Номер дела 2-1172/2014 ~ М-615/2014
Дата суд акта 16 апреля 2014 г.
Категория гражданского дела Споры из нар. пенс. зак. - иски физ.лиц к Пенсионному фонду РФ
Субъект РФ Новосибирская область
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Стороны по делу
ИСТЕЦ Заварзин В. П.
ОТВЕТЧИК УПФР Управление пенсионного фонда РФ в Калининском р-не г. Новосибирска
Представитель ответчика Яровая И.В.

Дело № 2-1172/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 апреля 2014 г. г. Новосибирск

Калининский районный суд г.Новосибирска в составе:

Председательствующего судьи Емельяновой В.О.

При секретаре Коневой И.И.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заварзина Валерия Павловича к УПФ РФ в Калининском районе г.Новосибирска о признании действий по бездействию в назначении досрочной пенсии незаконными, включении периода работы, обязании назначить досрочно трудовую пенсию, произвести перерасчёт пенсии,

у с т а н о в и л :

Заварзин В.П. обратился в суд с исковым заявлением к УПФ РФ в Калининском районе г.Новосибирска о признании действий по бездействию в назначении досрочной пенсии незаконными, включении периода работы, обязании назначить досрочно трудовую пенсию, произвести перерасчёт пенсии. В иске указал, что в ДД.ММ.ГГГГ. он обратился в УПФ РФ в Калининском районе г. Новосибирска со всеми необходимыми документами (включая справки о специальном стаже работы в инженерно-техническом составе гражданской авиации на аэродромном техническом обслуживании воздушных судов гражданской авиации в Государственном Сибирском научно - исследовательском институте авиации имени С.А.Чаплыгина, ОАО «Новосибирское авиационное производственное объединение им. В.П.Чкалова», ОАО «Новосибирский авиаремонтный завод», ООО «Авиакомпания «Икар») за назначением досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Регистрация заявления была произведена ДД.ММ.ГГГГ После рассмотрения его заявления все документы ему вернули с устным заключением: досрочная пенсия с ДД.ММ.ГГГГ. (с момента наступления права, т.е. исполнения возраста 55 лет) ему не положена в связи с недостаточной продолжительностью специального стажа, было предложено доработать несколько месяцев. Отработав еще около 8 месяцев, истец повторно обратился за назначением досрочной пенсии в сентябре 2012г. И вновь в назначении пенсии ему было отказано устно. Только после его письменного заявления на имя начальника УПФ РФ за разъяснением по вопросу повторного отказа в назначении пенсии досрочная пенсия ему была назначена с ДД.ММ.ГГГГ Одновременно было разъяснено в ответе УПФ РФ ДД.ММ.ГГГГ. что при первоначальном обращении за назначением пенсии в ДД.ММ.ГГГГ ему не был засчитан период работы в Государственном Сибирском научно - исследовательском институте авиации имени С.А.Чаплыгина не только в стаж работы в инженерно – техническом составе по непосредственному аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов, но и в страховой стаж работы в гражданской авиации (при наличии справки, уточняющей особый характер работы от ДД.ММ.ГГГГ ). Было предложено представить документы (без разъяснения – какие документы), подтверждающие отнесение этой организации к гражданской авиации. Считает бездействие УПФ РФ в Калининском районе г. Новосибирска в назначении ему досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ с 18 ноября 2011г. (исполнения возраста 55 лет) неправомерными по следующим причинам: в соответствии с п.п. 15 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии предоставляется мужчинам при достижении возраста 55 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации не менее 20 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет. Во исполнение указанной нормы принято постановление Правительства РФ от 18 июля 2002г. № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Подпунктом «и» п. 1 Постановления от 18 июля 2002г. № 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации применяется Список должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991г. № 459 (далее - Список от 04.09.1991г. № 459). Указанным Списком от 04 сентября 1991г. № 459 предусмотрено право на досрочную пенсию авиационных техников всех наименований инженерно-технического состава авиации, занятых на техническом обслуживании воздушных судов и других летательных аппаратов, в том числе и в летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях предприятий, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях … авиации, т.е. без ограничения условием, что норма Списка применима только к работникам, занятым на обслуживании гражданских воздушных судов гражданской авиации. Кроме вышеназванного Списка п.п. 15 п. 1 ст. 27 применяется Перечень профессий рабочих предприятий и организаций МАП (Министерства авиационной промышленности), далее – Перечень № 1-18-И, которым предусмотрены профессии, не относящиеся к гражданской авиации, но признанные тождественными авиационным техникам всех наименований (приложение № 3 к инструктивному письму Минсобеса РСФСР от 31 января 1989 г. № 1-18-И). Если Список должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР 04 сентября 1991г. № 459 и Перечень профессий рабочих предприятий и организаций МАП (приложение №3 к инструктивному письму Минсобеса РСФСР от 31 января 1989 г. №1-18-И) разрешены к применению в настоящее время, значит, право на досрочную трудовую пенсию имеют работники инженерно-технического состава всех видов авиации (а не только гражданской), занятые на работах по аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов. Отсюда следует вывод, что работа по аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов в научно-исследовательских организациях (каким является ФГУП «Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С.А.Чаплыгина» (Государственный Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С.А.Чаплыгина) подлежит зачету не только в страховой, но и в специальный стаж работы в гражданской авиации. Порядок подсчета страхового стажа в гражданской авиации законом не определен, в типовом случае на основании п. 2 ст. 13 Закона № 173-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и подлежат зачету в случае уплаты работодателем за эти периоды работы страховых взносов. В отказной период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал в научно – исследовательской организации авиации - Государственном Сибирском научно - исследовательском институте авиации им. С.А.Чаплыгина (СибНИА им. С.А.Чаплыгина), о чем работодателем произведена запись в его трудовой книжке. Дополнительно истец представлял справку, уточняющую характер работы и условия труда от ДД.ММ.ГГГГ о занятости на работах в инженерно – техническом составе авиации. На зачете данного периода в стаж по техническому обслуживанию воздушных судов истец не настаивал, т.к. стаж в особых условиях труда по справке от ДД.ММ.ГГГГ выданной ОАО «Новосибирское авиационное производственное объединение им. В.П.Чкалова», справке от ДД.ММ.ГГГГ. выданной ОАО «Новосибирский авиаремонтный завод», при первичном обращении составлял более 24 лет (что более требуемых 20 лет). Однако отказ ответчика в зачете периода работы в СибНИА им. С.А.Чаплыгина с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в страховой стаж работы в гражданской авиации на основании вышеизложенного и с учетом информационного письма Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ рекомендующего засчитывать периоды работы на техническом обслуживании воздушных судов до вступления в силу (до ДД.ММ.ГГГГ Воздушного кодекса РФ без требования, что обслуживаемые суда являются судами гражданской авиации, считает незаконным. Просит суд признать действия по бездействию УПФ РФ в Калининском районе г. Новосибирска в назначении ему досрочной трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ незаконными. Обязать ответчика включить период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Сибирском научно - исследовательском институте авиации им. С.А.Чаплыгина в страховой стаж работы в гражданской авиации. Обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с даты первоначального обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ (даты наступления права). Обязать ответчика произвести перерасчет назначенной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание Заварзин В.П. не явился. О времени и месте слушания дела был извещён надлежащим образом. Представил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия, на заявленных требованиях настаивает ( л.д.27).

