Номер дела 2-3698/2011 ~ М-3205/2011
Дата суд акта 29 ноября 2011 г.
Категория гражданского дела Споры из нар. пенс. зак. - иски физ.лиц к Пенсионному фонду РФ
Субъект РФ Новосибирская область
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Стороны по делу
ИСТЕЦ Комаров С. М.
ОТВЕТЧИК УПФР в Заельцовском районе г.Новосибирска
ТРЕТЬЕ ЛИЦО Новосибирское авиационное производственное объединение им. В.П. Чкалова
Представитель ответчика Валентова К.С.
Представитель и+о? Круглова Н.Б.

Дело __

Поступило в суд xx.xx.xxxx года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

xx.xx.xxxxг. г.Новосибирск

Федеральный суд общей юрисдикции Заельцовского района г. Новосибирска

в с о с т а в е:

председательствующего судьи Н.Е. Кузнецовой,

с участием представителя ответчика Валентовой К.С.,

представителя третьего лица Кругловой Н.Б.,

при секретаре Хмелевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комарова Сергея Михайловича к УПФР в Заельцовском районе г. Новосибирска о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Комаров С.М. обратился в суд с иском к УПФР в Заельцовском районе г. Новосибирска о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, мотивируя свое заявление следующим:

Комаров С.М, xx.xx.xxxx года рождения, работал в должностях инженерно-технического состава авиации с xx.xx.xxxx года по настоящее время в летно-испытательном подразделении (летно-испытательной станции) Новосибирского авиационного производственного объединения им. Чкалова В.П..

В вышеуказанные периоды работы был непосредственно занят на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов экспериментальной авиации полный рабочий день (за исключением периодов отпусков без сохранения заработной платы, вынужденных отпусков, учебы, донорских дней, периодов работы в нормальных условиях, указанных в справке о специальном стаже работы от xx.xx.xxxxг. __) в качестве авиационного механика ЛИС, авиационного техника по планеру и двигателям. Считая, что имеет достаточный специальный и страховой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от xx.xx.xxxx года __ истец обратился xx.xx.xxxxг. в Управление Пенсионного фонда в Заельцовском районе за назначением пенсии.

Решением УПФР в Заельцовском районе от xx.xx.xxxxг. __ ему было отказано в назначении пенсии по причине незачета в специальный стаж периода работы с xx.xx.xxxx года по настоящее время (xx.xx.xxxxг.) в должности авиационного техника по планеру и двигателям на аэродромном техническом обслуживании воздушных судов экспериментальной авиации без указания основания.

Однако в справке о специальном стаже работы от xx.xx.xxxxг. __ Новосибирского авиационного производственного объединения указано, что в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991г. №459 и приложением №3 к инструктивному письму Минсобеса РСФСР от 31.01.1989г. № 1-18-И, а также по характеру выполняемой работы период работы с 01.04.1997г. по 09.08.2011г. подлежит зачету в специальный стаж при досрочном назначении пенсии в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Указанным постановлением предусмотрено право на досрочную пенсию авиационных техников (механиков) всех наименованийинженерно-технического состава авиации,занятых на техническом обслуживании воздушных судов и других летательных аппаратов,в том числе и в летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях предприятий, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, т.е. без ограничения условием, что норма Списка применима только к работникам, занятым на обслуживании гражданскихвоздушных судов гражданскойавиации. Кроме вышеназванного Списка к подпункту 15 пункта 1 статьи 27 применяется Перечень профессий рабочих предприятий и организаций МАП (Министерства авиационной промышленности), которым предусмотрены профессии, не относящиеся к гражданской авиации, но признанные тождественными авиационным техникам всех наименований, например, слесарь по вооружению (приложение №3 к инструктивному письму Минсобеса РСФСР от 31.01.1989 г. № 1-18-И).

А как самостоятельныйвид авиации с указанием ее целей и задач гражданская авиацияуже была определена ранее действующими воздушными Кодексами СССР (введенными в действие с 01.01.68 г., с 01.01.84 г.), статьи 3,4,12, термин «воздушное судно» применялся ко всем видам летательных аппаратов всей авиации СССР (статья 11).

