Номер дела | 2-1172/2014 ~ М-615/2014 |
Дата суд акта | 16 апреля 2014 г. |
Категория гражданского дела | Споры из нар. пенс. зак. - иски физ.лиц к Пенсионному фонду РФ |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Стороны по делу | |
ИСТЕЦ | Заварзин В. П. |
ОТВЕТЧИК | УПФР Управление пенсионного фонда РФ в Калининском р-не г. Новосибирска |
Представитель ответчика | Яровая И.В. |
Дело № 2-1172/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 апреля 2014 г. г. Новосибирск
Калининский районный суд г.Новосибирска в составе:
Председательствующего судьи Емельяновой В.О.
При секретаре Коневой И.И.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заварзина Валерия Павловича к УПФ РФ в Калининском районе г.Новосибирска о признании действий по бездействию в назначении досрочной пенсии незаконными, включении периода работы, обязании назначить досрочно трудовую пенсию, произвести перерасчёт пенсии,
у с т а н о в и л :
Заварзин В.П. обратился в суд с исковым заявлением к УПФ РФ в Калининском районе г.Новосибирска о признании действий по бездействию в назначении досрочной пенсии незаконными, включении периода работы, обязании назначить досрочно трудовую пенсию, произвести перерасчёт пенсии. В иске указал, что в ДД.ММ.ГГГГ. он обратился в УПФ РФ в Калининском районе г. Новосибирска со всеми необходимыми документами (включая справки о специальном стаже работы в инженерно-техническом составе гражданской авиации на аэродромном техническом обслуживании воздушных судов гражданской авиации в Государственном Сибирском научно - исследовательском институте авиации имени С.А.Чаплыгина, ОАО «Новосибирское авиационное производственное объединение им. В.П.Чкалова», ОАО «Новосибирский авиаремонтный завод», ООО «Авиакомпания «Икар») за назначением досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Регистрация заявления была произведена ДД.ММ.ГГГГ После рассмотрения его заявления все документы ему вернули с устным заключением: досрочная пенсия с ДД.ММ.ГГГГ. (с момента наступления права, т.е. исполнения возраста 55 лет) ему не положена в связи с недостаточной продолжительностью специального стажа, было предложено доработать несколько месяцев. Отработав еще около 8 месяцев, истец повторно обратился за назначением досрочной пенсии в сентябре 2012г. И вновь в назначении пенсии ему было отказано устно. Только после его письменного заявления на имя начальника УПФ РФ за разъяснением по вопросу повторного отказа в назначении пенсии досрочная пенсия ему была назначена с ДД.ММ.ГГГГ Одновременно было разъяснено в ответе УПФ РФ ДД.ММ.ГГГГ. № что при первоначальном обращении за назначением пенсии в ДД.ММ.ГГГГ ему не был засчитан период работы в Государственном Сибирском научно - исследовательском институте авиации имени С.А.Чаплыгина не только в стаж работы в инженерно – техническом составе по непосредственному аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов, но и в страховой стаж работы в гражданской авиации (при наличии справки, уточняющей особый характер работы от ДД.ММ.ГГГГ №). Было предложено представить документы (без разъяснения – какие документы), подтверждающие отнесение этой организации к гражданской авиации. Считает бездействие УПФ РФ в Калининском районе г. Новосибирска в назначении ему досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ с 18 ноября 2011г. (исполнения возраста 55 лет) неправомерными по следующим причинам: в соответствии с п.п. 15 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии предоставляется мужчинам при достижении возраста 55 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации не менее 20 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет. Во исполнение указанной нормы принято постановление Правительства РФ от 18 июля 2002г. № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Подпунктом «и» п. 1 Постановления от 18 июля 2002г. № 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации применяется Список должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991г. № 459 (далее - Список от 04.09.1991г. № 459). Указанным Списком от 04 сентября 1991г. № 459 предусмотрено право на досрочную пенсию авиационных техников всех наименований инженерно-технического состава авиации, занятых на техническом обслуживании воздушных судов и других летательных аппаратов, в том числе и в летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях предприятий, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях … авиации, т.е. без ограничения условием, что норма Списка применима только к работникам, занятым на обслуживании гражданских воздушных судов гражданской авиации. Кроме вышеназванного Списка п.п. 15 п. 1 ст. 27 применяется Перечень профессий рабочих предприятий и организаций МАП (Министерства авиационной промышленности), далее – Перечень № 1-18-И, которым предусмотрены профессии, не относящиеся к гражданской авиации, но признанные тождественными авиационным техникам всех наименований (приложение № 3 к инструктивному письму Минсобеса РСФСР от 31 января 1989 г. № 1-18-И). Если Список должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР 04 сентября 1991г. № 459 и Перечень профессий рабочих предприятий и организаций МАП (приложение №3 к инструктивному письму Минсобеса РСФСР от 31 января 1989 г. №1-18-И) разрешены к применению в настоящее время, значит, право на досрочную трудовую пенсию имеют работники инженерно-технического состава всех видов авиации (а не только гражданской), занятые на работах по аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов. Отсюда следует вывод, что работа по аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов в научно-исследовательских организациях (каким является ФГУП «Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С.