКУ " Центррегионжилье"
Представитель истца Молодцева Т.А.
Представитель ответчика Осинцева Н.В.

Дело №2-3258/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 августа 2014 года г.Новосибирск

Октябрьский районный суд города Новосибирска в составе:

Председательствующего судьи Мяленко М.Н.,

при секретареНикитиной С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Леоновой Н.В. к ЮЛ1 в лице ЮЛ2 о признании решения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях незаконным,

установил:

Леонова Н.В. обратилась в суд с иском к ЮЛ1 в лице ЮЛ2 и просит признать незаконным и отменить решение ЮЛ1 в лице ЮЛ2 о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях от /дата/г.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что она является вдовой военнослужащего ФИО1, имеющего календарный стаж военной службы <данные изъяты> При жизни ФИО1 на основании ФЗ «О статусе военнослужащих» состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях в составе семьи из двух человек: он и истец. Пунктом 1 ст. 15 указанного закона, ФИО1 и членам его семьи было гарантировано предоставление жилого помещения. При жизни ФИО1 гарантированное ему и членам его семьи жилье на основании закона «О статусе военнослужащих» предоставлено не было, поэтому после его смерти истец как вдова военнослужащего продолжала состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях на основании указанного Федерального закона и приказа ЮЛ3 от /дата/ ей было гарантировано предоставление жилья с учетом доли умершего ФИО1 Однако, решением ЮЛ2 от /дата/ она была снята с учета нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, на основании п.5 ч.1 ст. 56 ЖК РФ. Основанием для его принятия послужило то обстоятельство, что на основании распоряжения ЮЛ4 от /дата/ ФИО1 предоставлялся в собственность земельный участок из земель населенных пунктов площадью <данные изъяты> кв.м. для строительства и дальнейшей эксплуатации жилого дома по <адрес>. Тем самым ответчик посчитал, что имеются основания, предусмотренные п.5 ч.1 ст. 56 ЖК РФ. Кроме того, в решении указано, что истец обеспечена общей площадью <данные изъяты> кв.м. жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, установленной в <адрес>, поскольку не смотря на отказ от приватизации комнат , в доме <адрес>, сохранила право пользования указанными жилыми помещениями, при этом не приняла должных мер к выделению причитающейся ей в них доли. Истец считает указанное решение не законным и не обоснованным, поскольку ФИО1 состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях на основании ФЗ «О статусе военнослужащих». Земельный участок был предоставлен ФИО1 не как военнослужащему, отвечающему условиям ФЗ «О статусе военнослужащих» необходимым для предоставления жилого помещения как нуждающемуся, а как ветерану боевых действий, на основании ФЗ №5-ФЗ от 12.05.1995 «О ветеранах», Закона № 108-ОЗ от 14.04.2003г. «Об использовании земель на территории Новосибирской области». Тем самым считает, что условия п.5 ч.1 ст. 56 ЖК РФ к сложившимся правоотношениям не применимы. Указание в решении на сохранившееся за истцом право пользования комнатами , в доме <адрес> то данному обстоятельству уже давалась оценка ЮЛ1 Так, в письме от /дата/. на имя истца, указано, что при нормативном расчете размера предоставления общей площади жилого помещения будет учитываться отчужденная общая жилая площадь, причитавшаяся ФИО1 и Леоновой Н.В., в связи с чем она будет обеспечена жилым помещением в соответствии с приказом ЮЛ3 от /дата/ в пределах причитающейся ей площади жилья с учетом доли умершего супруга из расчета <данные изъяты>

В судебное заседание истец Леонова Н.В. не явилась, о дне слушания дела извещена, направила в суд своего представителя Молодцеву Т.А., которая поддержала требования истца в полном объеме.

Представитель ответчика – Осинцева Н.В. в судебном заседании требования истца не признала, пояснила, что порядок реализации права на жилище определен в ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», а порядок обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ соответствующей Инструкцией, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010г. № 1280. Решение от /дата/ было вынесено в силу имеющихся полномочий, на основании п.5 ч.1 ст. 56 ЖК РФ: в связи с предоставлением в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома. Законодательством предусмотрено бесплатное выделение органом местного самоуправления земельного участка для строительства индивидуального жилого дома как один из способов обеспечения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, жильем. Данное право предоставляется военнослужащему один раз. ФИО1. распорядился названным земельным участком по своему усмотрению, произведя отчуждение /дата/ Кроме того, Леонова Н.В. проживает и зарегистрирована в жилом помещении по адресу: <адрес>, помещение ,, с /дата/г., совместно с ней зарегистрирован и проживает сын ФИО2 По решению ЮЛ5 от /дата/г. спорное жилое помещение передано в общую долевую собственность ФИО3 ФИО4 ФИО4 умер /дата/ Леонова Н.В. /дата/. выразила отказ от участия в приватизации занимаемого по договору социального найма жилого помещения в <адрес>, помещение . Вышеуказанным решением подтверждено, что права пользования спорным жилым помещением Леонова Н.В. не утратила. При этом Леонова Н.В. обеспечена общей площадью (<данные изъяты> жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, установленной в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства пунктом 4.1. Положения о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования города Новосибирска, принятого решением городского Совета Новосибирска от 28.09.2005г., в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. Указанные обстоятельства исключают возможность нахождения истца на учете нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма. Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что военнослужащий утрачивает право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с прекращением юридических фактов, лежащих в основании возникновения данного права. Принимая во внимание, что ФИО1 состоящему на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, органом местного самоуправления был предоставлен в собственность бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства, учитывая, что Леонова Н.В. обеспечена жилым помещением по нормам действующего законодательства, следует, что она утратила основания, дающие ей право на получение жилого помещения по договору социального найма, и на основании п.5 ч.1 ст. 56 ЖК РФ правомочно снята с учета нуждающихся в жилых помещениях решением начальника ЮЛ2 от /дата/

