Номер дела 2-2772/2013 ~ М-1391/2013
Дата суд акта 3 декабря 2013 г.
Категория гражданского дела О защите прав потреб. - из договоров с финансово-кредитными учреждениями
Субъект РФ Новосибирская область
Результат ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Стороны по делу
ИСТЕЦ Ерденко Я. Г.
ОТВЕТЧИК Закрытое акционерное общество "Банк Русский Стандарт"
Представитель ответчика Акулова Е.Л.

Центральный районный суд города Новосибирска

Максима Горького, ул., д.89, г. Новосибирск, 630099

Дело №2-

2772

/2013

03

декабря

2013 г.

Центральный районный суд г.Новосибирска в составе

судьи Бутырина А.В.,

при секретаре судебного заседания

с участием:

представителя ответчика

Богатыревой О.И.,

Акуловой Е.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ерденко к Закрытому акционерному обществу «Банк Русский Стандарт» о признании недействительными условий тарифного плана, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов,

у с т а н о в и л:

Истец Ерденко Я.Г. обратился в суд с иском к ЗАО «Банк Русский Стандарт», в котором просил признать незаконными требования ответчика об исполнении обязательств по несуществующим договорам, в связи с несоблюдением требований ст. 820 ГК РФ, признать не действительным договор о реструктуризации долга № 102609379 от 19.12.2012г., признать не действительным договор о реструктуризации долга № 102031884 от 01.12.2012г., признать не действительный договор о реструктуризации долга № 102609960 от 19.12.2012г., взыскать с ответчика 50 000 рублей в качестве денежной компенсации причиненного ему морального вреда, взыскать с ответчика 20 000 руб. представительские расходы, взыскать с ответчика расходы по составлению доверенности в размере: 1 000 руб.

С учетом уточнений и отказа от исковых требований в части требований: признать не действительным договор о реструктуризации долга № 102609379 от 19.12.2012г., признать не действительным договор о реструктуризации долга № 102031884 от 01.12.2012г., признать не действительный договор о реструктуризации долга № 102609960 от 19.12.2012г., который принят судом и производство в данной части прекращено, истец просит признать недействительным п. 25 Тарифного плана ТП 60/2 «Комиссия за участие в программе ЗАО «Банк Русский стандарт» по организации страхования финансовых рисков «Защита от мошенничества», ежемесячная, признать недействительным п. 22 Тарифного плана ТП 205/1 «Комиссия за участие в программе ЗАО «Банк Русский стандарт» по организации страхования финансовых рисков «Защита от мошенничества», ежемесячная, признать недействительным п. 25 Тарифного плана ТП 85/2 «Комиссия за участие в программе ЗАО «Банк Русский стандарт» по организации страхования финансовых рисков «Защита от мошенничества», ежемесячная, признать недействительным п. 8 тарифного плана ТП 60/2 «Плата за выдачу наличных денежных средств, признать недействительным п. 8 тарифного плана ТП 205/1 «Плата за выдачу наличных денежных средств, признать недействительным п. 8 тарифного плана ТП 85/2 «Плата за выдачу наличных денежных средств, взыскать с ответчика 50 000 рублей в качестве денежной компенсации причиненного истцу морального вреда, взыскать с ответчика 20 000 руб. представительские расходы, расходы по составлению доверенности в размере: 1 000 руб.

В обоснование иска указал, что в 2007 году он приобрел в кредит телевизор в магазине «Сибвез». Для получения кредита он заполнил заявление, в котором просил заключить кредитный договор для оплаты телевизора. Так же из заявления следовало, что истец просил ответчика заключить с ним договор о предоставлении и обслуживании кредитной карты и открыть банковский счет для ее использования. В тексте заявления было указано, что истец ознакомился и понимает пользования кредитной картой. Так как форма заявления не может быть изменена в магазине, истцу пришлось подписать его, несмотря на отсутствие желания оформлять кредитную карту. Через некоторое время истцу пришло письмо по почте из банка, из которого следовало, что он заключил с ответчиком договор № 48858769 о предоставлении и обслуживании кредитной карты с использованием счета № 40817810500931856737. В конверте находилась и сама кредитная карта, которую он активировал по телефону. При этом истец не знал о тарифах банка и условиях пользования картой. Лимит составлял 50000 руб. Истец снял с данной карты денежные средства и исправно вносил платежи по данной кредитной карте. В 2012 году у него тяжело заболел ребенок, и, находясь в тяжелом финансовом положении, истцу пришлось обратиться в банк об увеличении денежного лимита по карте, так как такая возможность была указана в полученном мною письме. Приехав в банк, истец узнал, что ему увеличен лимит карты еще на 50000 руб. и лимитированная сумма по данной карте составила 100000 руб. Так же ему предложили еще открыть карту ВИЗА, АМЕРИКА ЭКСПРЕСС, ТРАНСАЭРО АМЕКС. В тот момент истец находился в затруднительном финансовом положении в связи с болезнью ребенка. Ему пришлось пойти на условия банка, и он написал заявления на выдачу данных карт. Других документов и договоров он не подписывал об условиях предоставления денежного лимита на карту его также никто из менеджеров и уполномоченного в банке не уведомил, ему также не было выдано ни какой памятки по пользованию лимитом. Истец также их активировал и снял денежные средства, так как они нужны были на лечение ребенка. Спустя некоторое время ему стали поступать звонки от сотрудников службы безопасности банка с предложением погасить долг, сначала истец не придавал значения этим звонкам, но со временем они участились, и предложения о погашении долга стали приобретать характер угроз. В конце концов, под давлением сотрудников банка истцу пришлось заключить с банком договоры о реструктуризации долга. Однако же кредитный договор истец с банком по реструктуризированному долгу не заключал. Банк составил график платежей и обязал истца оплачивать долг. Изучив выписки со своего лицевого счета, истец обнаружил, что все его оплаты по данным картам уходили на погашение непонятных комиссий, штрафов, страховок, а сумма основного долга не погашалась. И реструктуризированный долг составил практически ту сумму, которую он снял с карты, фактически сумма основного долга не погашалась.