В судебном заседании интересы истца представляла Круглова Н.Б., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. ( л.д.26), которая поддержала исковые требования в полном объёме. Дала суду аналогичные пояснения.

В судебном заседании представитель ответчика УПФРФ в Калининском районе г.Новосибирска, Яровая И.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. исковые требования не признала. Представила письменные возражения на иск (л.д.28-30), доводы которых поддержала в полном объёме. В судебном заседании дополнительно пояснила, что вопрос о назначении досрочной пенсии может быть рассмотрен только при наличии документов, подтверждающих право на неё. Для решения вопрос о возможности зачёта в страховой стаж в гражданской авиации периода работы в Сибирском научно-исследовательском институте авиации им. С.А.Чаплыгина с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ необходимо предоставить документы, подтверждающие отнесение данной организации к гражданской авиации. При проведении документальной проверки обоснованности выдачи уточняющей справки указанные документы были отозваны.

Суд, выслушав пояснений представителей сторон, исследовав письменные доказательства по делу, руководствуясь законом, пришёл к следующему выводу:

В соответствии с требованиями подпункта 15 пункта 1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам:15) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 и 20 лет.

Из трудовой книжки истца, судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Заварзин В.П. работал в должности монтажника по радио и спец. Аппаратуре в Сибирском научно-исследовательском институте авиации им. С.А. Чаплыгина ;

с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ истец работал в Новосибирском авиационном заводе им. В.П. Чкалова (переименовано в ОАО «Новосибирское авиационное производственное объединение им. В.П.Чкалова)» в должности авиационного техника по РЭСО ( радио, элетро, свето оборудованию) в авиационном отряде, отдел № 30 – 3 года 2 дня;

ДД.ММ.ГГГГ в должности авиационного техника по приборам и электрооборудованию в авиационном отряде, отдел - 21 год 15 дней;

с ДД.ММ.ГГГГ работал в ОАО «Новосибирский авиаремонтный завод» в должности автотехника по авиационному радиоэлектронному оборудованию - 4 месяца 5 дней (л.д.10-15).