Если Список должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР 04.09.1991г. №459 и Перечень профессий рабочих предприятий и организаций МАП (приложение №3 к инструктивному письму Минсобеса РСФСР от 31.01.1989 г. №1-18-И) разрешены к применению в настоящее время, значит, право на досрочную трудовую пенсию имеют работники инженерно-технического состава всех видов авиации (а не только гражданской), занятые на работах по аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов.

Считает, что своим решением УПФР нарушило конституционный принцип равенства при реализации пенсионных прав лиц, принадлежащих к одной по условиям и роду деятельности категории работников, произвольно ограничив датой 01.04.1997 г. его стаж на соответствующих видах работ как работника инженерно-технического состава авиации, занятого на аэродромном техническом обслуживании экспериментальных воздушных судов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 15 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; «Списком должностей инженерно-технического состава авиации», утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.09.1991г. №459; «Перечнем профессий рабочих предприятий и организаций МАП» (приложение №3 к инструктивному письму Минсобеса РСФСР от 31.01.1989 г. №1-18-И), статьей 39 Конституции РФ, просит: признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Заельцовском районе города Новосибирска от 06.09.2011 № 35 об отказе в назначении истцу досрочной трудовой пенсии по старости незаконным; обязать ответчика включить период работы с 01.04.1997г. по настоящее время (09.08.2011г.) в качестве авиационного техника по планеру и двигателям, непосредственно занятого на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию серийных экспериментальных воздушных судов в специальный стаж работы в гражданской авиации (за исключением периодов отпусков без сохранения заработной платы, вынужденных отпусков, учебы, донорских дней, периодов работы в нормальных условиях, указанных в справке о специальном стаже работы от 09.08.2011г. № 305); обязать ответчика включить период работы с 01.04.1997г. по настоящее время (09.08.2011 г.) в качестве авиационного техника по планеру и двигателям, непосредственно занятого на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию серийных экспериментальных воздушных судов в страховой стаж работы в гражданской авиации (за исключением периодов отпусков без сохранения заработной платы, указанных в справке о специальном стаже работы от 09.08.2011г. № 305); обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости согласно подпункта 15 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с момента наступления права, т. е. с 08.09.2011 г.

В судебном заседании истец на своих исковых требованиях настаивал в полном объеме, поддержав доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика К.С. Валентова, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям указанным в письменном отзыве, согласно которого, в соответствии с пп.15 п.1 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О Трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон от 17.12.2001г.) пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 лет.

Условием для приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с указанным подпунктом является работа в гражданской авиации (мужчины 25), из которых не менее 20 лет соответственно мужчинам необходимо непосредственно отработать в инженерно-техническом составе авиации.

Гражданская авиация была определена как самостоятельный вид авиации (наряду с государственной и экспериментальной) Воздушным Кодексом Российской Федерации, утвержденным Федеральным законом от 19 марта 1997 года №60-ФЗ, который вступил в силу с 11.04.1997г.

Учитывая Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004г. 12-П, а также ранее существовавшую практику назначения пенсии за выслугу лет работникам инженерно- технического состава авиации в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с пп.15 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001г. могут засчитываться периоды их работы по непосредственному оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов до 01.04.1997г. без требования, что обслуживаемые ими суда являются судами гражданской авиации.

После указанной даты в подсчет стажа на соответствующих видах работ, с учетом которого определяется право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости указанной категории работников, подлежат включению периоды их занятости в течение полного рабочего дня на работах по непосредственному оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации (кроме занятых во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях).

Подтверждение и подсчет стажа на соответствующих видах работ регулируются Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 11 июля 2002 года №516 (далее - Правила от 11.07.2002г.). В соответствии с п.4 Правил от 11.07.2002г. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными актами при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Согласно п.5 Правил от 11.07.2002г. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

В специальный стаж Комарова СМ., дающий право на досрочную трудовую пенсию в соответствии с п.п.15 п. 1 ст. 27 Закона не включаются периоды работы с 01.04.1997г. по 09.08.2011г., так как Комаров СМ. работал в качестве авиационного техника по планеру и двигателям в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию экспериментальных воздушных судов.

На основании изложенного считают требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Просят в удовлетворении исковых требований Комарова СМ. отказать (л.д.15-16).