Считает, что договор о предоставлении и обслуживании карты, банковского счета и взимании с него ежемесячной платы за обслуживание счета нарушают действующее законодательство по следующим основаниям: Нарушены требования ч. 2 ст. 16 Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», которая запрещает обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Заключение договора о предоставлении и обслуживании карты и открытие соответствующего банковского счета было обязательно для покупки телевизора в кредит. Следовательно, эта сделка как навязывание ответчиком своих услуг не соответствует закону и является ничтожной согласно ст. 168 ГК РФ.

Нарушены требования ст. 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», которая обязывает исполнителя предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о предоставляемой потребителю услуге, в том числе и сведения об основных потребительских свойствах. В условиях предоставления и обслуживания карт «Русский стандарт» изложен так: «За обслуживание Счета Банк взимает плату в соответствии с тарифами». Что представляет собой названная услуга, ответчик истцу не сообщил, и в Условиях она не описана. Однако деньги за ее предоставление взимает регулярно. Полагает, что с него взимается плата за несуществующую услугу, которая ему фактически не оказывается вообще.

В письменной форме договор не заключался, сторонами не подписывался. Номер договора определен банком исходя из внутреннего регламента, так как фактическое получение денег клиентом состоялось, и лицевой счет на имя истца был открыт. Таким образом, кредитные договоры в письменной форме не заключались, что в силу ст. 820 ГК РФ влечет недействительность кредитного договора. Такой договор считается ничтожным. Так как действующим законодательством установлена обязательная письменная форма кредитного договора и предусмотрены конкретные последствия несоблюдения указанной формы, договор не может быть заключен банком путем акцепта оферты клиента, выраженной им в заявлении на имя банка.

Истец о месте и времени рассмотрения по делу извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Представитель ответчика Акулова Е.Л., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, дала пояснения в соответствии с письменным отзывом, приобщенным к материалам дела, заявив, в том числе, о пропуске истцом срока исковой давности на обращение в суд.

Суд на основании ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела.

Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна представить суду доказательства тех обстоятельств, на которых она основывает свои требования или возражения.

Судом установлено, что между Ерденко (далее Клиент) и ЗАО «Банк Русский Стандарт» (далее Банк) в разные периоды времени (18.05.2006г., 27.10.2011г., 23.12.2011г.), были заключены договоры о предоставлении и обслуживании карт «Русский Стандарт» (далее Договоры о картах), являющиеся по своей правовой природе смешанными договорами, включающими в себя элементы кредитного договора (ст.819 ГК РФ) и элементы договора банковского счета (ст.845 ГК РФ), что не противоречит п.3 ст.421 ГК РФ.

Банк, рассмотрев оферту Клиента о заключении Договора о карте, состоящую из неотъемлемых частей: Заявления, Условий и Тарифов по картам, акцептовал указанные предложения Клиента путем открытия на имя Клиента банковских счетов № 40817810500931856737, №4087810718970609989, №40817810918971841698, тем самым, заключив с ним Договоры о картах, состоящие из трех неотъемлемых частей: Заявления, Условий и Тарифов по картам, с текстом которых Клиент был ознакомлен и согласен при подписании заявлений.

Таким образом, рассмотрев указанные оферты Клиента о заключении Договоров о картах, Банк произвел их акцепт, а именно: выполнил действия, с моментом совершения которых Клиент связывал момент заключения Договора о карте, т.е. 18.05.2006 открыл Клиенту Счет Карты (банковский счет) № 17810500931856737, что подтверждается представленной в материалы дела выпиской об открытии банковского счета/выпиской из лицевого счета. 27.10.2011 открыл Клиенту Счет Карты (банковский счет) № 40817810718970609989, что подтверждается представленной в материалы дела выпиской об открытии банковского счета/выпиской из лицевого счета и 23.11.2011, открыл Клиенту Счет Карты (банковский счет) № 40817810918971841698, что также подтверждается представленной в материалы дела выпиской об открытии банковского счета/выпиской из лицевого счета.

В дальнейшем, в рамках заключенных Договоров о картах, во исполнение их условий, Банк выпустил на имя Клиента банковские карты «Русский Стандарт», «American Express Card» и «Русский Стaндapт - Visa - FIFA».

После получения карт, Клиент активировал