А.Чаплыгина» (Государственный Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С.А.Чаплыгина) подлежит зачету не только в страховой, но и в специальный стаж работы в гражданской авиации. Порядок подсчета страхового стажа в гражданской авиации законом не определен, в типовом случае на основании п. 2 ст. 13 Закона № 173-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и подлежат зачету в случае уплаты работодателем за эти периоды работы страховых взносов. В отказной период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал в научно – исследовательской организации авиации - Государственном Сибирском научно - исследовательском институте авиации им. С.А.Чаплыгина (СибНИА им. С.А.Чаплыгина), о чем работодателем произведена запись в его трудовой книжке. Дополнительно истец представлял справку, уточняющую характер работы и условия труда от ДД.ММ.ГГГГ № о занятости на работах в инженерно – техническом составе авиации. На зачете данного периода в стаж по техническому обслуживанию воздушных судов истец не настаивал, т.к. стаж в особых условиях труда по справке от ДД.ММ.ГГГГ № № выданной ОАО «Новосибирское авиационное производственное объединение им. В.П.Чкалова», справке от ДД.ММ.ГГГГ. № выданной ОАО «Новосибирский авиаремонтный завод», при первичном обращении составлял более 24 лет (что более требуемых 20 лет). Однако отказ ответчика в зачете периода работы в СибНИА им. С.А.Чаплыгина с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в страховой стаж работы в гражданской авиации на основании вышеизложенного и с учетом информационного письма Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № рекомендующего засчитывать периоды работы на техническом обслуживании воздушных судов до вступления в силу (до ДД.ММ.ГГГГ Воздушного кодекса РФ без требования, что обслуживаемые суда являются судами гражданской авиации, считает незаконным. Просит суд признать действия по бездействию УПФ РФ в Калининском районе г. Новосибирска в назначении ему досрочной трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ незаконными. Обязать ответчика включить период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Сибирском научно - исследовательском институте авиации им. С.А.Чаплыгина в страховой стаж работы в гражданской авиации. Обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с даты первоначального обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ (даты наступления права). Обязать ответчика произвести перерасчет назначенной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание Заварзин В.П. не явился. О времени и месте слушания дела был извещён надлежащим образом. Представил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия, на заявленных требованиях настаивает ( л.д.27).
В судебном заседании интересы истца представляла Круглова Н.Б., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. ( л.д.26), которая поддержала исковые требования в полном объёме. Дала суду аналогичные пояснения.
В судебном заседании представитель ответчика УПФРФ в Калининском районе г.Новосибирска, Яровая И.В., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ. исковые требования не признала. Представила письменные возражения на иск (л.д.28-30), доводы которых поддержала в полном объёме. В судебном заседании дополнительно пояснила, что вопрос о назначении досрочной пенсии может быть рассмотрен только при наличии документов, подтверждающих право на неё. Для решения вопрос о возможности зачёта в страховой стаж в гражданской авиации периода работы в Сибирском научно-исследовательском институте авиации им. С.А.Чаплыгина с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ необходимо предоставить документы, подтверждающие отнесение данной организации к гражданской авиации. При проведении документальной проверки обоснованности выдачи уточняющей справки указанные документы были отозваны.
Суд, выслушав пояснений представителей сторон, исследовав письменные доказательства по делу, руководствуясь законом, пришёл к следующему выводу:
В соответствии с требованиями подпункта 15 пункта 1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам:15) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 и 20 лет.
Из трудовой книжки истца, судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Заварзин В.П. работал в должности монтажника по радио и спец. Аппаратуре в Сибирском научно-исследовательском институте авиации им. С.А. Чаплыгина ;
с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ истец работал в Новосибирском авиационном заводе им. В.П. Чкалова (переименовано в ОАО «Новосибирское авиационное производственное объединение им. В.П.Чкалова)» в должности авиационного техника по РЭСО ( радио, элетро, свето оборудованию) в авиационном отряде, отдел № 30 – 3 года 2 дня;
ДД.ММ.ГГГГ в должности авиационного техника по приборам и электрооборудованию в авиационном отряде, отдел № - 21 год 15 дней;
с ДД.ММ.ГГГГ работал в ОАО «Новосибирский авиаремонтный завод» в должности автотехника по авиационному радиоэлектронному оборудованию - 4 месяца 5 дней (л.д.10-15).
