Номер дела | 2а-1980/2018 |
Дата суд акта | 27 июня 2018 г. |
Категория гражданского дела | Иные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов ... -> прочие (возникающие из административных и иных публичных правоотношений) |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Стороны по делу | |
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Прокурор Заельцовского р/на |
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | ГБУЗ НСО Консультативно-диагностическая поликлиника № 27 |
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Министерство здравоохранения НСО |
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | МКДОУ г. Новосибирска Детский сад № 245 комб. вида |
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Департамента образования Мэрии г. Новосибирска. |
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | ДИЗО по НСО |
Представитель истца | Педрико О.А. |
Представитель ответчика | Хлудов Е.Ю. |
Представитель ответчика | Суровикин А.К. |
Представитель и+о? | Назарчук А.Н. |
Административное дело № 2а-1980/2018
Поступило в суд 21.02.2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июня 2018 годагород Новосибирск
Заельцовский районный суд г. Новосибирска в составе:
председательствующего судьиКудиной Т.Б.,
при секретаре судебного заседанияСоловьевой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Заельцовского района города Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Новосибирской области «Клиническая консультативно-диагностическая поликлиника __» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Заельцовского района г. Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском, просит суд обязать ответчика ГБУЗ НСО «Клиническая консультативно-диагностическая поликлиника __» <данные изъяты> обеспечить ежедневное (за исключением выходных и праздничных дней) нахождение медицинского работника <данные изъяты> соответствии с режимом работы образовательной организации.
В обоснование требований ссылается на то, что прокуратурой Заельцовского района г. Новосибирска проведена проверка соблюдения в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении г. Новосибирска «Детский сад __ комбинированного вида» <данные изъяты> законодательства об охране здоровья несовершеннолетних.
В ходе проверки установлено, что МКДОУ д/с __ расположен по адресу: <данные изъяты> организован медицинский кабинет.
<данные изъяты> между МКДОУ д/с __ и ГБУЗ НСО «ККДП __» заключен договор о сотрудничестве и оказании медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 2.1 указанного договора ГБУЗ НСО «ККДП __» обязана выполнять условия договора, в том числе укомплектовать медицинский кабинет медицинскими специалистами, согласно действующим нормативам; осуществлять организацию медицинского обеспечения образовательного процесса; обеспечить работу медицинских работников в муниципальном образовательном учреждении в соответствии с режимом работы образовательной организации; осуществлять контроль состояния фактического питания, состояния пищеблока, выполнение натуральных норм при предоставлении меню - раскладки заказчиком.
Согласно пункту 3.1 договора стороны несут ответственность в установленном в законодательстве порядке за невыполнение возложенных на них обязанностей по договору.
Из п. 10 Устава ГБУЗ НСО «ККДП __» следует, что учреждение создано для выполнения работ, оказания слуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Новосибирской области (государственных органов) в сфере охраны здоровья.
По мнению административного истца, ГБУЗ НСО «ККДП __» в полном объеме условия договора не выполняются: не обеспечена работа медицинских работников в соответствии с режимом работы МКДОУ д/с __ а именно сотрудник медицинской организации присутствует в образовательной организации <данные изъяты> дня в неделю с <данные изъяты> часов до <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут при режиме работы образовательной организации <данные изъяты> дней в неделю с <данные изъяты> часов до <данные изъяты> часов.
Между тем, учебный процесс требует нахождения медицинского работника в образовательной организации ежедневно в соответствии с ее режимом работы (за исключением выходных и праздничных дней), что позволит обеспечить охрану и укрепление здоровья обучающихся в нем.
Отсутствие в образовательной организации медицинского работника, в течение всего периода нахождения в ней детей, ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних, воспитанников данной организации, нарушает их права на получение качественной и своевременной медицинской помощи, в связи с чем прокурор обратился с настоящим иском.
В судебном заседании представитель процессуального истца Педрико О.А. поддержала требования и доводы административного иска.
Представители административного ответчика <данные изъяты> Хлудов Е.Ю., Суровикин А.К. в судебном заседании требования прокурора Заельцовского района г. Новосибирска не признали, представили возражения на иск <данные изъяты> Ссылаются на то, что у прокурора отсутствуют полномочия на обращение в суд с указанным административным иском, поскольку имеется возможность установить круг обучающихся в конкретном образовательном учреждении, их законных представителей, кроме того, само образовательное учреждение обладает правоспособностью. Считают, что прокурором неверно истолкованы и применены нормы материального закона, что повлекло неправильное определение прокурором лица, ответственного за соблюдение требований санитарного законодательства, а также ответчика по делу. Полагают, что административным истцом не приняты во внимание положения ч. 3 п.15 ст.28, ч.2 ст. 41, п. 3 ч. 4 ст. 41 ФЗ «Об образовании в РФ». В силу указанных норм материального права обязанность соблюдения требований санитарного законодательства при осуществлении образовательной деятельности лежит на соответствующей образовательной организации.
Указывают, что нормы ст.ст. 28,34,41 ФЗ «Об образовании в РФ» определяют права обучающихся при нахождении в образовательном учреждении, однако, они не определяют лицо, ответственное за соответствующую деятельность, по соблюдению данных прав указанных лиц, в связи с чем, в данном случае подлежат применению соответствующие нормы закона, определяющее такое лицо. Данное лицо определено ч. 2 ст. 41 ФЗ «Об образовании в РФ», согласно которой, организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями, а не ГБУЗ НСО «ККДП __», при этом образовательная организация не лишена возможности ввести в штат штатную единицу медицинской сестры и принять на данную должность медицинского работника.