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

Судебным разбирательством установлено, что с /дата/ ФИО1 был поставлен на учет нуждающихся в получении жилых помещений, что подтверждается копией карточки военнослужащего, находящегося на квартирном обеспечении в ЮЛ3 (л.д.157-159), не оспаривалось сторонами в ходе судебного разбирательства.

В качестве члена семьи военнослужащего ФИО1 также указана его жена – Леонова Н.В.

Согласно приказа от <данные изъяты>. майор ФИО1, <данные изъяты>, в соответствии с федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас. На момент увольнения выслуга лет в Вооруженных силах составила <данные изъяты> (л.д.10).

В соответствии с ч.1 ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется по их желанию право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо на получение ими земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов.

Распоряжением ЮЛ4 от /дата/ ФИО1 предоставлен в собственность земельный участок из земель населенных пунктов площадью <данные изъяты> кв.м. для строительства и дальнейшей эксплуатации индивидуального жилого дома по <адрес> (л.д.11-12).

Согласно ответа ЮЛ6 от /дата/. (л.д.13)., указанный выше земельный участок предоставлен ФИО1, как ветерану боевых действий.

/дата/ Леонов Л.А. распорядился указанным земельным участком, заключив договор купли-продажи земельного участка (л.д.103-104).

ФИО1 умер /дата/. (л.д.147).

Решением начальника ЮЛ2 ЮЛ1 от /дата/ Леонова Н.В. – вдова военнослужащего ФИО1 снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на основании пункта 5 части 1 ст. 56 ЖК РФ в связи с предоставлением в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.

Проверяя законность данного решения, суд приходит к следующему:

В соответствии с Приказом Министра обороны РФ № 80 от 15.02.2000г. учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по форме согласно приложению N 4 к настоящей Инструкции с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, по форме согласно приложению N 5 к настоящей Инструкции и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). Учет гражданского персонала Вооруженных Сил, нуждающегося в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством (п. 26).

Приказом Минобороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1297 указанный приказ признан утратившим силу.

30 сентября 2010 г. издан Приказ Министра обороны РФ от N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений", в соответствии с которым полномочия по ведению учета военнослужащих, нуждающихся в жилье, также заключение с ними договоров социального найма возложены на уполномоченный Министром обороны РФ орган.

Приказом Министра обороны Российской Федерации № 1455 от 03.11.2010 г. уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в ВС РФ требований приказа МО РФ № 1280 от 30.09.2010 г. определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, осуществление функций которого производится через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации по месту дислокации военных округов с закреплением за ними субъектов РФ, в том числе - Центральное региональное управление жилищного обеспечения.

В <адрес> осуществляет деятельность ЮЛ2 (территориальное структурное подразделение), который выполняет функции по учету военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, доведению информации о распределении жилья военнослужащим и оформлению документов, необходимых для получения военнослужащим распределенного им жилья. Функции и полномочия, которыми наделен отдел, позволяют выполнять задачу обеспечения военнослужащих жилыми помещениями.

В соответствии с приказом ЮЛ1 от /дата/г. в <адрес> создан территориальный отдел ЮЛ1 к ведению которого относятся следующие территории субъектов Российской Федерации: <адрес>.

Полномочиями по снятию военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях ЮЛ2 наделен в /дата/. согласно приказу ЮЛ1 от /дата/

На основании приказа ЮЛ3 от /дата/ г. «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ» и осуществления процесса реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ» ЮЛ7, осуществлявшая ведение учета нуждающихся в жилом помещении и заключение договоров социального найма с гражданами, реорганизована путем присоединения к ЮЛ1

Таким образом, решение о принятии на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма и снятии с учета, было принято уполномоченным жилищным органом.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 28.06.2014) "О ветеранах", ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются такие меры социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;

В силу ст. 23.2 указанного закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Положениями ст. 51 ЖК РФ определены категории граждан нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии со ст. 55 Жилищного Кодекса РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

Согласно п.5 ч.1 ст. 56 Жилищного Кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей.

Анализируя положения части 1 статьи 56 Жилищного Кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что снятию с учета нуждающихся в жилом помещении подлежат граждане, которые с момента принятия решения о постановке их на такой учет ввиду изменившихся обстоятельств утратили право состоять на таком учете.

Аналогичные положения содержатся и в подпункте «г» пункта 10 Инструкции о пр