Реализуя свое право на досрочное назначение пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ Заварзин В.П. обратился в УПФ РФ в Калининском районе г.Новосибирска о назначении пенсии (л.д.16).
Как следует из содержания искового заявления, вышеназванное заявление УПФ РФ в Калининском районе г.Новосибирска было возвращено истцу с устным разъяснением о том, что данная пенсия ему не положена, в связи с недостаточностью специального стажа. Повторно с аналогичным заявлением истец обратился к начальнику УПФ РФ в Калининском районе г.Новосибирска ДД.ММ.ГГГГ о чём имеется штамп о принятии данного заявления ( л.д.17).
ДД.ММ.ГГГГ истцу был дан ответ № на его обращение от ДД.ММ.ГГГГ. № из которого следует, что вопрос о назначении пенсии, в т.ч. досрочно, может быть рассмотрен только при наличии документов, подтверждающих право на неё. Из представленных им документов установлено, что Заварзиным В.П. всего отработано в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации 24 года 4 месяца 25 дней. В результате документальной проверки УПФ РФ в г. Магадане достоверности представленных страхователем ООО Авиакомпания «Икар» индивидуальных сведений установлено, что отсутствуют документы, подтверждающие непосредственную занятость работников инженерно-технического состава предприятия в течение полного рабочего дня на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию судов гражданской авиации ( за исключением работ во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях). Предприятие осуществляло техническое обслуживание воздушных судов как на взлётных полосах аэродрома в аэропорту «Магадан-56», так и на посадочных площадках ( во вне аэродромных условиях) «Купол», «Кубака». В страховой стаж в гражданской авиации, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, представляется возможным включить следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ. в ООО Авиакомпания «Икар» в качестве авиационного техника по АиРЭО ( 4 мес.23 дня); ДД.ММ.ГГГГ в ООО Авиакомпания «Икар» в качестве авиационного техника АиРЭО ( 7 мес.20 дней). Всего страховой стаж в гражданской авиации составляет 25 лет 5 месяцев 8 дней. Для решения вопроса о возможности зачёта в страховой стаж в гражданской авиации периода работы в Сибирском научно-исследовательском институте авиации им. С.А.Чаплыгина периода работы с ДД.ММ.ГГГГ необходимо представить документы, подтверждающие отнесение данной организации к гражданской авиации. Право на назначение пенсии по представленным документам возникает с ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, судом установлено, что истцу УПФ РФ в Калининском районе г.Новосибирска не был включен период работы в Сибирском научно-исследовательском институте авиации им. С.А Чаплыгина с ДД.ММ.ГГГГ., в связи с отсутствием документов подтверждающих отнесение данной организации к гражданской авиации.
На (л.д.22) имеется копия справки уточняющей особый характер работы и условия труда, подтверждающая постоянную занятость на работах, предусмотренных Списками Сибирского научно-исследовательского института авиации им. С.А.Чаплыгина от ДД.ММ.ГГГГ из которой следует, что Заварзин В.П. работал в «СибНИА им.С.А. Чаплыгина» в лётно-исследовательской базе в качестве монтажника по радио и спец. аппаратуре летательных аппаратов в инженерно-техническом составе по непосредственному обслуживанию воздушных судов в условиях аэродрома полной рабочей недели с ДД.ММ.ГГГГ
Суд, проанализировав имеющиеся доказательства по делу, пришёл к выводу о том, что действия ответчика – УПФ РФ в Калининском районе г. Новосибирска об отказе в назначении Заварзину В.П. досрочно пенсии по старости являются незаконными, при этом суд исходит из следующего.
Подпунктом «и» п. 1 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации применяется Список должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991г. № 459.
Списком от 04 сентября 1991г. № 459, утверждённым Советом министров РСФСР « Об утверждении списков должностей работников лётного и инженерно - технического состава авиации, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет для назначения пенсий работникам авиации лётного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением» предусмотрено право на досрочную пенсию авиационных техников всех наименований инженерно-технического состава авиации, занятых на техническом обслуживании воздушных судов и других летательных аппаратов, в том числе и в летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях предприятий, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях … авиации.
Таким образом, Список должностей, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №, применяемый к подпунктам 13 - 15 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливает право на досрочную пенсию работников всех видов авиации, а не только гражданской.
Статьей 12 Воздушного кодекса Союза ССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 мая 1983 г., было предусмотрено, что к гражданским воздушным судам не относятся суда Министерства обороны СССР, Министерства внутренних дел СССР, Комитета государственной безопасности СССР, Всесоюзного добровольного общества содействия армии, авиации и флоту, а также судов других министерств, государственных комитетов и ведомств, предназначенные для опытно-конструкторских, экспериментальных и научно-исследовательских работ в области авиационной и другой техники.
Сфера действия данного Кодекса распространялась на основании ст. 3 Кодекса 1983 г. на всю гражданскую авиа