Указывают, что основаниями обращения в суд послужили факты получения травм несовершеннолетними в различных образовательных учреждениях, но в указанных случаях речь шла о необходимости оказания первой помощи, а не первичной медико-санитарной помощи, в связи с чем подлежит выяснению вопрос, какая помощь и кем должна была оказываться при данных состояниях. Первичная медико-санитарная помощь носит плановый характер в отличие от первой помощи, имеющей неотложный характер, и оказывается в амбулаторных условиях или в условиях стационара. С учетом планового характера первичной медико-санитарной помощи ее оказание в режиме, установленном в согласованном поликлиникой и детским садом графике, является достаточным, а прокурор же по существу ставит вопрос об оказании несовершеннолетним первой помощи, не являющейся медицинской, а также скорой медицинской помощи, оказание которых на ответчика не возложено.
Представитель заинтересованного лица Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области в судебное заседание не явился, извещен, представил отзыв на иск <данные изъяты>
Представитель заинтересованного лица Министерства здравоохранения Новосибирской области в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель заинтересованного лица Департамента образования мэрии г. Новосибирска Назарчук А.Н. в судебном заседании указал, что согласен в полном объеме с заявленными требованиями, просил иск удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица МКДОУ д/с __ в судебное заседание не явился, извещен.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что административный иск прокурора Заельцовского района г. Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно п. 3 ч.1 ст. 4 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», основными принципами охраны здоровья являются, в том числе приоритет охраны здоровья детей.
Согласно частям 2 и 3 статьи 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 данного Федерального закона. Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя:
1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
2) организацию питания обучающихся;
3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации;
7) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;
11) обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.
Частью 2 названной статьи установлено, что организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
В силу части 3 статьи 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" организация оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляется органами исполнительной власти в сфере здравоохранения. Первичная медико-санитарная помощь оказывается обучающимся медицинскими организациями, а также образовательными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья. Оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта и дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусств, осуществляется в образовательной организации либо в случаях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в медицинской организации. При оказании первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательной организации эта образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи.
В силу части 2 статьи 32 и частям 1 - 3 статьи 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к видам медицинской помощи относятся: 1) первичная медико-санитарная помощь; 2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;4) паллиативная медицинская помощь.
Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 настоящего Федерального закона.
Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.
Пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года __ (л.д. 48-48).
17.10.2016 между МКДОУ д/с __ и ГБУЗ НСО «ККДП __» заключен договор о сотрудничестве и оказании медицинской помощи (л.д. 8-11).
В соответствии с пунктом 2.1 указанного договора ГБУЗ НСО «ККДП __» обязана выполнять условия договора, в том числе укомплектовать медицинский кабинет медицинскими специалистами, согласно действующим нормативам; осуществлять организацию медицинского обеспечения образовательного процесса; обеспечить работу медицинских работников в муниципальном образовательном учреждении в соответствии с режимом работы образовательной организации; осуществлять контроль состояния фактического питания, состояния пищеблока, выполнение натуральных норм при предоставлении меню - раскладки заказчиком.
Согласно пункту 3.1 договора стороны несут ответственность в установленном в законодательстве порядке за невыполнение возложенных на них обязанностей по договору.
Как следует из доводов административного истца, ГБУЗ НСО «ККДП __» не в полном объеме выполняет условия договора от <данные изъяты> а именно не обеспечивает работу медицинских работников в соответствии с режимом работы МКДОУ д/с __
Так, сотрудник медицинской организации присутствует в корпусе образовательной организации <данные изъяты> при режиме работы образовательной организации <данные изъяты>
Из анализа приведенных выше положений закона следует, что медицинское обслуживание в образовательном учреждении осуществляется не самим образовательным учреждением, а работниками медицинских учреждений, которым образовательное учреждение должно предоставить для этого необходимые условия, в том числе и помещение, соответствующее необходимым требованиям для оказания указанной помощи, что и сделано МКДОУ д/с __
Предусмотренные статьей 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" требования по охране здоровья обучающихся, касающиеся организации питания обучающихся, определения оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул, пропаганде и обучения навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда, организации и создания условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся и т.д. к видам медицинской помощи, установленным Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", не относятся. Следовательно, для соблюдения указанных требований медицинский работник не требуется.
Довод административного ответчика о том, что медицинская помощь за исключением первичной медико-санитарной помощи, должна осуществляться самим образовательным учреждением, противоречит статье 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Положения части 3 статьи 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" допускают возможность оказания медицинской помощи обучающимся работником образовательной организации, однако, требуют выполнения для этого соответствующих условий, предусмотренных законодательством в сфере охраны здоровья.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года __ медицинскую деятельность составляют работы (услуги), которые выполняются, в том числе при оказании первичной медико-санитарной помощи.
При таких обстоятельствах учреждение может для обеспечения оказания обучающимся первичной медико-санитарной помощи заключать трудовой договор с медицинским работником только в случае получения соответствующей лицензии на осуществление медицинской деятельности (пункт 11 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Часть 1 статьи 52 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предусматривает возможность включения в штат образовательного учреждения медицинских работников.
Однако, законодательство не устанавливает обязанность образовательного учреждения, даже в случае получения лицензии на прав