Реализуя свое право на досрочное назначение пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ Заварзин В.П. обратился в УПФ РФ в Калининском районе г.Новосибирска о назначении пенсии (л.д.16).

Как следует из содержания искового заявления, вышеназванное заявление УПФ РФ в Калининском районе г.Новосибирска было возвращено истцу с устным разъяснением о том, что данная пенсия ему не положена, в связи с недостаточностью специального стажа. Повторно с аналогичным заявлением истец обратился к начальнику УПФ РФ в Калининском районе г.Новосибирска ДД.ММ.ГГГГ о чём имеется штамп о принятии данного заявления ( л.д.17).

ДД.ММ.ГГГГ истцу был дан ответ на его обращение от ДД.ММ.ГГГГ. из которого следует, что вопрос о назначении пенсии, в т.ч. досрочно, может быть рассмотрен только при наличии документов, подтверждающих право на неё. Из представленных им документов установлено, что Заварзиным В.П. всего отработано в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации 24 года 4 месяца 25 дней. В результате документальной проверки УПФ РФ в г. Магадане достоверности представленных страхователем ООО Авиакомпания «Икар» индивидуальных сведений установлено, что отсутствуют документы, подтверждающие непосредственную занятость работников инженерно-технического состава предприятия в течение полного рабочего дня на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию судов гражданской авиации ( за исключением работ во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях). Предприятие осуществляло техническое обслуживание воздушных судов как на взлётных полосах аэродрома в аэропорту «Магадан-56», так и на посадочных площадках ( во вне аэродромных условиях) «Купол», «Кубака». В страховой стаж в гражданской авиации, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, представляется возможным включить следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ. в ООО Авиакомпания «Икар» в качестве авиационного техника по АиРЭО ( 4 мес.23 дня); ДД.ММ.ГГГГ в ООО Авиакомпания «Икар» в качестве авиационного техника АиРЭО ( 7 мес.20 дней). Всего страховой стаж в гражданской авиации составляет 25 лет 5 месяцев 8 дней. Для решения вопроса о возможности зачёта в страховой стаж в гражданской авиации периода работы в Сибирском научно-исследовательском институте авиации им. С.А.Чаплыгина периода работы с ДД.ММ.ГГГГ необходимо представить документы, подтверждающие отнесение данной организации к гражданской авиации. Право на назначение пенсии по представленным документам возникает с ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, судом установлено, что истцу УПФ РФ в Калининском районе г.Новосибирска не был включен период работы в Сибирском научно-исследовательском институте авиации им. С.А Чаплыгина с ДД.ММ.ГГГГ., в связи с отсутствием документов подтверждающих отнесение данной организации к гражданской авиации.

На (л.д.22) имеется копия справки уточняющей особый характер работы и условия труда, подтверждающая постоянную занятость на работах, предусмотренных Списками Сибирского научно-исследовательского института авиации им. С.А.Чаплыгина от ДД.ММ.ГГГГ из которой следует, что Заварзин В.П. работал в «СибНИА им.С.А. Чаплыгина» в лётно-исследовательской базе в качестве монтажника по радио и спец. аппаратуре летательных аппаратов в инженерно-техническом составе по непосредственному обслуживанию воздушных судов в условиях аэродрома полной рабочей недели с ДД.ММ.ГГГГ

Суд, проанализировав имеющиеся доказательства по делу, пришёл к выводу о том, что действия ответчика – УПФ РФ в Калининском районе г. Новосибирска об отказе в назначении Заварзину В.П. досрочно пенсии по старости являются незаконными, при этом суд исходит из следующего.

Подпунктом «и» п. 1 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации применяется Список должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991г. № 459.

Списком от 04 сентября 1991г. № 459, утверждённым Советом министров РСФСР « Об утверждении списков должностей работников лётного и инженерно - технического состава авиации, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет для назначения пенсий работникам авиации лётного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением» предусмотрено право на досрочную пенсию авиационных техников всех наименований инженерно-технического состава авиации, занятых на техническом обслуживании воздушных судов и других летательных аппаратов, в том числе и в летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях предприятий, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях … авиации.

Таким образом, Список должностей, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ , применяемый к подпунктам 13 - 15 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливает право на досрочную пенсию работников всех видов авиации, а не только гражданской.

Статьей 12 Воздушного кодекса Союза ССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 мая 1983 г., было предусмотрено, что к гражданским воздушным судам не относятся суда Министерства обороны СССР, Министерства внутренних дел СССР, Комитета государственной безопасности СССР, Всесоюзного добровольного общества содействия армии, авиации и флоту, а также судов других министерств, государственных комитетов и ведомств, предназначенные для опытно-конструкторских, экспериментальных и научно-исследовательских работ в области авиационной и другой техники.

Сфера действия данного Кодекса распространялась на основании ст. 3 Кодекса 1983 г. на всю гражданскую авиа