Представитель третьего лица НАПО им.В.П.Чкалова- Н.Б. Круглова в судебном заседании полагала исковые требования Комарова С.М. подлежащими удовлетворению, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление, в котором указала следующее:

В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на пенсию имеют мужчины по достижении возраста 55 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации не менее 20 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет.

Согласно пункта 2 статьи 27 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, производств, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Перечень должностей и условия, при которых работникам инженерно-технического состава авиации устанавливается право на трудовую пенсию по старости по подпункту 15 пункта 1 статьи 27 указанного Закона, содержатся в «Списке должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР», утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991г. №459 и разрешенным к применению Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002г. № 537.

Списком от 04.09.91г. №459 предусмотрено право на пенсию авиационных техников (механиков, мотористов) всех наименований инженерно-технического состава авиации, занятых на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во внеаэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, т.е. без ограничения условием, что норма Списка применима толькок работникам, занятым на обслуживании гражданскихвоздушных судов гражданскойавиации, и одновременно содержит ссылку на работу в летно-испытательных подразделениях,структурных подразделениях воинских частей. Таким образом, Список от 04.09.1991г. №459 содержит перечень должностей инженерно-технического состава авиации(а не только гражданской авиации) и предусматривает право на досрочную пенсию работников инженерно-технического состава авиации, занятых на техническом обслуживании воздушных судови других летательных аппаратов (без указания вида авиации).

Определение понятий «авиация» и «летательный аппарат» дает также Федеральный закон «О государственном регулировании развития авиации» от 08.01.1998г. N 10-ФЗ, где в статье 1 указано, что авиация - государственная авиация, гражданская авиация, экспериментальная авиация, авиационная промышленность. А летательные аппараты это самолеты, вертолеты, авиационно-космические ракеты, аэростаты, дирижабли, планеры, автожиры и другие летательные аппараты.

Учитывая концепцию статьи 27 Закона № 173-ФЗ и то обстоятельство, что при досрочном назначении трудовых пенсий применяется Список от 04.09.1991г., который применялся до 01.01.2002г. при назначении пенсий за выслугу лет, указанной категории работников при подсчете стажа на соответствующих видах работ применяются все нормативные правовые акты и инструктивные письма, изданные в целях применения постановления Совета Министров РСФСР от 04.09.1991г. №459 для подсчета выслуги лет в отношении работников инженерно-технического состава авиации, в части, не противоречащей Закону № 173-ФЗ.

Согласно письму Минтруда и социального развития РФ от 17.11.2003г. №3749-16 приложение №3 к инструктивному письму Минсобеса РСФСР от 31.01.1989г. № 1-18-И, в котором приведен Перечень профессий рабочих предприятий и организаций МАП, других министерств и ведомств, непосредственно занятых на работах по оперативному и периодическому инженерно-авиационному, инженерно-техническому обеспечению и проведению испытаний и доводке воздушных судов на аэродромах, полигонах и базах заказчика (далее - Перечень № 1-18-И), работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, не противоречит Закону от 17.12.2001г. и может применяться к подпункту 15 пункта 1 статьи 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» при досрочном назначении пенсии по старости.

Аналогично, Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.07.2002г. № 537, установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, засчитываются также периоды работы в государственнойи экспериментальнойавиации (пункт 3 Правил).

Таким образом, дополнительные Списки, Перечни и Правила, применяемые к подпунктам 13-15 пункта 1 статьи 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливают право на досрочную пенсию работников всех видов авиации, а не только гражданской.

В соответствии с «Рекомендациями по разработке организационных структур управления» (Министерство авиационной промышленности, 1991г.) в группе цехов основного производства предусмотрена летно-испытательная станция, т.е. цех наземных и летных испытаний.

Согласно положения о летно-испытательной станции завода им. В. П. Чкалова от 20.06.1985г. летно-испытательная станция (ЛИС) является самостоятельным структурным подразделением основного производства, завершающим цикл производства серийных воздушных судов и обеспечивающим работы по проведению наземных и летных испытаний. Серийные воздушные суда, проходящие летные испытания, подлежат регистрации в реестре экспериментальныхвоздушных судов (без учета характера их дальнейшей эксплуатации в качестве гражданского, государственного или экспериментального воздушного судна).

Таким образом, Списком от 04.09.91